3. Ислам как система

Ислам. Философские проблемы военного аспекта

3. Ислам как система.
Ислам, будучи исключительно широкодиапазонной религией, далеко не сводящейся только к вере в Аллаха, представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того — основу целой цивилизации. Предписания ислама пронизывают жизнь мусульманина от рождения до самой смерти, во многом определяя его социальное поведение. Ислам в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру — словом, он сохранил до настоящего времени свою жизнеспособность как мощная религиозно-культурная традиция.
В то же время о мусульманском мире как о некой целостности нельзя говорить даже условно. Исповедующие ислам народы по своим языкам, обычаям, культуре, традициям существенно отличаются друг от друга, да и сама мусульманская религия в различных странах и регионах испытала на себе воздействие местных верований и традиций. Отсюда — своеобразный синкретизм, столь зримо присутствующий, к примеру, в северокавказском или африканском “исламах”. В поверженном Ираке и в ныне здравствующей Сирии у власти – партия Баас, называющая себя партией арабского социалистического возрождения. Как бы там ни было, власти бывшего Ирака и нынешней Сирии держали исламское духовенство подальше от власти. Сейчас США планируют создание в Ираке «исламской республики», что приведет в конечном итоге к нарушению сложившегося в те годы равновесия и к усилению позиций военного ислама в регионе. Шииты Ирака и раньше были тайными сторонниками Ирана, теперь они получили свой «карт-бланш».
 Мусульмане обитают по меньшей мере в двух культурных сферах. Одна из них — врожденная и впитанная с молоком матери местная культура родной страны, этнического окружения, другая — приобретенная и осознанная принадлежность к исламу, всей мусульманской культуре. Количество мусульман в мире постоянно растет, но этот рост пропорционален росту населения, традиционно исповедующего ислам. За последнее столетие почти не замечено проникновение этой религии в новые этносы, за исключением активной миграции мусульманских масс на территории большинства экономически-развитых государств, в особенности – бывших метрополий, таких, например, как Великобритания, Франция, Германия, Россия. Но сам характер ислама позволяет исламскому истеблишменту в короткое время поставить движение народных мусульманских масс за национальную независимость или за социальную справедливость под исламские знамена. Особенно это заметно там, где на исконной территории присутствуют иностранные войска, или где мусульманское население ущемляется по этническому признаку, как, например, в бывшей Югославии, где перманентно ислам уже завоевал Косово.
В других регионах ислам активно снижает образовательный уровень мусульман, как, например, в Иране, или в талибском Афганистане, делая муллу единственным или основным источником информации и наставником молодежи.
Говоря об исламе, как о системе, следует учитывать еще одну особенность – его военную мобильность: как ни какой другой конфессии, исламские проповедники способны вывести на улицы в короткое время огромные массы верующих. Какая-то публикация в какой-то европейской газете или какое-то высказывание Папы римского послужило поводом для одновременного выхода на улицы миллионов людей в разных странах, людей, которые до того ничего не знали о той газетке и не читали выступлений папы. Здесь за мобильностью просматривается отличная организация, а реакция на скандалы скорее выглядит как проба сил, отработка методик организации мусульманских масс под знамена военного ислама.
 Такая мобильность мусульманских масс во многих районах мира связана с менталитетом этноса, но этого объяснения во всяком случае недостаточно: дело скорее всего в том, что ислам способен проявлять себя, как определенная система организации общества, причем система, позволяющая небольшой группе «исламского истеблишмента» возбуждать религиозный фанатизм в больших массах людей. Появление «исламских» государств завершает формирование ислама, как системы, в которой военная составляющая может играть второстепенную роль, как, например, в Иордании, или роль основополагающую, как в Иране.

4. Современность: ислам политический - ислам военный. (продолжение следует)

Далее - http://www.proza.ru/2008/04/05/4 


Рецензии
«Сейчас США планируют создание в Ираке «исламской республики», что приведет в конечном итоге к нарушению сложившегося в те годы равновесия и к усилению позиций военного ислама в регионе.»

То есть усиление агрессии и, как следствие, ответных действий США? И далее – раскручивание нового конфликта? Если – да, то какой в этом смысл?

«ислам способен проявлять себя, как определенная система организации общества, причем система, позволяющая небольшой группе «исламского истеблишмента» возбуждать религиозный фанатизм в больших массах людей.»

Другим религиям это не присуще? Или эта стадия развития религии для других пройденный вариант? «Молодость» ислама может быть причиной этого его свойства?

Анжелика Габриелян   07.03.2014 13:34     Заявить о нарушении
Анжелика! Я вижу. Вы заинтересовались этой работой. Поэтому поясню. как она появилась.

