Отзыв о спектакле Лес. МХТ им. Чехова, 30. 03. 200

Неординарный спектакль, оригинальная постановка Кирилла Серебренникова. Замечательная игра Ю. Чурсина, Н. Теняковой, Е. Добровольской, А.Леонтьева, Д.Назарова. Приятно осознавать, что можно переделать пьесу Островского под современный лад, причем довольно-таки интересно, захватывающе и совершенно не оскорбляя ничье достоинство. Можно официально заявить, что эксперимент удался.
Дмитрия Назарова видела впервые на театральной сцене. Колоритный, фактурный мужчина с очень приятной и располагающей внешностью, обаятельный и уверенный в себе. В паре с Авангардом Леонтьевым он смотрится слоном, а Леонтьев – Моськой. В этом есть определенный шик: слон - с фамилией Несчастливцев, а Моська - Счастливцев. Многие, сидящие в зале, наверное, сравнивали себя с этими героями. Кто-то - везунчик по жизни, а кому-то катастрофически не везет. И неспроста в некоторых эпизодах с Несчастливцевым постоянно высвечивается табло «А не удавиться ли мне?» Вроде бы только что у Несчастливцева в кармане лежали большие деньги, целых 1000 рублей, а через несколько минут они плавно переходят в другие руки. Несчастливцев так и не смог ими воспользоваться, исполнить свою давнюю мечту – на тройке промчаться по проспекту, покататься по Волге. Не тот он человек, чтобы воспользоваться деньгами своей тетки. Его великодушие заключается в том, чтобы помочь своей сестре обрести свое личное счастье, (с моей точки зрения, эфемерное). Эти деньги идут на приданое, сумму которого установил отец ее жениха.
А монолог, взятый из «Разбойников» Шиллера? Уж очень он перекликается с монологом Чацкого из грибоедовского «Горя от ума»: «А судьи кто?». Ища правды, он сам ее не знает. Он ищет осуществления своей мечты, но мы наперед знаем, что же произойдет с героем. Скорее всего, он просто пропьет эти деньги. Актеришки, нищие комедианты,- после откровения Счастливцева Улите. Что с них взять! Их начинают презирать все, так или иначе имеющие отношение к этому дому.
Эксцентричности здесь хоть отбавляй. Что только стоит самодельная табуретка Счастливцева! А танцы на пивных кружках, в пьяном угаре? Эти карусельки - качельки, раздевание Улиты (Е. Добровольская) Счастливцевым? Песня А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова «Беловежская пуща», исполняемая Чурсиным? Контрастность обстановки эпохи 19 века с нашими временами?
И если в начале первого действия все внимание зрителя было привлечено к диалогам барыни и ее окружающих, то уже к концу стало понятно, что главные персонажи спектакля – это Счастливцев и Несчастливцев, герои нашего времени. Низкий, подлый и мелочный Аркадий (Счастливцев) и в противовес ему благородный, высоконравственный Геннадий Демьяныч (Несчастливцев). Такие разные по сути, они все время вместе. И если Аркашка специально обижает зрителя, показывая расслоение общества на богатых (места в партере) и ничтожества (места на ярусах), то Геннадий Демьяныч, наоборот, обращается со своей просьбой к верхним ярусам, намеренно делая вид, что не замечает сидящих в партере.
Но то, что не удалось заполучить нашим героям (наследство тетки), с лихвой удается приживалке Буланову (Ю.Чурсин). Сначала он прикидывается этаким простачком, на самом деле в его голове давно возник план, каким образом облапошить тетку и получить ее наследство. Немного смекалки, немного подобострастия и… вот уже он муж. Бразды правления деньгами в его руках. Его речь на свадьбе некоторых в зале довела до гомерического хохота. Уж очень она была похожа на речь некоторых высокопоставленных особ в президентских кругах.
Мне почему-то вчерашний спектакль очень напомнил «Ревизора», поставленного Ниной Чусовой в «Моссовете». Но если в первом спектакле речь, произносящая героями, не претерпела текстовых видоизменений, связанных с переносом из 19 в 20 век, то в «Ревизоре» персонажи говорят уже современным языком. И если в первом пошлости только маленькие фрагменты, то во втором ее более, чем предостаточно. Но это уже…совершенно другая история…


Рецензии