Часть 10-я

«Земельный», «аграрный» вопрос решался (и разрешился) у нас в мировых и «гражданских» войнах, на полях и в лагерях которых полегли все «лишние» русские едоки и работники.

* * *

Необъятность российских пространств есть одна из основных причин разрежённости российского общества и вековой атомизированности его членов. Ну, а главная, разумеется, та, что русским всё время не давали набрать необходимую критическую массу, неизменно втягивая их то в одну, то в другую мировую бойню.

* * *

Американцы стремятся сделать из человека хорошего специалиста, видят в человеке всего лишь исходный материал для этого, а у русских самое важное — чтобы человек был хороший; они видят в человеке и хотят видеть прежде всего человека — хорошего, доброго, справедливого. А нас пытаются убедить, что мы похожи, чуть ли не одинаковы, — да ничего общего!

* * *

Запад давно уже вопиёт: остановись, мгновенье! Осталось только прийти Мефистофелю и забрать его душу.

* * *

Женщины позже мужчин умирают, но раньше старятся. Мораль: не женитесь на одногодках, берите в жёны девиц помоложе.

* * *

Как акула, запутавшись в сетях, засев намертво на крюк, от обездвиженья задыхается и погибает, так и трудоголик, будучи предоставлен самому себе, может свихнуться от безделья.

* * *

У американцев ум техногенный; у русских — гуманитарный. У нас и у них — разная иерархия ценностей. Для нас важен сам человек и его качества — его внутренний мир и духовное богатство: доброта, кругозор, знания, образованность, широта взглядов и разносторонность интересов. Для американцев важны умения и навыки человека, материальный достаток, успех и богатство. У нас — цивилизация для человека, у них — человек для цивилизации (утилизация личности). Американцам принадлежит настоящее, русским — будущее.

* * *

Западный человек — хомо фабер, хомо габuлuс, человек деятельный, умелый. Русский — хомо сапиенс, религизно-духовный. В западном человеке главное — деятельно-материальное начало. В русском — созидательно-духовное. Взгляд западного человека обращён вовне, взор русского — внутрь. Pycский человек — есть условие и возможность непрерывности самопознания человечества. Русские — самопознающее начало человечества. (С уходом с исторической сцены античных греков с их бесподобной рефлексией.)

* * *

Мы не можем ни догнать, ни перегнать Америку, потому что играем на разных площадках, в совершенно разные игры.

* * *

А вот Европа (в отличие от Америки) тоже когда-то демонстрировала образцы высочайшей духовности — в Средневековье, злонамеренно ославленное мракобесами «тёмным» и «мракобесным».

* * *

Ирония истории — советское Средневековье было в точности таким, каким изображали советские авторы западноевропейское: тёмным, мракобесным, жестоким, кровавым, суеверным, глумливо-безбожным, преступным. Сами себя высекли. Изваяли прямо-таки монументально, выговорили всё, что на уме и за душой было.

* * *

Если до 1917 года в России была (по внутреннему, поддающемуся расшифровке смыслу) эпоха трагических случайностей, драматических обмолвок, ошибок, недоговорённостей и возможностей, то — после семнадцатого — наступила эпоха Рока (как его понимали древние), таившая в себе сколько угодно сюжетов для трагедий, эпоха трагедии в самом высоком и точном смысле. (Эпоха трагедий Шекспира.)

* * *

Идеал Америки — злато, Европы — сила, России — правда.

* * *

Приобретая хорошие манеры, учатся скрывать изъяны ума и характера.

* * *

За хорошими манерами нередко скрывается обыкновенная стервозность.

* * *

Тогда и Господь Бог расист и националист — ведь это Он разделил людей на расы и нации.

* * *

В Америке как ни стараются перемешать расы, постоянно встряхивая старый, доставшийся по наследству от отцов-основателей расовый коктейль, а они всё распадаются на прежние разноцветные фракции.

(Это только в голливудско-дримреалистических фильмах-сказках Америка едина, и белый и чёрный в ней друг другу товарищ и брат.)

* * *

Истинные причины большинства наших поступков достаточно низменны, и поэтому мы невольно их приукрашиваем, скрывая, в первую очередь от самих себя, их подоплёку.

* * *

У европейцев черты резкие, волевые, приземлённые, выдающие приверженность и предрасположенность к материальному. У славян, и у русских в частности и в особенности, — мягкие, округлые, мечтательные, выдающие отрешённость от материального, неудачливость в земных делах. Но если Бог существует, то мы к Нему ближе.

