Характерные особенности развитиия еврейских общин

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИИЯ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН
СОВРЕМЕННЫХ МАЛЫХ ГОРОДОВ (БЫВШИХ ШТЕТЛОВ) УКРАИНЫ

Владимир Матвеев, Киев

Вместе с независимой Украиной стала возрождаться Еврейская общины Украины. Начала возрождаться еврейская жизнь в городках, в которых когда-то бурлила полнокровная еврейская жизнь. Последние годы позволяют утверждать, что в стране уже заложены основы развития еврейской общинной жизни, завершился первый этап становления еврейской общины Украины. В связи с этим, можно обозначить характерные основные черты общинной жизни в современных малых городах (бывших штетлах) Украины.

Празднование десятилетия Ассоциации еврейских общин малых городов Украины, прошедшие осенью минувшего года, и 145-летие классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, состоявшиеся весной нынешнего года, еще раз позволили более четко определить основные достижения и проблемы современных еврейских общин малых городов Украины.

Несмотря на то, что смерть штетла несколько преувеличена, вполне естественно, что жизнь современного штетла даже приблизительно не напоминает полнокровную еврейскую жизнь, царившую в них век тому назад, когда десятки этих небольших городков были наполнены еврейской жизнью и деятельностью в России, Украине и Беларуси. И на родине Шолом-Алейхема в спящем Переяславе-Хмельницком (Центральная Украина) сегодня мало что напоминает полнокровную еврейскую жизнь, бурлившую там 145 лет тому назад, когда в этом городке родился Шолом-Алейхем.

Значительную помощь в развитии еврейской общинной жизни сорока городов Черкасской и Киевской областей оказывает Региональная Ассоциация еврейских организаций малых городов Украины. Она была создана в 1993 году по инициативе Петра Рашковского (Корсунь-Шевченковский) и при поддержке американской еврейки Салли Грач, руководителя Международной женской организации "Проект Кешер", а также Мартина Хорвица, исполнительного директора Американского фонда развития еврейских общин в России и Украине. Ассоциация насчитывает около пяти тысяч членов в сорока общинах Черкасской и Киевской областей. Считается, что она является единственной подобной организацией в Украине и странах бывшего Советского Союза, координирующей деятельность общин малых городов.

После семидесяти лет забвения при советском режиме и жерновов Холокоста основное внимание ассоциация старается уделять возрождению духовности и еврейских традиций. Типичные программы, которые реализуются в общинах современных штетлов, включают кружки по изучению языка идиш, кружки еврейской кухни, женские клубы и семейные клубы, а также интеллектуальные клубы. В трех городах работают воскресные семейные школы. Внимание уделяется оказанию социальной помощи малоимущим, инвалидам и престарелым, поддержанию в должном состоянии кладбищ.

Развитие еврейской жизни приносит не только радость, но и является посланием грядущим поколениям. Так, через характеры героев Шолом-Алейхема, их ощущения и видения мы также расширяем возрождения "Скрипача на крыше". Это уникально еврейское, то, что не случилось с другими народами. В общинах Ассоциации экспонировались мини-выставки, на которых были представлены сборники рассказов классика еврейской литературы на идиш, журналы на идиш и картины еврейских художников. Собрание экспонатов стало возможным во многом благодаря Инне Друзь, координатору программ языка идиш региональной ассоциации. Она рассказала, что программа работает в 12 общинах малых городов Украины. "Мы стараемся, чтобы идиш звучал сегодня больше, ведь это наш родной язык. Шолом-Алейхем для нашей семьи значит многое. Соприкосновение со сборниками его произведений на идиш значит очень многое. С нас он писал свои произведения. Какими мы были, такими мы в душе и остались", - рассказала Инна Друзь. Ей вторит Елена Миронова из Звенигородки: "Читать Шолом-Алейхема и отмечать его юбилеи – это потребность евреев. Это идет от души. Наши еврейские фестивали. выставки, конкурсы и т.п. – это все наш Шолом-Алейхем. Вот вы знаете. что вы – еврей. Читайте Шолом-Алейхема и вы узнаете себя лучше! Он – это мы".

Президент Ассоциации Петр Рашковский рассказывает: "Ассоциация объединяет сегодня все аспекты жизнедеятельности евреев. Раньше ни одна маленькая еврейская община не имела своего "голоса", а все вместе мы представляем собой существенную силу. Благодаря нашим усилиям изменилась психология людей. Тот, кто раньше не решался даже произнести слово "еврей", теперь гордо произносит его во весь голос".

Характерным является наличие своих небольших самодеятельных коллективов при общинах или обществах еврейской культуры: вокальных или танцевальных групп, небольших аматорских театральных трупп. Они, как правило, представляют свое еврейское творчество во время еврейских праздников или юбилеев. Типичным также является весьма активное участие в работе таких коллективов неевреев.

