Затрат - половина, отдача - вдвойне

— Наше будущее будет определяться не насосами, а чистой водой, не кораблями, а рыбой, не заводами, а экологически чистыми продуктами. — Мы должны выйти на новый уровень научно-технического творчества, и здесь есть чему поучиться у природы. — Изобретение делается в тот момент, когда происходит внезапное осознание ограниченности прежних подходов к решению задач. — Мы можем считать ХХ век эпохой отходов и выбросов. — Давайте сделаем автомобиль, в котором выхлопные газы вместо того, чтобы быть выведены наружу и загрязнять среду, будут направлены на тех, кто сидит в салоне, — тогда им станет ясна необходимость экологически чистого транспорта. — Оптимизация природопользования стоит дешевле, чем производство топлива.

Таковы некоторые тезисы лекции американского ученого Э. Ловинса, прочитанной 25 мая 2001 г. в Конференц-зале Российской академии наук.

* * *

Эймори Ловинс родился в 1947 г. в семье выходцев из дореволюционной России; получил образование в Гарварде и Оксфорде, опубликовал 26 книг и несколько сотен статей; удостоен ряда почетных докторских степеней, лауреат Альтернативной Нобелевской премии, присуждаемой “за праведный образ жизни”; в настоящее время является научным руководителем Института Рокки Маунтин (штат Колорадо, США). Цель института — разработка методов эффективного использования ресурсов: преобразование автомобильной промышленности, электроэнергетики и строительства. Институт независим от правительства, политических партий, идеологических и религиозных движений.

Наиболее известна книга Э. Ловинса “Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная”, написанная в соавторстве с другими учеными, переведенная на многие языки мира (в том числе на русский язык под ред. академика Г. А. Месяца; М.: Academia, 2000) и ставшая научным бестселлером.

В своей лекции Э. Ловинс заметил, что хотя капитализм со всеми его издержками — неизбежная форма общественных отношений, в нашей власти сделать его более продуманным и эффективным. Ведь “капитализмы” могут быть разные: “акулий”, когда каждый стремится урвать себе кусок всеми доступными ему средствами; финансовый, при котором накапливаются значительные денежные массы, зачастую лежащие мертвым грузом, не обеспечивая общественного прогресса; классический промышленный капитализм. При этом, как правило, не учитывается основной ресурс, на котором все зиждется, — природа.

— Лучше быть приблизительно точным, чем точно ошибаться, — заметил Ловинс. — По оценкам ученых, природные ресурсы Земли стоят примерно столько же, сколько весь бизнес и вся экономика всех стран мира. Мы способны только загрязнять природу промышленными и бытовыми отходами, но почти не умеем возобновлять растраченное. Однако, наше будущее будет определяться не насосами, а чистой водой, не лодками, а рыбой, не заводами, а экологически чистыми продуктами.

Э. Ловинс выдвинул концепцию “естественного капитализма” как способа делать бизнес и организовывать общество так, чтобы природа и люди достойно взаимодействовали друг с другом. Это гораздо более выгодный подход к экономике чем, капитализм классический, который не является естественным: он зиждется не на создании, а на уничтожении природных ресурсов.

Новая технологическая революция, по мнению Э. Ловинса, будет основана не на росте производительности труда, а на качественном скачке в “производительности ресурсов”, т. е. экономии природопользования.

В США (как, в среднем и в других странах) вес природных материалов, которые добываются, транспортируются и обрабатываются в расчете на одного человека за день, в 20 раз превышает человеческий вес. Только сотая часть этого потока попадает в продукты длительного пользования; все остальное уходит в отходы. Величина выбросов составляет полтриллиона тонн в год. В транспорте ситуация аналогичная: только один процент энергии топлива уходит на перемещение автомобиля; остальное тратится на нагрев воздуха, трение, холостой ход.

— Существует мнение, что чем больше энергии вы экономите, тем более затратным является ваш бизнес, — сказал Э. Ловинс. — Но на собственном опыте мы узнали, что если продолжать увеличивать экономию, это приводит к увеличению прибыльности. В некоторый момент мы можем перейти через барьер стоимости. Один из главных способов этого добиться — получить много выгод от единого капиталовложения. Мы часто находим побочные положительные эффекты от дополнительной экономии ресурсов. Например, когда в одном офисном здании стекла начали выпадать от старости, мы вместо того, чтобы использовать для ремонта обычное стекло, применили специальное, с повышенным теплозащитными свойствами, пропускающее в четыре раза больше света. Это позволило существенно снизить мощность системы охлаждения. В отремонтированное здание устремились арендаторы, заинтересованные экономией энергии.

По данным Ловинса, несмотря на то, что за 45 лет население США выросло на 100 млн. человек (менее, чем в два раза), а объем народного хозяйства увеличился втрое, использование воды на человека неуклонно снижается. В Калифорнии, которая является штатом-рекордсменом по внедрению экономичных технологий, использование воды на доллар произведенной продукции упало почти вдвое.

Дом, служащий штаб квартирой Института Рокки Маунтин, расположен на высоте 2200 м в Скалистых горах в Аризоне, где преобладает поистине сибирский климат. Заморозки возможны в любой день; почти всегда облачно; существует два времени года: зима и июль. Но здание оборудовано теплозащитой и восемью слоями специального стекла. Таким образом, мы сокращаем наполовину потребление воды и на 90% — электроэнергии, в связи с чем общие затраты на экономию окупились за 10 месяцев. К тому же внутри дома — тропический сад: 27 банановых кустов разрослись без всякой системы отопления...

