На берегу моря. Геленджик

Разбудил горн. Заливисто тараторя, звуки врывались в раскрытые окна каменного корпуса. Я натянул на ноги белые парусиновые тапочки и выскочил на улицу. Вожатая уже стояла на ступеньках и поглядывала на часы.

- бегом на стадион, Гриша!

Я дождался Юрку Дорошенко и мы вместе потрусили на футбольное поле.

Повсюду из корпусов выбегали заспаные дети и подгоняемые вожатыми мчались мимо игротеки, столовой на просторную площадку, которую с трудом можно было назвать футбольной, если бы не деревянные ворота по обе стороны.

Солнце уже встало из-за невысокого горного хребта на той стороне бухты. Даже за несколько километров на склоне гор были видны слова. "СЛАВА КПСС". Вожатая говорила, что сразу после войны пионеры их лагеря установили эти буквы. Интересно, а какие они вблизи?

Физрук зычным голосом расставил всех поотрядно и зарядка началась.
Шел второй день моего морского отдыха. Нас помыли и взвесили. Отвели территорию для уборки. Утром после завтрака убирают все, кроме Юрки. Он писается ночью, а утром вытаскивает матрас, раскладывает на траве и сушит. Его друзья дразнят его и называют Трупом. Может от того, что он спокойный и тихий?

Сегодня праздник. День открытия лагеря. Сегодня первый раз пойдем на море. Вечером будут спортивные игры, а после ужина - костер!

После зарядки вожатая оставила нас на стадионе.Наш отряд-15 ребят и 20 девчонок окружили ее.

-Кто умеет играть в футбол, мальчики? Надо восемь человек с вратарем. Мы играем с пятым отрядом, они старше вас на год и сильнее !
-спросила вожатая.
Шурка Дреев и Вовка Воличев, самые длинные отобрали команду. Юрку взяли, а меня даже и не спросили. Мне стало обидно и я заплакал. Вовка увидел и стал дразниться:

-кислая капуста!
Вожатая дала еме подзатыльник и сказала:
-ничего, Гриша будешь запасным, может кого-то подкуют? Ну в смысле кто-то травму получит.

На море наш отряд идет попарно. Я иду с Машей Кузь. Она очень худенькая, в широких шароварах кажется еще худее. Мы с ней учимся в одной школе.
-Гриша, ты плавать умеешь?
-Умею, меня брат на Чирикановке научил (Чирикановка-это пруд на окраине Ростова). А ты?
- Неа,не умею.
-Таа, вожатая научит , не бойся!
Наш Толстый мыс с крутым обрывистым берегом. Мы осторожно спускаемся к воде. По команде раздеваемся и ложимся на спину, поставляя свои тощие тельца солнцу. У меня на голове тюбетейка. Зато у Вовки Воличева войлочная широкополая шляпа. Красивая.

-Повернутья на правый бок!

Теперь мне видна изумрудная гладь воды. Она почти рядом. Вот маленькие крабики косолапо ползают по кремушкам, а вот кусок ослизлой медузы плавает...нам строго - настрого запрещено дотрагиватья до них руками. Темно-серые водоросли остро пахнут чем-то рыбным. Как прозрачна вода!

-Повернуться на левый бок!

Юрка лежит рядом. Круглые голыши мулиют бока и ноги. От Юрки пахнет мочой, но я его не дразню. Он оправдываясь, рассказывает:

-Мать говорила, что когда мы попали под бомбежку, я и стал ссаться. Испугался, наверно.

Юрка старше меня на год, а был на войне, хоть и маленьким.

-Повернуться на живот!

На животе лежать легче. Перед глазами голыши измазаные мазутом. Неподалеку, метрах в трехстах, полузатопленная баржа. Может, мазут оттуда? Чуть подальше голыша с мазутом пятки Вики, Виктории Гальберштадт. Она красивая. На ней настоящий купальник. Все девчонки просто в трусах, а Вика в купальнике. С Викой марьяжит Шурка Дреев. Они всегда идут первой парой. За ними Вовка Воличев с Зинкой, толстощекой хохотушкой.

-Построиться у берега!

Мы выстроились у воды. Чуть вдали, в метрах двадцати плавал на лодке наш физрук и спасатель. Ковыляя по острым камням, скользким голышам, разгребая водоросли и дохлых медуз, мы вошли и поплыли. А поплыли-то не все! Эти, Шурка с Вовкой остановились по пояс и стали плескаться. А я один! Один поплыл к лодке физрука. Он сердито мне что-то прокричал. На глубине вода другая- какая-то синефилетовая, как чернила у нашей классной отличницы Верки Пенюшкиной.

-Гриша, к берегу!

Услышав голос вожатой, я перевернулся на спину и поплыл одновременно взмахивая обеими руками. Отряд стоял в воде и смотрел на меня. Маша подковыляла ко мне и восхищенно прошептала:

- Гришаня, ты молоток! Научишь меня?
-Научу.

