Не хотим быть ирокезами

С начала 90-х годов прошлого века в России началось широкое движение за возрождение казачества. Но и по сей день до этого далеко. Что же мешает казачьему «ренессансу»?

Дед был казак…
Одно из главных требований казачества - признание казаков отдельным народом. В результате казачество сразу становится в ряды незаконно репрессированных народов, на него распространяется действие соответствующих законодательных актов. Прежде всего - Указа Президиума ВС СССР 1955 года, которым четко расписан порядок реабилитации пострадавших народов. В частности, признание государством неправомерными мер уголовного и политического преследования и публичное извинение. Далее пострадавший народ получает государственность, национальные органы законодательной и исполнительной власти, национальный университет, систему подготовки национальных кадров в лучших вузах России и т.д.

Однако даже по мнению многих казаков, сегодня нет смысла говорить о казачестве как о народе. После большевистского расказачивания, в ходе которого было истреблено до 70% казачьего населения, потомственных казаков почти не осталось. Сегодня к родовым причисляют всех, у кого хоть кто-то из родителей происходит из казачьего рода, а порой даже тех, у кого предки лишь жили в казачьих областях.

Но даже в этом случае ныне казаки на «исконных землях» составляют ничтожную часть населения. Так, потомков казаков по прямой линии в исторических областях казачьих войск не больше 10-15 % на Дону и Кубани, в других войсках - около 1,5 %. Остальные называют себя казаками по разным причинам. Как говорится, «дед был казак, отец – сын казачий, а сам – хвост собачий».

Григорий Кокунько, редактор казачьей газеты «Станица», комментирует:
-Подобное уже имело место в Смутное время или в периоды "крестьянских войн". Тогда активно действовали отряды "воровских" казаков - шайки разбойников, беглых крестьян, стрельцов и т.п. А потом не раз записывали в казачество и решениями властей - сразу целые села, полки, даже группы каторжников!

Имеет ли тогда смысл говорить о возвращении казачеству «исконных привилегий»?

 «Казачий городовой»
Центральная власть видит возрождение казачества лишь как служилого сословия. Направленный в Госдуму федеральный закон называется «О государственной службе российского казачества» и не касается сословных привилегий, самоуправления, национального определения и проч. Казачеству отводится военно-полицейская роль. Даже отчет советника президента по делам казачества Геннадия Трошева изобилует яркой статистикой: «На Юге России в 280 муниципальных казачьих дружинах служат 20 тысяч казаков. Ими задержано 2500 преступников, 50 тысяч граждан, совершивших административные правонарушения. Казаки участвуют в рейдах совместно с органами Госнаркоконтроля, изымают наркотики, оружие, задерживают сбытчиков зелья». Подобные реляции более уместны в устах начальника ГУВД.

В военном ведомстве к казачеству относятся с подозрением. Военное руководство часто не заинтересовано в казачьих подразделениях. Нередко даже в частях, гордо именующихся "казачьими", казаков служит всего несколько человек. Видимо, власть опасается реального возрождения казачества как боевого сословия. Хотя и сами казаки порой не проявляют особого энтузиазма. Ставропольские терцы взяли шефство над 11 заставами Северо-Кавказского регионального погрануправления и добились переименования их в казачьи. Но про обязательства комплектовать заставы молодыми станичниками быстро забыли. Поток призывников из казачьей среды тает из года в год. На заставах остались единицы казаков.

Исключение составляют разве что казаки Президентского полка. Для экзотики.

Сословная экономика
Особо остро стоит вопрос о казачьем землепользовании. Так, атаман кубанского войска Владимир Громов считает, что казачество должно бороться за возвращение общинной собственности на землю:

-Государство должно вернуть казакам землю, которая принадлежала их прадедам еще до вхождения в состав России. А иначе скоро мы станем подобны американским индейцам - чужакам на родной земле.

Ясно свое мнение озвучил и атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий:

-Нам говорят: для того чтобы оформить договор кредитования, надо изменить статус казачьего общества на фермерское или ООО. Для казака, который добивался права быть самостоятельным на земле, в этом случае лучше оставаться без лизинга или кредита, но быть под флагом казачьего общества. Мы добиваемся восстановления права на землепользование, которое было раньше у казаков. В законе о земле на Юге России должно быть понятие войскового земельного фонда.

Но разговоры о «войсковом земельном фонде» звучат как минимум дико. Несправедливость казачьего общинного землепользования была очевидна уже перед революцией 1917 года. Многие казачьи общины просто паразитировали на войсковой и юртовой земле, сдавая ее в аренду крестьянам. Недовольна была и казачья молодежь до 30 лет: их наделами, по общинным законам, управляли старшие, стать самостоятельным такой казак мог лишь по решению станичного сбора, где главенствовали те же старики.

Кстати, не случайно зажиточные и середняцкие слои казачества поддержали февральскую революцию 1917 года и даже революцию октябрьскую. Оыли заинтересованы в ограниченных буржуазно-демократических преобразованиях в земельном вопросе, однако выгодных лишь казачеству, Казаки надеялись на отчуждение частновладельческих, монастырских и прочих неказачьих земель в пользу войска. Войсковой запас земли к тому времени был ограничен. По мнению войсковой администрации, его хватило бы на 5 — 7 лет, если использовать для наделения новых членов сословия.

Донские же крестьяне требовали полной национализации всей, в том числе и общинной казачьей земли, чтобы пустить ее под "живую развёрстку". Земельный голод, который испытывали крестьяне на Дону, нельзя было удовлетворить за счет помещичьих и частновладельческих земель.

