Образец не продается

Скажите, кто из нас не удивлялся, когда слышал от продавца: «Этого товара нет… Это последний экземпляр… Это образец – не продается». Или более развернуто: «Так эту витрину уже 3 года не меняли», «ну и что, что вы 30 минут зря стояли! Я же не буду каждый день витрину менять – там все скотчем приклеено!» Для здравомыслящего человека такой ответ должен быть исключением из правил, а не привычной формулой. Но как часто мы слышим эти слова, а последнее время все чаще и чаще…
Казалось бы, если ты зарабатываешь этим себе на хлеб, то должен заботиться об извлечении прибыли. Можно предположить, что «товара нет» только у продавца, а не у хозяина, который более заинтересован в результатах своего труда. Но нет….
Как-то я посетил своего школьного приятеля, который работает в спорткомплексе «Олимпийский» – торгует там оптикой: лупами и биноклями. Он сильно жаловался на тяжелую жизнь: высокую арендную плату, плохой спрос, и, конечно, на вынужденную периодическую безработицу из-за спортивных мероприятий. Но я простоял с ним пару часов рядом и увидел, как его буквально осаждают покупатели. При этом выяснилось, что он не очень хорошо знает свой товар, частично не по своей вине: производители часто не ставят увеличения на выпускаемой продукции. Но он не знает производителей товара, кроме одного завода, чьей продукцией торгует, не пытался их найти, завязать с ними контакты. При мне он узнавал от покупателей, что есть и гораздо лучший товар, неизвестного для него происхождения. И. конечно, было предостаточно «образцов» и «последних» товаров. Честно говоря, трудно предположить, что такая торговля может быть в европейских и, тем более, азиатских странах. Там в лепешку разобьются, но постараются что-нибудь всучить или, по крайней мере, покажут большое усердие.
Мне много раз приходилось бывать в Греции, и могу сказать, что стоит только притормозить у какого-нибудь ресторанчика, как оттуда выскочит официант и начнет вас приглашать зайти. У нас же вообще таких ресторанов нет, есть только чрезвычайно дорогие и не соответствующие по сервису высоким ценам. Средний человек сферу обслуживания видимо, не интересует.
Некоторые скажут: «Мол, хорошо живут: надо увеличить налоги, или лучше заставить всех по-настоящему отдавать положенное государству». Отчасти они правы. Частенько продавцы пользуются простой арифметикой: все умножают на два. И, видимо, поэтому у нас гораздо больше продавцов, чем производителей. Другой мой знакомый торговец обеспечил себя и свою семью, торгуя со склада женским исподним.
Одним словом, можно сказать, что рыночная экономика, широко рекламируемая в девяностых, оказалась такой же химерой, как быстрое построение коммунизма, обещанное в шестидесятых Хрущевым.
Хочется разобраться, почему же у нас такое отношение к покупателю? Почему в других странах все по-другому?
Можно ответить так: потому что у нас так принято. А почему у нас так принято? Можно, конечно, сослаться на тяжелое наследие социализма. Но мне кажется, что в первую очередь это происходит оттого, что у служителей Гермеса пред глазами много примеров, когда им подобные ничем не примечательные люди в короткие сроки становились миллионерами и мультимиллионерами. Дармовые деньги все еще кружат голову современному гражданину России. Хочется тянуться за теми «лучшими» и жить по примеру Феди из «Операции «Ы»»: «Кто не работает, тот ест». Пока не будет сломан такой стереотип, не будет у нас ничего хорошего.
Когда-то я слышал довольно правдоподобную историю о том, что несколько десятков лет назад в Швейцарии решили сократить рабочую неделю, оставив при этом неизменной зарплату, и добропорядочные граждане запротестовали: это ослабит экономику страны. Быть может, это только красивая легенда, но… красивая. А возможна такая акция протеста у нас? Конечно, нет. Потому что нам в последние годы внушили, что работать нужно только для себя и только ради денег. Способны ли у нас теперь работать не для того, чтобы потом не работать, а чтобы послужить людям и уважать себя за свое умение, ну и, понятно, обеспечить себя за счет своего умения.
Экономика не существует сама по себе без человеческого фактора. И экономика, построенная только на выкачивании денег, ненадежна, уж, по крайней мере, в нашей стране.
У нас сейчас трудное время для создания идеала предпринимателя, ведь страна живет только за счет продажи собственных природных ресурсов. Тут уж тяжело говорить о любви к труду, можно говорить только о том, как делить доходы.
Идеалы легко сокрушать, так же, как памятники. И гораздо сложнее строить, чем памятники. Нам нужен идеал простого работающего человека, любящего свое дело, специалиста, а не жреца или поклонника маммоны.


Рецензии
Здравствуйте, Павел.
Это, случайно, не Ваша статья - Священноначалие РПЦ и самодержавие в марте 1917 г. на сайте Церковь Иоанна Богослова?

Андрей Новоселов   10.04.2008 11:06     Заявить о нарушении
Статья моя, а сайта я не знаю.

Павел Троицкий   03.05.2008 15:47   Заявить о нарушении