* * *

Лучшие всегда остаются, а не уезжают, не убегают, не смываются скоренько, когда Родине становится плохо. Лучшие остаются — и в этом тоже надежда России.

* * *

Поэтому первая русская эмиграция, абсолютно вынужденная и потому единственно подлинно русская, так стремилась назад в Россию — потому что были изгнаны, выброшены, исторгнуты действительно лучшие. Все последующие возвращаться не думают. И тем самым определили себе настоящую цену.

* * *

Русскому человеку никогда не везло, ничто не плыло само в руки, за всё приходилось платить сполна — и в этом подлинное его везение, потому что всему теперь он знает истинную цену.

* * *

Потакая своим аутсайдерам и маргиналам, американцы заклинают Судьбу. Америка — единственная страна, которой по карману содержать многочисленный люмпен-пролетарский слой, обеспечивая ему такие условия, при которых он не только благополучно существует, но и увеличивается, стремясь стать влиятельным классом богатого и больного общества. Откупаясь от паразитов сейчас, имея для этого пока ещё достаточно средств, Америка пестует свою погибель в будущем, когда эти средства рано или поздно иссякнут. Америка чревата своей погибелью уже сейчас, только дай Бог, чтобы эта вселенского масштаба катастрофа случилась не при нашей и наших детей жизни.

* * *

В наших городах преобладает деревенский уклад жизни, потому что в них преобладают недавние выходцы из деревни, привнёсшие в городскую жизнь привычки жизни деревенской.

* * *

Знаменитая формула Прудона: собственность есть кража — классика для России.

* * *

Кочевники были хорошими воинами, но плохими солдатами, неспособными к тяготам регулярной службы. Поэтому, в конечном счёте, они и сошли с исторической сцены, уступив её оседлым, земледельческим народам.

* * *

Аграрно-крестьянский военный строй России. Деревня, крестьянство всегда поставляли лучших солдат-воинов. Крестьянский Рим был непобедим. Крестьянская Россия — тоже.

* * *

Лучшие солдаты — пахари: терпеливые, выносливые, дисциплинированные.

* * *

Жить на Западе удобно, но скучно и неинтересно. Русский человек, выросший в условиях русской духовности, там просто задохнётся. Ему до всего есть дело, он всё хочет знать, во всё вникнуть, во всём разобраться. Мы ужасно деятельны и ужасно любознательны, не надо на нас наговаривать: мы ленивы и нелюбопытны только тогда, когда нам это выгодно. (А сейчас выгодно быть деятельным и любознательным.)

* * *

Кто лучше — кто трусливо бежит с поля боя или кто, сражаясь до конца, погибает? Кто первым, расталкивая женщин и детей, бросается в первую же шлюпку, спущенную на воду с тонущего корабля, или кто, имея возможность покинуть его, сознательно пренебрегает ею? Кто лучше — идущие до конца и не уклоняющиеся от верной гибели Сократ и Томас Мор или преуспевшие в жизни и понаторевшие в искусстве выживания и мимикрии Талейран и Фуше? Поэтому не стоит заблуждаться на счёт тех, кто уехал из России в её трудную, переломную, судную годину. На Родине остались лучшие.

* * *

Пример Америки (и Канады с Австралией) — ни одного великого, тем более гениального, ума, философа, писателя, поэта, художника — ни одного своего, доморощенного гения. Зато масса спецов — нобелевских лауреатов, зачастую заезжих, заёмных. Не родятся умы среди беженцев, только на своей, родной, унавоженной телами и духом предков культурной почве.

* * *

Россия ничего не потеряла, будучи покинутой многими, просто освободила место для нового, для новых людей, которые станут работать не для того, чтобы, нажив капитал, благополучно улизнуть: в конце концов и у русских должно быть не меньше оснований для национальной гордости и патриотизма, чем у американцев, — только основания, конечно же, совершенно разные — у тех гордость оттого, что живут в самой богатой стране, а у русских — что живут в самой духовно богатой.

* * *

Чувство собственного достоинства предполагает его наличие в любом другом человеке и безусловно уважает его.

* * *

Уважение к ближнему — это прежде всего уважение к самому себе. Hе уважающий других не способен уважать и себя.

* * *

Кого Бог любит, того приготавливает... к смерти — через болезни, неудачи, крушение надежд, утрату близких, разорение, житейские неурядицы, катастрофы и т.д.