Казаки сознавали, что в условиях товарного хозяйства, лишившись привилегий, они не смогут конкурировать с хозяйствами коренных крестьян, которые, развивая более интенсивные отрасли скотоводства и земледелия, получал с небольших участков доходы, примерно одинаковые с крупными казачьими хозяйствами. Прирезка земли позволила бы крестьянским хозяйствам сделать новый шаг к увеличению своей производительности.

Так называемая "казачья беднота", не имевшая реальных выгод от привилегий и страдавшая от повинностей, не прочь была покончить со своей зависимостью от казачьей общины. Но расставаться с правом на получение пая казак-бедняк, особенно занимавшийся земледелием, не хотел. Значительную часть казаков, которые по имущественному положению расценивались как беднота, составляли деклассированные элементы. Они сдавали за неимением скота землю в аренду и жили на нетрудовые доходы2. Казачий Отдел ВЦИК характеризовал их как «нетрудолюбивое казачество», «всегда воинственное, для которого совершенно безразлично с кем воевать, его лозунг— «грабь»...» Таких казаков Казачий Отдел насчитывал до 10% от общей массы казачества.

Вот, собственно, к чему сводится лозунг нынешних казачьих идеологов к возвращении к "общинному земледелию".
Практика свидетельствует, что современные «казаки» часто не желают работать на земле. Ставропольский губернатор Александр Черногоров отрядил в целевой казачий фонд несколько десятков тысяч гектаров сельхозугодий. По свидетельству председателя ассоциации казачьих фермерских хозяйств края Дмитрия Молчанова, из 43 тысяч гектаров только 14 тысяч казаки обрабатывают. Остальное либо отдано в аренду, либо заброшено.

Идите вы на три «П»!
Эксперты - в том числе из среды самого казачества склонны считать нынешнюю ситуацию тупиковой. С одной стороны, власть не желает слышать о «казачьем народе». Представитель президента в Госдуме Котенков однажды без обиняков заявил: «Из понятия "казак" должна быть исключена даже возможность намека на некую этничность». Хотя намек можно и оставить. В качестве казачьих фольклорных ансамблей. Как говорят сами казаки: «Нас просто посылают на три «П»: пейте, пойте и пляшите!».

С другой стороны, по мнению людей, радеющих за возрождение российского рыцарства, в казачьем движении в значительной степени собраны либо неудачники, не сумевшие найти себя в новой жизни, либо неквалифицированные и малообразованные люди. Для них служба в казачьих охранных предприятиях или дружинах - предел мечтаний. На них и ориентируются лихие атаманы, призывая к «возвращению привилегий» и «возмещению ущерба пострадавшим от власти казакам».


Рецензии
Я так понимаю, что привилегии даются за выполнение какой либо дополнительной нагрузки. Казачество в дореволюционной России играло роль иррегулярного вооруженного формирования, основными функциями которого являлось охрана близлежащей границы Российской империи, а так же участие в военных компаниях России в качестве отдельных казачьих полков. В общем, за это за все военное такое казачеству были пподкинуты ривелегии. К чему сейчас их требовать - не пойму) Скорее всего сыграл роль фактор искренней, чистой и непорочной любви к халяве) У нас запорожских казаков сейчас воспринимают как давно вымерший вид. Вот сразу после динозавров и вымерли. В наследство от них остался "боевой гопак" - да-да, так оно и называется! Предполагается, что казаки не просто по пьянке скакали выше плетня - они тренировались! Поляки, предполагаю, падали стройными рядами, узрев трезвых (!) казаков, скачущих по полю с саблями наголо по системе "оттуда сюда" (т.е. атакующих) в этом самом "боевом гопаке". Прямо капоэйро какое-то) Этим сказания о запорожских казаках и органичивается. Можно разве что добавить, что они имели милую привычку, окопавшись на острове Хортица, пьянствовать в свободное от набегов время. Да еще писали похабные письма турецкому султану. Потомки на остров Хортица по каким-то причинам не претендуют. Скорее всего потому, что обнаружены не были. Так что у нас пока спокойно... за исключением крымских татар. Но и те,по моим наблюдениям, выдохлись в борьбе с украинским ОМОНом в борьбе за "самостійність"

Робин Гад   08.04.2008 13:37     Заявить о нарушении
Кстати, Робин, определённый смысл в словах о боевом гопаке есть. Я долго занимался боевыми искусствами и могу сказать, что гопак действительно содержит множество элементов, нацеленных именно на развитие ударной техники руками и ногами, на накачивание определённых групп мышц. так что с капоэйрой сравнение вполне корректно.

А в остальном вы правы.

Фима Жиганец   08.04.2008 13:41   Заявить о нарушении
Я даже не возражаю, что элементы боевой техники в нем есть. Но только элементы. Они есть и в аэробике, но она от этого не становится боевым исскуством. Занимаясь боксом, мне приходилось прыгать на скакалке (развивает икроножные мышцы, влияющие на передвижение в челноке - своеобразный тип передвижения боксеров в спаринге. Боем назвать как-то язык не поворачивается - боксерский поединок более всего похож на игру, в которой нет места для негативных или позитивных эмоций по отношению к партнеру). Но разве прыжки на скакалке уже стали боевым исскуством? То же самое и с боевым гопаком - база есть, я не спорю. Но есть ли в нем активная и пассивная защита, есть ли связки ударов? Вот этого я в нем и не заметил) Танец довольно подвижный, с прыжками и всем прочим, но... всего лишь танец.
Дело в том, что сейчас очень много идеализации. Не удивлюсь, если наши ученые вдруг обнаружат, что и Адам был украинцем... допустим, носившим исконо украинское имя Андрей и пререименованый злыми москалями в Адама исключительно из вредности.

Робин Гад   08.04.2008 14:36   Заявить о нарушении
Язык не поворачивается, чтобы что-то возразить :).

Фима Жиганец   09.04.2008 10:41   Заявить о нарушении