Штетл, как много в этом слове

«Штетл», как много в этом слове…


Уходит в прошлое понятие «штетл», но еврейская жизнь в малых городах Украины продолжается. Этому в значительной степени способствует Региональная ассоциация еврейских организаций малых городов Украины, которая отметила в октябре десятилетие своей деятельности в нашей стране.
Ассоциация была создана в 1993 г. по инициативе Петра Рашковского (Корсунь-Шевченковский) и при поддержке американской еврейки Салли Грач -- руководителя Международной женской организации «Проект «Кешер», и Мартина Хорвица, директора Американского фонда развития еврейских общин в России и Украине. Сейчас она насчитывает около пяти тысяч членов в 40 общинах Черкасской и Киевской областей и является единственной организацией, координирующей деятельность еврейских общин малых городов в Украине и СНГ.
Ассоциация достигла определенных успехов в еврейской общинной жизни. В трех городах работают воскресные школы, в 12 – творческие коллективы, создано 9 еврейских библиотек, в Корсунь-Шевченковском работает общинно методический центр, оказывающий методическую помощь всем общинам. В 21 городе работает 67 общинных программ, охватывающих около тысячи человек: «Жизнь идиша», «Еврейская кухня», «Мидраш рассказывает», «Далекое и близкое», семейные, женские и интеллектуальные клубы. Издано десять книг. Большое внимание уделяется оказанию социальной помощи малоимущим, инвалидам и престарелым, поддержанию в должном состоянии кладбищ.
Проведение фестивалей художественного творчества «Мы родом из штетла», общинных фестивалей еврейской книги и др. способствуют сохранению еврейского наследия, что вселяет надежду на то, что еврейская жизнь в городках Украины будет продолжаться.
Президент Ассоциации Петр Рашковский сказал: «Наша организация объединяет сегодня все аспекты жизнедеятельности евреев. Раньше ни одна маленькая еврейская община не имела своего «голоса», а все вместе мы представляем собой существенную силу. Благодаря нашим усилиям изменилась психология людей. Тот, кто раньше не решался даже произнести слово «еврей», теперь гордо произносит его во весь голос».
Торжества в Корсуне включали в себя приветствия лидеров еврейских организаций Украины, израильских организаций и организаций, тесно сотрудничающих с ассоциацией, которые чередовались с выступлениями творческих коллективов из еврейских общин.
Концерт проиллюстрировал достижения творческих коллективов, которые исполнили еврейские песни на идише и иврите, показали замечательные еврейские танцы и сценки из спектаклей, читали стихотворения.
Некоторые общины очень невелики, но энтузиазм членов общин столь велик, что многие председатели и активисты общин одновременно выполняют в общине ряд функций. Неповторимо исполнила еврейскую песню на идиш «Шпилт а фрейлехс» Виолетта Карпенко, председатель Звенигородской религиозной общины прогрессивного иудаизма. Звенигородская община стала одним из духовных центров еврейской жизни региона после того, как ей было возвращено здание синагоги, в реконструкции которого существенную помощь оказала американская реформистская община «Темпль Шалом» (Штат Нью-Джерси). Несмотря на то, что здание этой синигоги, как и многих других синагог малых городов, внешне весьма простое, в нем царит замечательная атмосфера дружной единой еврейской семьи. Общинный работник в Звенигородской и Черкасской общинах прогрессивного иудаизма Елена Миронова, которая родилась в этом регионе и лучше иностранцев знает, как здесь проводить службы и церемонии, также преподает еврейские традиции. «Ассоциация предоставляет возможность евреям из малых городов двух областей Украины, которые не знали, что такое религиозная жизнь, приехать в звенигородскую синагогу и окунуться в неповторимую атмосферу синагоги. Звенигородская община малочисленна, поэтому каждый праздник, собирающий в ней 100-150 человек из разных городов, уже сам по себе праздник», - говорит Елена.
Аудитория была очарована песней на иврите «Эрец Исраэль яфа» в исполнении ансамбля «А-Тиква» из Смелы. Никого в зале не оставила равнодушной песня «Майн мамэ шабс лихт» в исполнении семьи Блиндеров из Звенигородской общины и песня «Зол шойн кумэн ди геулэ» в исполнении Сокальского и Стеценко из Богуслава. А что уж сказать о еврейских танцах «Дайену» (Переяслав), «Еврейский портной» (Умань) и др.!