Вожатая объявила, что все кто умеет плавать, будет защищать честь отряда. У пацанов кроме меня, никто не умел, а у девчонок хорошо плыла местная, уже загорелая Катька Христофориди. Больше мы в воду не заходили. Пять минут и все. Я из Чирикановки не вылезал до тех пор пока на верхней губе не появлялась полоска от грязи. Ну ладно. На берег, так на берег.

Какой же вкусный был обед! Полная тарелка борща, котлеты с макаронами и компот. Горка хлеба громоздилась в большой чашке. Корочку я прихватил с собой. Но тут принесли добавку. Гречку с маслом. Маша сидела рядом и стеснялась. Я набрал ей полную тарелку.

-Ешь давай.

Маша жила с матерью. Отец погиб, но не на войне. В мазанку из самана, неподалеку от моего дома, к ним каждый месяц приходил милиционер Хромов. Он что-то проверял.
После тихого часа нам велено было одеть нарядные белые рубашки и синие трусы. Будет торжественная линейка. Кефир с коржиком на полдник носили нарядные тети с белыми бантиками на голове-официантки. В столовой играла музыка. Вальс.

-Севастопольский вальс, золотые деньки...-пропела воспитательница пятого отряда. От нее пахнуло вкусными духами. Наша вожатая тоже была нарядная, в сиреневом платье и белых носочках. Напротив, на стене висела картина,"Ленин и дети". Ленин, в пальто и шапке разговаривает с детьми у ледяной горки. Когда эта зима еще наступит?
Отряды выстроились по лучам пятиконечной звезды-линейки. Посередине - трибуна. На ней директор и еще какой-то в белом кителе.

-Страна залечивает страшные раны,...ничего не жалеет для Вашего отдыха...Ваши отцы и матери у станка....Великие Ленин и Сталин...,но американский империализм....Потом мы запели:

-Дети разных народов, мы с мечтою о мире живем,в эти грозные годы мы за счастье бороться идем, в разных землях и странах, на морях, океанах...
В футбол играли перед ужином,но было еще жарко.

Команда нашего отряда в белых майках построилась в центральном круге. Пятый отряд в красных майках-напротив.

-Физкультпривет! Привет,Привет,Привет!

Только началась игра, и я сразу понял,что нашим несдобровать. Настоящий шнурованный мяч не покидал посыпанной мелом штрафной площадки. И чо они, Вовка с Шуркой из себя ставили? Когда Вовке навесили с правого края(а он стоял в воротах), мяч проскочил у него между рук и поскакал в сетку. Я никогда не играл на поле с воротами и сеткой, оттого мне опять стало обидно,что меня оставили в запасе. Я отошел в сторону и стал набивать старый мяч. В жестку или в жошку, с моими кривыми ногами я мог сколь угодно чеканить. Ну а мяч и подавно.

-Гриша, ты и в футбол играешь также как плаваешь? услышал я голос вожатой.
-Лучше,-буркнул я.

-Во втором тайме выйдешь, а то нам набьют...

Перед перерывом нам забили еще один гол. Наши девчонки орали, что было силы, но криком игре не поможешь. В перерыве Шурка набросился на Вовку:

-Жужалка сельмашевская! Мяч удержать не можешь!
-А ты в пустые ворота не попал! Тебе Труп выкатил, а ты..Маззло.

Юрка играл неплохо, но как-то лениво и сонно. Я у него спросил:

_-Юрец, ты чо как вареный?
 -а я и есть вареный, меня на жаре разморило.

Майку мне дали большую, я когда ее в трусы заправил, концы снизу выглядывали. Тапочки снял. Мать сказала-беречь. Босиком сподручнее. Я босиком с апреля по сентябрь. Подошва каменная.
Хорошо, что я почеканить успел. Мяч прилипал к ноге как привязанный. До этого матча на улице, у себя в Ростове, я гонял со взрослыми на равных. Конечно, меня жалели, не пихали, по ногам не ковали. Ну а здесь... К концу встречи мы забили пять голов, четыре я, и один мой, теперь уже дружок, Юрка. Поднялся небольшой ветерок с моря, попрохладнело, вот Юрка и забегал..

Костер разгорался, легкий дымок поднимался к абсолютно черному небу. Духовой оркестр играл "Амурские волны". Старшеклассники - пионеры танцевали, а мы во все глаза смотрели на них.

-ты извини меня, Гришаня. Я обзывал тебя.. но и ты не ной! Может ты моряком будешь, а моряки не плачут. Помнишь, как В "Мы из Кронштадта"? ИХ белые с камнем на шее в воду пихают, а они улыбаются..
-да ладно, Вовка..


Рецензии
Замечательные рассказы, трогательные воспоминания из детства! Мои отношения с пионерскими лагерями так и не сложились..был один раз, не понравилось... :-)... не люблю больших компаний, люблю свободу... :-)... Каждое лето проводил у бабушки в деревне. За пестрыми событиями из взрослой жизни мои воспоминания из детства подтёрлись, как и яркость чувств...остались только ускользающие отголоски событий тех дней...

Сергей Фирак   13.01.2023 14:06     Заявить о нарушении
А у меня с годами становятся ярче)

Юрий Доронин   09.02.2023 12:16   Заявить о нарушении
Думаю - это замечательно!

Сергей Фирак   15.02.2023 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.