АвиаВасюки

       «АвиаВасюки»

Господи! Кто там ещё? В такой день и то не дадут поспать вволю.
       -- Алло!
       -- Игорь Викторович! По «Домской площади» передали, что в аэропорту Скулте показывают выставку авиационной техники. Сегодня же День авиации. Съездили бы мы туда, ты бы мне что-нибудь рассказал. Я же в самолётах ничего не знаю, а ты…
       -- Ты бы, Саня, во-первых, догадался меня поздравить. Всё-таки я двадцать пять лет был неотъемлемой частью авиации, необходимым ей элементом.
       -- Ага! Игорь Викторович, поздравляю. Давай съездим, и ты покажешь и порассказываешь. Я за тобой заеду на «Запоре».
       -- Да ладно уж, я на «Жигуле» туда «припилотирую» через часок.

А к аэропорту и не подъехать: длинной очередью, правее дороги, выстроились машины желающих вблизи рассмотреть «серебряных птиц», бороздящих небо, а сегодня мирно дремлющих на площади перед аэровокзалом, снисходительно подставив крылья и фюзеляжи взорам любознательных.
       «Жигули» пришлось оставить далеко от выставки, долго шагать вдоль череды «стальных коней». А это чьё же чудо дожидается хозяина? И на номер нет нужды смотреть – конечно, нашего Сани. У него и машина, такая же неухоженная, как он сам. Вон хромает к выставке техники. В годы войны, малолетним пацаном, играл с какой-то железякой, оставшейся на поле боя. Эта штуковина, взорвавшись, покалечила ему ноги. Вот и хромает с тех пор всю жизнь наш малолетний «инвалид войны».
       -- Привет, Саня!
       -- Игорь Викторович! Ну, хоть что-нибудь расскажи, я же…
       -- Догадываюсь. Сейчас, Саша, я и сам окунусь в любимый мир скоростей, высот и перегрузок, отдамся памяти стрессов, страхов и переживаний. И покажу тебе апофеоз человеческого разума – самолёт-истребитель. Стоп! Что-то элегантной красоты, короля неба, я не вижу. Истребителя тут нет. Придётся провести экскурсию на чём-то более примитивном. Давай начнём с этого бомбёра, хоть он и выглядит, по сравнению с Мигом, болванкой, чушкой, отливкой. Но… тоже самолёт, т.е. летает сам, хотя его в воздухе «толкает» по небу лётчик. Тоже мне пилот, сидит на таком бревне… Ну, да ладно, это наша, внутриавиационная, разборка.
Начнём знакомиться с этим «аппаратом тяжелее воздуха». Видишь, Саня, впереди две огромные дыры? Они называются воздухозаборниками. Во время полёта (да и на земле) через них поступает воздух и по каналам подходит к компрессору. Компрессор сжимает воздух (чтоб в меньшем объёме его поместилось побольше) и подает в камеры сгорания. Сюда же впрыскивается топливо. Эта смесь горит, газы значительно расширяются и вырываются в атмосферу (сзади самолёта увидим сопло). Чем больше масса вырывающихся газов и чем больше скорость их истечения, тем сильнее реактивная тяга толкает эту чушку, самолёт, вперёд. Понял? Я так и знал. Но не огорчайся: лет тридцать назад я тоже не мог понять, почему дырища впереди и дырочка сзади заставляют многотонную конструкцию носиться по небу.
С чистого небосвода солнце послало мне такую гримасу, что я понял: малейшее упоминание о жиклёрах, плунжерах или шестерёнках заставит его срочно замотаться в ни весть откуда взявшуюся чёрную тучу.
Раз не понял, то пошли дальше. Впереди торчит какая-то штанга. Любопытные, показывая на неё, спрашивают: «Какой калибр этой пушки?» А это не грозное оружие, а совсем мирный ПВД. В переводе на земной язык – Приёмник Воздушных Давлений. На носике этого ПВД есть маленькие отверстия, через которые воздух поступает в приборы, показывающие лётчику
(даже бомбардировщика) скорость, высоту и другие параметры полёта.
А это, обрати внимание… Тут и сам я обратил внимание, что вокруг нас собирается всё больше и больше празднующих День авиации и внимательно, с интересом, слушают мои объяснения авиаконструкций и работы в воздухе.
       -- … это -- шасси для передвижения самолёта во время руления, взлёта и посадки. Чтоб это устройство – шасси – не создавало дополнительное сопротивление воздуху, после взлёта лётчик даёт команду гидросистеме убрать их в специальные купола.
       -- А как это «даёт команду»? – какой-то длинный в газетном колпаке на голове с неприязнью сверлил меня неестественно увеличенными линзами очков зрачками.
       -- В кабине самолёта есть «Кран шасси». Он имеет три положения: «Убрать шасси», «Выпустить шасси» и «Нейтрально». Пилот переводит этот кран в нужное положение, реле переключает систему и шасси…
Чем-то сразу не понравился мне этот «профессор» в очках. Он смотрел на меня в упор своими линзами так, как будто я уже перевожу этот кран на «Убрать шасси», и многотонная масса фюзеляжа бомбардировщика вот-вот расплющит его на асфальте. А главное, раздавит его очки, без которых он, пожалуй, станет ко мне неожиданно толерантным homo sapiens. А пока что он был моим (и всей моей родной авиации) оппонентом. Да и экскурсанты, которых накапливалось всё больше и больше, поддавшись гипнозу блеска его линз, сплачивались вокруг этого очкарика в газетном колпаке. Не теряя духовной связи с «возмутителем спокойствия», толпа «любителей авиации» всё-таки не отставала от нас с Сашей.
       -- А тут, Саня, (я сделал безуспешную попытку дистанцироваться от банды очконосителя) торчит из фюзеляжа («туловища самолёта») маленький «сапожок», который в полёте забирает забортный воздух для местного охлаждения какого-то агрегата (или насоса, или умформера, или генератора).
       -- Пожалуйста, поконкретнее, а то «какого-то» -- очкарик уже был близок к температуре закипания. Таким же раскалённым выглядел краснолицый крепыш в толстой пёстрой вельветовой, «в тон жаркому августу», рубахе. «Мои экскурсанты» уже совсем «не вполголоса» пророптали возмущение такой организацией авиаэкскурсии в праздничный день. По сплоченности ядра оппозиции было видно, что она готова до победы отстаивать «права потребителя», как будто они за экскурсию заплатили по тысяче « баксов».
       -- Саша, в авиации ничто зря не пропадает. Даже полости стоек шасси используются как «ёмкости для хранения газов». На Мигах в стойках шасси азот имел давление 85 атмосфер. Не знаю, что хранят в стойках шасси бомбардировщика, и под каким давлением…
       -- Нет, это возмутительно! – очкарику, его «теплолюбивому» краснолицему и всей поддакивающей им толпе «любителей авиации», дальше жить в неведении относительно содержимого стоек шасси -- оскорбительно. Ропот уже перешёл в громкие требования:
       -- Организаторов выставки – сюда!
       -- Дежурного аэропорта – на мыло!
       -- Немедленно вызвать начальника службы перевозок и командира лётного отряда!
       -- Потребовать от директора выставки…

