Отзыв о спектакле Лес. МХТ им. Чехова, 30. 03. 200
Дмитрия Назарова видела впервые на театральной сцене. Колоритный, фактурный мужчина с очень приятной и располагающей внешностью, обаятельный и уверенный в себе. В паре с Авангардом Леонтьевым он смотрится слоном, а Леонтьев – Моськой. В этом есть определенный шик: слон - с фамилией Несчастливцев, а Моська - Счастливцев. Многие, сидящие в зале, наверное, сравнивали себя с этими героями. Кто-то - везунчик по жизни, а кому-то катастрофически не везет. И неспроста в некоторых эпизодах с Несчастливцевым постоянно высвечивается табло «А не удавиться ли мне?» Вроде бы только что у Несчастливцева в кармане лежали большие деньги, целых 1000 рублей, а через несколько минут они плавно переходят в другие руки. Несчастливцев так и не смог ими воспользоваться, исполнить свою давнюю мечту – на тройке промчаться по проспекту, покататься по Волге. Не тот он человек, чтобы воспользоваться деньгами своей тетки. Его великодушие заключается в том, чтобы помочь своей сестре обрести свое личное счастье, (с моей точки зрения, эфемерное). Эти деньги идут на приданое, сумму которого установил отец ее жениха.
А монолог, взятый из «Разбойников» Шиллера? Уж очень он перекликается с монологом Чацкого из грибоедовского «Горя от ума»: «А судьи кто?». Ища правды, он сам ее не знает. Он ищет осуществления своей мечты, но мы наперед знаем, что же произойдет с героем. Скорее всего, он просто пропьет эти деньги. Актеришки, нищие комедианты,- после откровения Счастливцева Улите. Что с них взять! Их начинают презирать все, так или иначе имеющие отношение к этому дому.
Эксцентричности здесь хоть отбавляй. Что только стоит самодельная табуретка Счастливцева! А танцы на пивных кружках, в пьяном угаре? Эти карусельки - качельки, раздевание Улиты (Е. Добровольская) Счастливцевым? Песня А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова «Беловежская пуща», исполняемая Чурсиным? Контрастность обстановки эпохи 19 века с нашими временами?
И если в начале первого действия все внимание зрителя было привлечено к диалогам барыни и ее окружающих, то уже к концу стало понятно, что главные персонажи спектакля – это Счастливцев и Несчастливцев, герои нашего времени. Низкий, подлый и мелочный Аркадий (Счастливцев) и в противовес ему благородный, высоконравственный Геннадий Демьяныч (Несчастливцев). Такие разные по сути, они все время вместе. И если Аркашка специально обижает зрителя, показывая расслоение общества на богатых (места в партере) и ничтожества (места на ярусах), то Геннадий Демьяныч, наоборот, обращается со своей просьбой к верхним ярусам, намеренно делая вид, что не замечает сидящих в партере.
Но то, что не удалось заполучить нашим героям (наследство тетки), с лихвой удается приживалке Буланову (Ю.Чурсин). Сначала он прикидывается этаким простачком, на самом деле в его голове давно возник план, каким образом облапошить тетку и получить ее наследство. Немного смекалки, немного подобострастия и… вот уже он муж. Бразды правления деньгами в его руках. Его речь на свадьбе некоторых в зале довела до гомерического хохота. Уж очень она была похожа на речь некоторых высокопоставленных особ в президентских кругах.
Мне почему-то вчерашний спектакль очень напомнил «Ревизора», поставленного Ниной Чусовой в «Моссовете». Но если в первом спектакле речь, произносящая героями, не претерпела текстовых видоизменений, связанных с переносом из 19 в 20 век, то в «Ревизоре» персонажи говорят уже современным языком. И если в первом пошлости только маленькие фрагменты, то во втором ее более, чем предостаточно. Но это уже…совершенно другая история…
Свидетельство о публикации №208040400189