Moя первая статья в газете

УРОКИ НА ВСЮ ЖИЗНь

Актовый зал празднично убран. Слева и справа выставки с книгами А.С.Пушкина и иллюстрации к произведениям поэта, выполненные самими учащимися. Открывается занавес. На сцене две команды: «Черногорцы» и «Арион». Oни обьявляют свои названия, девиз, эмблему.

«Черногорцы» :  Название своей команды мы взяли из стихотворения Пушкина "Бонапарт и черногорцы". Нам понравился этот мужественный народ, боровшийся за свою независимость. Наша эмблема сабля и книга. Оружие борьбы черногорцев - сабля, наше оружие - знания.

Команда Арион: "Наш девиз: Нас много на челне, и все мы стремимся к победе. Наша эмблема - штурвал, что значит: движение только вперед".

После приветствия команд - разминка:ребята  должны назвать даты из жизни поэта А.С.Пушкина. Затем каждая команда выделяет пять участников, которые получают конверты с вопросами и идут готовиться к ответам. А на сцене в это время проходит конкурс исполнителей пушкинских стихотворений.

Мы с Вами - на открытом внеклассном мероприятии, посвященном жизни и творчеству А.С.Пушкина, которое проводит Мария Григорьевна Бровкина с учащимися 8 классов.

На ее уроках, таких вот внеклассных мероприятиях, ярко проявляется  мастерство педагога, талант организатора, режиссера.

На своем авторском вечере писатель Ф.А.Абрамов сказал, что у учителя нет отпусков. В полной мере эти слова можно отнести и к Марии Григорьевне.

Прошлым летом она организовала для учителей района экскурсию в Ленинград по литературным местам: музей-квартира А.Блока, Петербург Достоевского, Литераторские мостки, Царскосельский лицей... Эта поездка - прикосновение к живым страницам истории литературы. Слушая гида, невольно возвращалась мыслью к своим урокам, к возможности улучшить и оживить их.

В конце лет начинаются августовские совещания учителей, конференции, секционная работа. Мария Григорьевна Бровкина - руководитель районного объединения  учителей русского языка и литературы. Она выступает с анализом экзаменационных работ выпускников, а так как считает, что в работе педагога нет мелочей, то доказывает это на примерах ученических сочинений.

А вот и 1 сентября. Зайдем перед уроком к Марии Григорьевне в кабинет литературы. Каждому ученику своего класса она приготовила памятную открытку( кроме литературных мест Ленинграда, она посетила Одессу и Кишинев).

На стене стечды (они периодически обновляются), взывающие к мысли, чувству, памяти
("Юбилеи", "В мире прекрасного", "Подумай и ответь"). И доски стенд с выставкой, где подобран материал к первому уроку (уроку мира). Бсе это собрано и подготовлено Марией Григорьевной за время ее отпуска.

Уроки. Их много. Открытые и повседневные. У Марии Григорьевны есть цикл уроков, посвященных хлебу, труду хлеборобов, Родине. Рассказать об этих уроках нельзя - их надо видеть, их надо пережить в своем сердце. Цель? Мария Григорьевна так обращается  к своим ученикам: "Хочу, чтобы вы почувствовали запах весенней земли и летнего ливня, чтобы вы увидели золотую колышущую ниву. Хочу, чтобы отныне  хлеб  для вас стал святыней, а трид хлёебороба - подвигом." И это западает в душу на всю жизнь.

Проходят годы, а такие уроки не забываются. Вот отрывки из сочинений на выпускных экзаменах  весной 1983 года:

"Пишу строки этого сочинения и невольно вспоминаю свои первые серьезные раздумья о самом дорогом, что у нас есть. Это было в 6 классе. У нас прошли три урока о хлебе.
Какие это были уроки! Особенно мне запомнился наш первый урок "Хлеб - гимн труду".
Это дало нам урок на всю жизнь"( Элита Вишкер, 10-й "С").

"В конце этого урока мы пили молоко с простым ржаным хлебом. Такого вкусного хлеба я еще никогда не ел. И после этого я всегда ем хлеб с каким-то особым вкусом, оставшимся у меня после этого памятного урока. Я этот урок не забуду никогда. Я тогда понял, что такое хлеб, какой ценой и каким трудом его добывают, какое значение он имеет для нашей страны." (Александр Ставро, 10-й "С").

Уроки, уроки. Уроки добра, мудрости, человечности. Уроки любви к Родине.  А в День учителя к Марии Григорьевне придут ученики, не забывающие своего любимого педагога.
И позвоню я, чтобы поздравить с наградой, И услышу в ответ:
- А это всем дают: 25 лет работы в школе.
В.Томашевская
1 мая 1984 г. Газета  "Заря коммунизма" (позже "Эзерземе").


ИЗ ПУБЛИКАЦИИ  М.Г.БРОВКИНОЙ  "ОТЧИЙ ДОМ"  в газете "Советская молодежь".
Рубрика "Семейный альбом".
(Зная, что я пишу, она отдала мне статью. Я сказала, что оригинал она могла бы оставить себе - она махнула рукой, пусть будет у тебя)

Этот простой латгальский дом под соломенной крышей находится в деревне Большие Кривины Бикирниекской волости Даугавпилсского района. Дом построил мой отец собственными руками в 30-е годы, перед войной. Здесь родились и выросли я и моя сестра. На порожке сидит отец, Алеексеев Григорий Панкратьевич. В 1992 году ему исполнилось бы 100 лет. Умер в 1974 году. Фотографии сделаны в 60-е годы.
Этот дом скорее назовешь крестьянской избой, насколько он неказист и небогат.