       -- Саша! Помнишь, чем закончился для Остапа сеанс одновременной шахматной игры на 160-ти досках?
       И мы, как в своё время и товарищ Бендер, «крутым разворотом» спешно ретировались из этих авиаВасюков в сторону своих машин.


Рецензии
Игорь Викторович, здравствуйте!
Живите долго и здорово, как проводник для нас, молодежи, а мы будем стремиться к Вам.
Представлюсь- Александр Лантух, имел честь летать в одном строю с Вами, правда, не долго, но памятно, как и все красивое и достойное мужчины, а авиация, особенно истребительная, достойна настоящих людей.
Теперь о птичках, почти об авиации, ведь они тоже летают и уважительно относятся друг к другу не только в воздухе, но и на земле.
Приехали мы с внуком однажды на дачу, было жарко, солнце светило яркое, а в степях Украины это ощутимо, почти как в Кара-Кумах или Сахаре, вода из чернозема испарилась, в округе за несколька десятков километров нет ни одного ставка, птицы в саду приуныли, не то что петь, летать не хотят, на ветках в тени сидят и ждут хозяина. С нашим появление птицы оживились, поднялись в воздух для отрабатки своих упражнений и не только. Иван, мой внук, спрашивает:
-Дедушка, почем птицы так активны, постоянно пролетают над нами, что-то показывают и демонстрируют?
На вопрос внука я ответил вопросом:
-Когда в последний раз мы были здесь, на даче?
-Неделю назад, ответил Иван.
-Точно. Что изменилось за неделю на даче?
В ответ на риторический, очень общий вопрос деда у трехлетнего внука ответа не нашлось.
Для меня этот ответ очевиден. Всегда, находясь на даче, я наливал в емкость для водопоя птиц воду, которая за время нашего отсутствия была выпита или испарилась. У птичек выработался рефлекс, они привыкли к тому, что вода должна быть в определенной емкости и определенном месте, а теперь ее нет, своими полетами они показывают на упущения хозяина и требуют положенного. Об этом я сказал внуку, вместе с ним мы устранили упущения дедушки, налили в емкость воды и стали наблюдать за птицами. Прекрасное их поведение удивило внука, который остановился, не стал их тревожить, только показывал на них и говорил:
-Посмтри, дед, они выстроились на земле в линеечку и каждый ждет своей очереди, чтобы напиться.
За наблюдательность и доброе поведение внук был отмечен.
Когда сравниваешь поведение летчиков, в наше время, оно тоже было сравнимо с поведением птиц. А может быть то была молодость?
Так за молодые души и будьмо!

Александр Лантух   23.03.2013 15:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, за такую рецензию. Сегодня поговорил с тобой и вроде окунулся в 1970 год, когда мы в плотном строю "покоряли жарищу" Кара-Кум. Не забудутся те годы никогда.
Да прочти у меня "Афганец". Это же о нас.
Будь здоров и удачлив! ИВ.

Игорь Теряев 2   25.03.2013 19:46   Заявить о нарушении
Саша! Сильно болеет моя жена. Я сейчас замотался совсем. Нет времени ни на что. Так что и не до разговоров по СКАЙПу.
Будь здоров! Успехов! ИВ.

Игорь Теряев 2   21.05.2013 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.