* * *

Россия — христианская страна. Пока не поймём этого, ничего хорошего не будет и к лучшему ничего не изменится — никакие заклинания, схемы, шаблоны, советы и заморские рекомендации не помогут.

* * *

Русские — христианский народ. Возрождение России невозможно без возрождения русского народа, а его не возродишь без возрождения Православия.

* * *

Психоанализ — изобретение не-христианского ума и не христианского ума дело.

* * *

Бог не любит Америку — она слишком для этого богата. От трудов праведных не наживёшь палат каменных. Праведный труд не ведёт к богатству, самое большее, к сносному достатку. Подлинное богатство — духовное. Америка материально богата (до неприличия даже), но духовно убога.

* * *

Почему Англия покровительствовала политическим эмигрантам, выходцам из Франции, Германии, Австро-Венгрии, России? Потому что это были враги её врагов и её потенциальные союзники. Покровительница гонимых, себе на уме, добрая старушка Англия.

Так же и Америка — враги её врагов её друзья: покровительство «диссидентам» (из стран Восточной Европы и СССР). Нам бы их настойчивость и последовательность в осознании и отстаивании своих национальных интересов.

* * *

Была история и с точки зрения классовой борьбы, труда и капитала, была и с точки зрения борьбы демократии и свободы с тоталитаризмом и тиранией... Не было только честной истории, истории того, что было на самом деле. И неизвестно, когда будет.

* * *

Ссорят народы политики, которые чаще воплощают, отражают и концентрируют пороки и изъяны своих народов, нежели их достоинства и добродетели.

Народы чаще всего ссорятся из-за своих политиков, которые, ссорясь между собой, стравливают народы для выяснения отношений.

* * *

Ссорятся политики, а дерутся народы, неся все убытки от драки. Одним — награды да золотишко, а другим — синяки и шишки.

* * *

Не мыслящий тростник, но флейта из него. (А тростник-то не сахарный.)

* * *

России не нужно было отдавать Севастополь, как не отдала Англия Гибралтар. И за Южные Курилы нужно держаться, как Англия держится за Мальвины. В конце концов нужно чему-то учиться у столпов свободы и демократии.

* * *

Оказавшись на вершине власти, политик перестаёт проводить свою волю, а становится орудием — или игрушкой — Высших сил.

* * *

Сосредоточившись на внутренних делах и проблемах, Россия и русские примутся — деваться некуда — за возрождение собственно русской, в русских национальных рамках, культуры — тогда и начнётся (да она уже исподволь и началась) русская эпоха Возрождения.

* * *

Странные мы люди, странный мы народ — в почёте у нас не святые подвижники, а различного рода сомнительные личности — актёры, музыканты, люди весьма сомнительных нравственных качеств, своего рода образцы беспутно-распутной жизни. По ним равняемся, по ним равняют. А образцы истинной нравственности пылятся в чулане, в запасниках.

* * *

Слабость нередко выступает в обличье силы, решительности, мужественности; сила же подчас скрывается под личиной слабости, застенчивости, робости.

* * *

Когда перестанут носиться с певицами, актёрами, словоблудами и борзописцами, тётями и дядями в телеящиках, чтецами-декламаторами и краснобаями-проповедниками-вещунами, прорицателями-провидцами-экстрасенсами, а начнут уважать пахарей и учителей, воинов и лекарей, стариков, детей и матерей, жалеть слабых, больных, обобранных, обездоленных, раздавленных и посрамлённых, оплёванных, зачуханных и затюканных — вот тогда и наступит вразумление России.

* * *

Столичные жители умеют и любят всё, кроме одного — делать дело. В этот, по-русски неподъёмный, воз они предпочитают впрягать провинциалов — пущай себе привычно надрываются.

* * *

В России нужно жить одним днём.

* * *

Если хочешь прожить долго, научись жить одним днём.

* * *

И хорошие писатели когда-то плохо начинали.

* * *

Уровень компетентности и порядочности чиновников стал намного ниже, а уровень коррумпированности — несравненно выше, чем был при коммунистах.

* * *

Ленивые редко ошибаются, зато часто спотыкаются.

* * *

Что-что, а свою яму ленивый всегда найдёт, на свои грабли всегда наступит.

* * *

Бездельник избегает ошибок, но нарывается на неприятности.

* * *

Кто ничего не делает, тот зависит от чужих ошибок.

* * *

Нередко бездельники имеют вид очень деятельных натур.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.