В 2007 году моему внуку Ивану, обучавшемуся в 11-м классе гимназии предстояло выбрать тему реферата по истории. В семье иногда возникали разговоры об Иране, Афганистане, в основном среди моих взрослых детей - сына и дочери. В 70-е - 80-е годы офицеры, вернувшиеся от иранской границы, а впоследствии из Афганистана, заходили к нам, и мы обсуждали виденное и слышанное. Кроме того я руководил десятком экспедиций разведывательной маневренной группы на границу с Ираном и в Афганистан. Теперь оказалось что дети, на которых мы тогда, во время наших разговоров, не обращали внимания, многое запомнили, да часто такое, что я и сам забыл.
Естественно, Иван выбрал для реферата тему, связанную с исламским экстремизмом и революцией в Иране. Но как было его отрывочные знания пополнить и привести в систему? Я предоставил в его распоряжение книгу С.Л.Агаева "Иран между прошлым и будущим", книгу И.В.Журавлёва, С.А.Мелькова и Л.И.Шершнева "Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России", а также книгу Е.М.Примакова "Ближний Восток на сцене и за кулисами", т.е. все бумажные издания, оказавшиеся под рукой, и посоветовал просмотреть в Интернете материалы сессий Экспертного Совета Комитета по международным делам РФ в этой сати.по международным делам. Иван читает быстро и умеет работать с книгой.
Но, просматривая рекомендованные Ване материалы, я понял. что так дело не пойдёт:
1. В книгах я обнаружил позиции, которые мне самому показались неверными, или спорными.
2. Для ученика усвоит столько материала за короткое время при том, что "заедали" бесчисленные викторины, было просто не реально.
3. У самого одиннадцатиклассница не было такого опыта, чтобы понять, какие суждения авторов обусловлены сиюминутными интересами России и не соответствуют где-то тому, что происходило на самом деле, а где-то просто политизированы, или отражают исключительную и ничем не подтверждённую точку зрения самих авторов.
Мне хотелось, чтобы Иван понял, что есть два исламских полюса, причём каждый способен выбрать из первоисточников ему угодные суры и аяты.
Наконец, я отдавал себе отчёт, что сам я в какой-то степени закомплексован, что мне самому предстоит пересмотреть какие-то свои позиции.
Тогда я и написал это эссе, стараясь придать изложению популярную форму, но и привести в систему некоторые понятия (о панисламизме, роли великих держав, возможных путях развития).
Думаю, не все мои суждения бесспорны: я ведь не был ни в Иране, ни на Ближнем Востоке.

После 2007 года прошло время и кое-что изменилось. Но я не стал вносит в изложение каких-либо изменений. Какие-то мои выводы оказались пророческими, значит в этой части я не ошибался. Какие-то выводы может быть и не оправдаются. Появится ли панисламская империя, которую предсказал Солженицын, но о которой я написал и привёл доказательства, что она невозможна? Поживём - увидим.

Теперь, Анжелика ответ на Ваш вопрос. Действительно, возбуждать религиозный фанатизм в больших массах людей свойственно и другим религиям. Но я убеждён - в гораздо меньшей степени, чем Исламу, и думаю, что в эссе я показал, почему это так. История показывает, что фанатизм масс, вызываемый политической идеологией со временем ослабевает и даже исчезает. Но религиозный фанатизм обусловлен воспитанием человека с пелёнок и поэтому особенно живуч.

Другой ваш вопрос: какой смысл для США раскручивать конфликты? Я думаю - кризисы и попытка избежать рецидивов, давая пишу ВПК и общественному мнению. Кстати, не только для США. Нынешний демарш РФ в Украине я не считаю продуманной политикой, вопросов много.

Ваш!

Станислав Бук   07.03.2014 15:44   Заявить о нарушении
"Но я убеждён - в гораздо меньшей степени, чем Исламу, и думаю, что в эссе я показал, почему это так. История показывает, что фанатизм масс, вызываемый политической идеологией со временем ослабевает и даже исчезает. Но религиозный фанатизм обусловлен воспитанием человека с пелёнок и поэтому особенно живуч."

А как же фашистская Германия? там несколько иное, но что-то родственное явно было. И вопросы религии тоже затрагивались - на этих струнах тоже играли. У меня такое впечатление сложилось.

Спасибо за подробный ответ, Станислав Иванович!
Да, меня эта тема интересует - потому что большую часть жизни прожила и сейчас живу в Закавказье. Очень хочется знать - почему между нами такая грань пролегает. Докопаться до "начала".

Анжелика Габриелян   07.03.2014 15:53   Заявить о нарушении
Анжелика, так фраза "фанатизм масс, вызываемый политической идеологией со временем ослабевает и даже исчезает" - это о фашистской Германии. Сегодня немцы в подавляющем большинстве считают это каким-то наваждением, неоправданной дурью... А вот релиозный фанатизм поляков и западных украинцев - это фанатиз и от родителей и от истории, он помножен на политику и потому приближается к нацизму, причём по убеждению, который и со временем не иссякнет. Так и религиозный фанатизм "воинов ислама" становится ярым, когда вмешивается политика религиозных, этнических и политических кланов. Но за этим экстремизмом нет истории: во многих странах люди разных конфессий мирно жили бок о бок.

Станислав Бук   07.03.2014 16:06   Заявить о нарушении
То есть можно - по примеру поляков и украинцев - предположить, что и исламские нации неоднородны в своей склонности к религиозному фанатизму?
Ну, что-то вроде опухоли - у одних наций (как у мусульман, так и у христиан) проявляется сильней, у других меньше?

Анжелика Габриелян   07.03.2014 16:17   Заявить о нарушении
Анжелика, крупные конфессии интернациональны и могут объединять людей различных этносов и в хорошем и в плохом. разумеется степень влияния религии зависит от многих факторов, и в первую очередь от социальных да Вы и сами это знаете лучше меня: в СССР у людей была определённая уверенность в завтрашнем дне, и не было поэтому почвы для религиозного фанатизма. Её создавали искусственно после падения СССР.

Станислав Бук   07.03.2014 16:32   Заявить о нарушении
Да, наверное, так и есть - чем тяжелее жизнь, тем легче людей накручивать, в том числе религиозно.

Анжелика Габриелян   07.03.2014 16:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.