Но дом – это не только стены и крыша. Это уют и тепло. Это традиции и взаимоотношения людей. С домом связаны мои самые светлые и радостные воспоминания. Здесь любили труд и учили этому детей. У дома всегда цвели традиционные латгальские цветы -  мальвы и георгины.

Во мне и сегодня живет этот дом. Я вдыхаю аромат этих яблок.  Тех, которые мы едим, усевшись все четверо (родители и мы с сестрой) в сенях, прямо на полу вокруг корзины с ранетками и белым наливом. Ощущаю на лице тепло солнечного луча, который греет нас в воскресное утро, когда мы сидим на порожке, свободные от повседневных забот.

Я вижу бледную луну на еще не потемневшем небе, слышу хруст весенноего ледка под ногами, вдыхаю воздух, наполненный терпким запахом проснувшейся вербы. Это мы возвращаемся из школы (учимся в Бикирниекской средней школе во вторую смену).

А дома ждет дымящаяся картошка на столе и огурцы с луком, сдобренные растительным маслом - великий пост.

В доме была прекрасная традиция: за стол садились только тогда, когда все члены семьи были в сборе. Это был одновременно и семейный совет. В наш дом любили ходить подружки-одноклассницы. Здесь делились последним куском.
Душу в дом вложили , конечно же, наши отец и мама.  Спасибо им за праздник детства и юности.

Мы* ушли из дома в середине 50- х и превратились в "блудных" детей. Приезжали снова на каникулы, а потом в отпуск. Нет, мы были добрыми детьми для родителей.  Но "блудным" стало все наше поколение. Измученные колхозными "ноликами" и "палочками", родители хотели сделать полегче жизнь нам и отправляли учиться на последние копейки.

В это лето мы навестили наш дом. Он не разрушен, не разграблен, не сожжен. Там живут, хотя и чужие, люди. Приятно поразили мальвы, которые и теперь там цветут, до самой крыши: или мальвы очень высокие, или крыша низкая. Их крупные красные граммофончики видны далеко, аж с дороги.

Соломенную папаху заменили шиферной шапкой, и дом посолиднел. Немного взгрустнулось. Вернуться бы, погреться на русской печке. Но поздно.  Кончается шестой десяток.

Долгих лет жизни нашему дому. Пусть он будет для его жильцов таким же теплым, добрым  и  ласковым, каким был для нас.

Я не знаю, напечатает ли "СМ" то, что я написала. Да мне это и не очень важно. Просто мне было приятно писать. Я могла бы написать много-много, но это никому не нужно, кроме меня. Это занятие  позволило мне побывать в детстве и юности, пережить и почувствовать то, что было когда-то, побывать в самом прекрасном мире.

Я учительница русского языка и литературы. Работающая пенсионерка. Работаю в Дагдской средней школе. Вашу газету читаю с 16 лет (т.е. 42 года),
И на следующий год, несмотря на скудость доходов, подпишусь.
Читательница "СМ".


* Сестра Марии Григорьевны, Клавдия Григорьевна, стала учителем  математики. Она и взяла свою  сестру к себе,  досматривала ее до последнего дня.

Мы любили  зайти и побеседовать с Марией Григорьевной, она охотно делилась своим педагогическим мастерством. Представьте, у меня были годовалые двойняшки, а мне надо было вести уроки по роману-эпопее Льва Толстого "Война и мир".

Она была  старой закалки, партийная (партсобрания чаще всего были открытыми и все, партийные и беспартийные, должны были присутствовать!).  Это надо было слышать, что Мария Григорьевна говорила об Андрее Тарковском, когда он уехал из Союза:  "Гнилая советская интеллигенция!"
Однажды я  принесла ей книгу Луизы Хей о позитивном мышлении, о целительных силах внутри нас, она сказала: «Что за ерунду ты мне принесла!»
Последнее время она болела, беседы с ней были похожи на спор,
и чтобы не раздражать ее понапрасну, я стала заходить редко.

У  Марии Григорьевны был общественный темперамент. Она возглавляла секцию литераторов района, проводила открытые уроки, литературные суды, была профсоюзным лидером, посетила Болгарию и Индию.

В Индии была поражена контрастом богатства и нищеты. Люди живут на асфальте!
Она подарила мне открытки Тадж-Махала с зеркальным его отражением в воде канала; и одного индийского храма, на одной из ниш фасада которого обнимаются мужчина и женщина, причем мужчина держит за поводок обезьянку, - не забывает о братьях меньших!

Фото из семейного альбома "Отчий дом" - письмо М.Г. Бровкиной в газете "Советская молодежь". Мария Григорьевна справа, сестра Клавдия  Григорьевна слева, в центре отец.


Рецензии
Впечатлила личность учительницы. Наверное, учиться у неё было большой удачей, и в то же время (так мне кажется) Мария Григорьевна была на уроках строгой. Партийная закалка - что и говорить! Поэтому и многие её суждения бывали категоричными. Но миссию учителя и просветителя она выполнила.

Уроки об уважении к труду хлеборобов, о ценности хлеба очень важны в юные годы. Прекрасно, что учительница проводила их! Такой урок был в своё время преподан и нашему классу. Об этом я рассказываю здесь:

http://proza.ru/2020/11/09/1256

Вера Петрянкина   05.04.2024 12:32     Заявить о нарушении
Своих детей у Марии Григорьевны не было, она отдавала всю себя ученикам.
Она была скорее добрая, старательная. Когда кинорежиссер Андрей Тарковский уехал из России, тут она была категоричной. Старая закалка.

Валентина Томашевская   05.04.2024 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.