В рамках празднования состоялась торжественная церемония открытия Музея еврейской истории «Мы родом из штетла» (г. Корсунь-Шевченковский), в котором собрано 450 экспонатов из 28 малых городов Украины. Самый древний из них – махзор -- датирован 1858 г. Музей можно назвать уникальным, поскольку в нем отражены практически все стороны жизни еврейского местечка Украины, с более чем за столетней историей, а не только, к примеру ритуальные принадлежности или известные евреи или еврейские герои, как это было принято в советский период. Наряду с указанными выше программами этот музей служит уникальным местом сохранения богатейшего еврейского наследия штетла. Отражена история городков, где были еврейские общины, жили и творили известные раввины и цадики, писатели, такие, как Шолом-Алейхем и другие. Важно, что создавали музей профессиональные музейные работники, прежде всего, Клавдия Колесникова, которая на протяжении ряда лет «с миру по нитке» собирала экспонаты и брала интервью-воспоминания.
Несмотря на некую эйфорию, царившую на торжествах, некоторые активисты и лидеры общин говорили о серьезных проблемах: «старение общин» и эмиграцию. К сожалению, несмотря на рождаемость, население Украины, неотъемлемой частью которого является еврейское, «стареет» и смертность превышает рождаемость.
Председатель Броварской еврейской общины Давид Туровский отметил: «Молодые семьи с детьми уезжают в Германию и Израиль. Молодежь уезжает, поскольку в Броварах трудно найти работу. В Броварской общине нерегулярно собирается миньян. Наряду с этим, всех, кто остался, мы стараемся вовлечь в еврейскую жизнь, чтобы она продолжалась». Думается, что в дальнейшей судьбе общины немалую роль сыграет близость к Киеву, в котором находятся известные синагоги, методические и культурные центры.
Вместе с тем евреи малых городов полны энергии и энтузиазма. «Молодежь уезжает, наша община «стареет», но пока еще есть евреи, мы существуем. Надеюсь, к нам придут люди, которые еще не были вовлечены в еврейское движение», - считает Елена Миронова.
«Несмотря на то, что численность евреев сокращается, общинная жизнь продолжается, и будет развиваться. Ведь есть евреи в Украине, которые еще не пришли к еврейству. Евреи еще проживают в селах. Задача ассоциации сделать все возможное, чтобы они жили здесь полноценной еврейской жизнью» - говорит Рашковский.
В связи со сложившейся ситуацией, настоящее время в общинной жизни участвует немало негалахических евреев и лиц других национальностей, которые сотрудничают с еврейским движением, разделяя его взгляды. «Сейчас в общины приходит больше негалахических евреев и неевреев. Где мы сейчас можем найти галахических? Поэтому сейчас мы принимаем в еврейскую общину всех, кто разделяет еврейские традиции и работает вместе с нами» - рассказывает Клавдия Колесникова, редактор газеты ассоциации «Надежда», один из создателей музея «Мы родом из штетла» (Корсунь).
Наряду с возвратом здания звенигогродской синагоги еврейской общине, еще в 12 городках ассоциации сохранились здания 17 синагог, которые ждут своего возвращения еврейской общине. Хватит ли сил малочисленным общинам в случае их возврата общине, осуществить должную реконструкцию? А ведь, это не просто строения. Памятники синагогального творчества свидетельствуют о некогда богатой и разнообразной их архитектурной стилистике.
В интервью Владимиру Матвееву директор Американского фонда развития еврейских общин в России и Украине Мартин Хорвиц сказал: «Когда мы создавали ассоциацию, я не мог даже представить себе, что в малых городах Украины возродится такое количество еврейских общин. Мы решили создать эту ассоциацию, поскольку я увидел огромное желание евреев заполнить духовный вакуум и возродить еврейскую жизнь в небольших городах.
Еще 10-13 лет тому назад многие на западе считали, что еврейская жизнь будет развиваться только в крупных городах, а в небольших – будет умирать. Нынешняя ситуация в Укриане, на мой взгляд, доказывает, что это не так. Обратив внимание на малые общины, и включив их в региональную ассоциацию, мы возродили в них жизнь.
И пусть, в некоторых малых городах лет через 10-15 останется всего несколько евреев, а в других – немного больше, еврейская жизнь в них будет продолжаться. Энтузиазм евреев и их огромное желание жить и развивать еврейскую жизнь, является неким гарантом того, что и в таких городках будет продолжаться еврейская жизнь.
Я считаю, что демографические показатели не определяют еврейскую жизнь».
Пусть же сбудутся добрые надежды и пожелания, отраженные и в лозунге на сцене, где проходили торжества - «Мы здесь не остались - мы здесь живем». Важно, что еврейская жизнь ощущается не только на Шаббатах или религиозных праздниках, как это принято порой считать. Благодаря усилиям и ассоциации, еврейская духовность и традиции входят в самосознание: «Откуда мы? Мы – родом из штетла».

Владимир Матвеев, 2004

 


Рецензии