Хорошо исполняет еврейские танцы ансамбль "Нахес" из Переяслав-Хмельницкого общества еврейской культуры. "Празднование юбилея Шолом-Алейхема для меня – это радость, веселье и танцы. Благодаря нам люди больше знакомятся с еврейской музыкой и танцами", - рассказывает Наталья Белянкина, руководитель танцевального коллектива (6 человек) из общества еврейской культуры Переяслав-Хмельницкого. "У нас в ансамбле нет евреев, но всем очень нравятся еврейские танцы", - дополнила она. Задорно исполняет еврейские народные танцы танцевальный ансамбль при Богуславском Доме культуры. "Сейчас я не помню, как называется наш ансамбль, на знаю. как называется еврейский танец, который мы сегодня исполняли. Наш ансамбль – нееврейский, и мы выступаем практически на всех мероприятиях в городском Дому культуры, разучивая перед этим соответствующие танцы", - рассказала участница ансамбля Виталина Хоменко (16 лет).

В связи с этим, на многих юбилейных концертах были исполнены известные еврейские песни на идиш, русском и украинском языках, еврейские танцы, а также мини-спектакли по произведениям Шолом-Алейхема и других известных еврейских авторов.

В отличие от членов еврейских общин в крупных городах, активисты еврейских общин малых городов Украины выполняют целый ряд функций. Так, например, во время концерта в Корсунь-Шевченковском и Богуславе Виолетта Карпенко, председатель общины прогрессивного иудаизма Звенигородки, прекрасно исполнила на идиш известные еврейские песни. Во время юбилейного концерта Шолом-Алейхема в Корсуне и Богуславе она участвовала в мини-спектаклях по произведениям классика. Со времени возврата государством и реконструкции при помощи американской общины-побратима "Темпль-Шалом" (Нью-Джерси) и "Джойнта" звенигородской синагоги она стала важным религиозно-духовным центром всего региона. Елена Миронова, общинный работник синагоги, ведет Шаббаты и праздничные службы в нескольких общинах региона, а также работает учителем еврейских традиций. "Ассоциация предоставляет возможность евреям из малых городов двух областей Украины, которые ранее не знали, что такое религиозная жизнь, приехать в звенигородскую синагогу и окунуться в неповторимую атмосферу синагоги. Звенигородская синагога малочисленна, поэтому каждый еврейский праздник, собирающий в ней около ста человек из разных городов, уже сам по себе праздник", - рассказывает Миронова.

Помощь в проведении общинных пасхальных седеров в малых городах Украины играют представители молодежной организации «Гилель».

При многих общинах работают группы ветеранов войны, которые однако, за последние годы становятся все менее активными.

Наряду с достижениями в общинах малых городов существуют типичные проблемы.

Многие активисты открыто говорят о старении общин (рождаемость существенно превышает смертность) и эмиграции. В связи с этим численность общин существенно сократилась. Об этом свидетельствует и государственная перепись населения Украины 2001 года.

В 19 веке в Богуславе проживало 17 500 человек. из них 14 700 – евреи. В городке работало 7 синагог. В настоящее время в Богуславе проживает 20 400 человек, из которых, по словам лидеров местной общины, около 50 – евреи. сохранилось здание синагоги, которая является собственностью города, но на реконструкцию и содержание которой, в случае возврата здания общине, нет средств. С 1993 года в городе работает Богуславское городское общество еврейской культуры, которое старается возрождать и поддерживать еврейскую культуру и обычаи в Богуславе.

"В нашем обществе еврейской культуры примерно 90 членов – евреев и неевреев. 48 из них имеют право на репатриацию в Израиль", - рассказывает Владимир Капилевич, председатель общества еврейской культуры Богуслава. Но, добавляет он, - "в организации нет молодежи. Много людей эмигрировало. Поэтому я не вижу хороших перспектив развития нашего общества". Ему вторит член этого общества Михаил Брайловский: "10-15 человек одновременно собираются в нашем общинном центре на мероприятия. В Богуславе практически не осталось евреев".

В свою очередь, это приводит к тому, что для проведения ряда программ во многие общины привлекаются неевреи, которые сотрудничают с движением и разделяют его взгляды. В общинах много негалахических евреев и членов их семей. "Община прогрессивного иудаизма Черновцов постарела. У нас нет программ для молодежи, поскольку практически не осталось еврейской молодежи. Тем не менее, мы стараемся возвратить в иудаизм негалахических евреев", - говорит Полина Коренблюм. председатель общины прогрессивного иудаизма Чернровцов. Ее точку зрения разделяет Клавдия Колесникова. "В настоящее время в общины приходит больше негалахических евреев и неевреев. Где мы сейчас можем найти галахических? Поэтому сейчас мы принимаем в еврейскую общину всех, кто разделяет еврейские традиции и работает вместе снами. К примеру, руководитель еврейского ансамбля из Боярки - нееврейка", - рассказывает Клавдия Колесникова, редактор ежемесячной газеты Ассоциации под названием "Надежда", один из создателей Музея еврейской истории в Корсунь-Шевченковском "Мы родом из штетла". В нем собрано 450 экспонатов из 28 малых городов. Самый древний из них датирован 1858 годом. Важно, что в этом музее отражены практически все стороны жизни местечка более чем за столетие.