Известно, что значительная часть энергозатрат происходит в моторах и насосах. Ведущие фирмы оптимизировали проектирование насосных станций так, что насосная станция, которая использовала 70 киловатт, стала потреблять только 5 киловатт. Как это получилось? Никаких новшеств в технологии, но два изменения в проекте. Нужно использовать трубы большого диаметра и маломощные насосы вместо того, чтобы использовать узкие трубы и мощные насосы. Дело в том, что потеря энергии на трение жидкости в трубах уменьшается при увеличении их диаметра. Еще один фактор — более рациональное размещение труб и соединяемых или агрегатов: лучше иметь короткие и прямые трубы, чем длинные и изогнутые.

К тому же, — считает Ловинс, — производится слишком много ненужных вещей. Человечество — единственный биологический вид, который позволяет себе это, а ХХ век стал поистине веком отходов и выбросов. Теперь это называется непродаваемой продукцией.

— В течение сорока семи лет у меня служит чашка из нержавеющей стали, — при этих словах Э. Ловинс достал из внутреннего кармана пиджака блестящую пластинку, которая легким нажатием пальцев превратилась в чашку. — Она с успехом заменила множество пластмассовых и бумажных стаканчиков, которые я бы выбрасывал каждый день.

Ученый обосновал еще один принцип естественного капитализма — создание производства на биологических основах, утверждая, что нам стоит поучиться у природы ее эффективности. Все жизнеспособное устроено оптимально.

Как паукам удается делать паутину, которая прочнее, чем сталь? Когда мы делаем полиамид, мы используем установки высокого давления, а пауки, не имея такого “оборудования”, изготавливают свой шелк с помощью энергии, получаемой от переваривания мух. Как деревья производят целлюлозу и волокно, столь же прочное, как нейлон, но в три раза легче? Как улитка вырабатывает перламутр при температуре 4'С?.. Освоив такого рода природные технологии, человечество могло бы существенно повысить производительность ресурсов.
нам следует внедрять в промышленность замкнутые циклы, подобные природным, создавать безотходные производства без вредных выбросов. По расчетам Ловинса, за последнюю четверть века экономия явилась крупнейшим источником электроэнергии в мире, составив 40% от мирового производства энергии в 2000 г. Оптимизация природопользования стоит дешевле, чем производство топлива. Это может быть мощным рычагом и для российской экономики.

Еще один важный, по мнению Ловинса, принцип — перевод экономики от производства товаров к производству услуг. Он привел такой пример. Ежегодно выбрасываются миллионы тонн коврового покрытия, однако производитель ковров из американского города Атланта решил изменить способ ведения бизнеса, введя замкнутый цикл производства. Новые ковры можно промывать из шланга, они не пахнут, не пачкаются, в 4 раза долговечнее обычных и не содержат токсичных веществ. 35% материала экономится на каждом квадратном метре, и эти два фактора в совокупности уменьшают расход материала в 7 раз. Пришедшее в негодность покрытие перерабатывается в тот же самый материал, из которого изготавливается новый ковер. Теперь вместо того, чтобы продавать сами ковры, можно продавать лишь услугу по покрытию полов. Представители фирмы будут забирать старые ковры, перерабатывать и заменять свежими. Ковры всегда будут выглядеть как новые, а их стоимость упадет.

— Для качественного прорыва нужны новые, нестандартные решения, умение мыслить вне прежних стереотипов, — заметил ученый. — Например, в течение 30 лет бытовал хрестоматийный тест выявления нестандартного творческого мышления — задача соединения девяти точек четырьмя линиями без отрыва карандаша от бумаги, для решения которой необходимо выйти за пределы квадрата. Несколько лет назад некий профессор, продемонстрировавший такой способ своим студентам, вышел из аудитории обескураженным, поскольку один студент предложил свое решение из трех линий. Эта идея возникла из представления, что перед нами не точки в математическом смысле, а фигуры, имеющие определенные размеры. После этого мышление студентов либерализовалось, и они стали вообще решать эту задачу, используя только одну линию.

Например, японские студенты использовали методику “сложенной бумажки”: лист надо сложить так, чтобы три ряда точек совпали. Есть и географический метод, использующий свойства сферической геометрии: девять точек нанесены на глобус, и геодезическая линия — прямая на сфере, — пересекает их за три витка. Инженеры-механики применили ножницы, решив: почему мы не можем вырезать эти точки и насадить их на прямую линию как шашлыки на шомпол? А если дважды сложить бумажку гармошкой и проколоть карандашом, то можно соединить все девять точек одним касанием. Интересное решение предложено девятилетней девочкой: “Линия не обязательно должна быть тонкой. Я возьму жирную линию, как от малярной кисти, и она их всех соединит”.

Так творческое переосмысление условия задачи привело к новым и свежим решениям. Подобный метод мышления нередко срабатывает в области технологий, позволяя добиться неожиданных результатов. “Изобретение делается в тот момент, когда происходит внезапное осознание возможности кардинально нового подхода к той или иной задаче”, — заметил ученый.
В заключение Э. Ловинс напомнил, что выдающийся русский естествоиспытатель и мыслитель В. И. Вернадский первым отметил выгоду вложения средств “обратно в природу” — основную производительную силу, подчеркнув при этом: “Все-таки главный ресурс России — люди. Не только академики, но и все умеющие работать, и не в последнюю очередь — крестьянство, с его традиционными навыками и пониманием того, как работает экосистема. Вы даете своей молодежи прекрасное образование — это тоже капитал. Знания, мудрость, понимание, воля — таковы слагаемые успеха”.


Рецензии