Памятник красногвардейскому императору

Жители Таганрога всегда отличались особой любовью к императору Александру Первому. Тому самому, которого поэт Пушкин так красочно обрисовал в “Евгении Онегине”:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой...

Ну и подумаешь! Пушкин тоже, знаете ли, не красавец был. Что касается плеши - Розенбаум рифмоплёт не из последних, и ничего, без кудряшек. А кто из нас друг труда, пусть первым бросит в меня камень. В общем, не такой уж поганый этот император был. К тому же умер в Таганроге. Не абы где. Прикиньте: кабы не Чехов и Раневская, кто бы это захолустье знал? Тот же Пушкин намолотил: у лукоморья, дескать, русалка, коты и прочие скоты... Надо было прямо и без намёков: “У Таганрога, понимаешь, дуб зелёный!” Вот как народ про царя-освободителя: “Всю жизнь провёл в дороге, а умер в Таганроге”. Просто и скромненько. Да, не успел Сергеич расцвесть...

Ну, не будем о прошлом. Всё-таки Александр-самодержец много чего для города сделал. К примеру, таможенные пошлины отменил. И в 1831-м году, уже после смерти государя, решили горожане скинуться и памятник поставить Александру Благословенному. Слепил его скульптор Мартос. Спустя столетие советские власти переплавили изваяние, а гранитный монарший пьедестал приспособили на могилу красногвардейцев. Правда, как-то не очень удачно: на граните до сих пор видны буквы “А” и “у” (“Александру”). Вроде как самодержец потомков окликает: “Ау, ребята, вы могилы попутали!”

Долго не слышали потомки этого зова из преисподней. Наконец, почему-то к юбилею поэта Пушкина (очень не любившего императорскую плешь), решили восстановить прежнюю статую. Сказано - сделано. Да вот же промашка: недавно какие-то умники обратили внимание, что на возрождённом памятнике вместо 1831-го (года создания) сверкает золотом 1830-й! Ну не везёт императору с этим лукоморьем! Лучше бы голой русалке памятник поставили. Или лешему с долотом. Как там у Пушкина:

Леший как-то недопил,
Лешачиху свою бил и вопил:
“Дай рубля, прибью а то!”...

Или это у Ахматовой?


Рецензии