Некотрые Хеседы выпускают свои информационные листки, выходящие один раз в месяц, как и подавляющее количество еврейских периодических изданий Украины.

Открытие небольших музеев в ряде малых городов является еще одной характерной чертой восстановления исторической правды и развития в них еврейской жизни.

Председатель Броварской еврейской общины говорит: "Молодые семьи с детьми уезжают в Германию и Израиль. Молодежь уезжает, поскольку в Броварах трудно найти работу. В нашей общине нерегулярно собирается миньян. Наряду с этим, всех оставшихся мы стараемся вовлечь в еврейскую жизнь, чтобы еврейская жизнь в нашем городе продолжалась". "Община прогрессивного иудаизма Корсунь-Шевченковского стареет. Молодежь эмигрирует, а уровень рождаемости резко понизился. Мы не можем организовать работу молодежного сионистского реформистского клуба "Нецер". Распался ансамбль "Тфила", - рассказывает один из ветеранов еврейского движения Ефим Дискин, председатель общины прогрессивного иудаизма Корсунь-Шевченковскогою.

"Я хотела бы, чтобы мои дети окончили учебу в школе, и мы эмигрировали из Украины. Я не вижу перспектив жизни в Украине на ближайшие 20-25 лет", - говорит член Звенигородской общины прогрессивного иудаизма Елена Блиндер (34 года). Ее сын Саша (11 лет) считает: "Мне хочется жить и учиться в большом городе. Хочу жить заграницей".

Мэр города Корсунь-Шевченковский Михаил Самойленко также отметил значительную эмиграцию из этого города лиц разных национальностей и вероисповеданий. В частности, он сказал: "если в 1979 году в Корсунь-Шевченковском проживало 200 евреев, то, согласно переписи 2001 года, в городе осталось 46 евреев".

Население современного Переяслав-Хмельницкого, некогда густо населенного евреями, составляет 25 тысяч человек. С 1991 года в городе работает городское общество еврейской культуры. По словам председателя общества Цили Гехтман общество включает сегодня 119 человек – евреев и неевреев. Из них 65 человек имеют право на репатриацию в Израиль. Председатель общества и мэр города Роман Сокур говорили о тесном сотрудничестве. "Раньше в городе жило много евреев. В соответствии с данными переписи населения 2001 года, в Переяслав-Хмельницком проживает всего 17 евреев. Мы сотрудничаем с городским обществом еврейской культуры, оказываем им посильную помощь. Когда творческие самодеятельные коллективы при обществе участвовали в фестивалях в Киеве, Запорожье и Белой Церкви, мы оказывали им финансовую поддержку и предоставляли транспорт", - сказал Сокур. Переяславское общество – светское. "У нас работают программы – еврейская кухня, театральная студия, кружок по изучению языка идиш. При обществе есть самодеятельный вокальный и танцевальный коллективы, которые являются лауреатами ряда фестивалей. Больше половины состава творческих коллективов составляют неевреи. Нет религиозных программ, но мы занимаемся возрождением еврейских обычаев и традиций, языка идиш. Большое внимание уделяем памяти погибших в годы Второй мировой войны и уничтоженных в Переяславском бабьем яру", - сказала Циля Гехтман.

В концертном зале в Переяслав-Хмельницком на праздновании юбилея Шолом-Алейхема преобладали люди пожилого и среднего возраста. "Мы привлекаем к празднованию и еврейской культуре евреев и неевреев, популяризируем достижения еврейской культуры и искусства. Тем самым мы делаем прививку от антисемитизма", - считает Петр Рашковский.

Вместе с тем, евреи малых городов Украины полны энергии и энтузиазма. "В обществе еврейской культуры всего семь еврейских детей и четыре студента. Несмотря на это, евреи полны энергии и энтузиазма развивать еврейские традиции в нашем городе, сохранять наследие нашего великого земляка и язык идиш", - сказала Гехтман.

 "Молодежь уезжает, наша община "стареет", но пока еще есть евреи, мы существуем. Надеюсь, к нам придут люди, которые еще не были вовлечены в еврейское движение", - считает Елена Миронова (Звенигородка). "Лет 10-13 тому назад многие на западе считали, что еврейская жизнь будет развиваться только в крупных городах, а в малых городах – будет затухать. Ассоциация возродила к жизни общины малых городов. И пусть в некоторых малых городах останется лет через 10-15 всего несколько евреев, а в других – немногим больше, еврейская жизнь в них будет продолжаться", - считает Мартин Хорвиц. "Несмотря на то, что численность евреев сокращается, общинная жизнь продолжается, и будет развиваться. Ведь есть евреи в Украине, которые еще не пришли к еврейству. Евреи еще проживают в селах. Задача ассоциации – сделать все возможное, чтобы они жили здесь полноценной еврейской жизнью", - говорит Петр Рашковский, президент Ассоциации.

Наряду с тем, что синагога постепенно становится неким центром притяжения евреев, при общинных центрах работают разнообразные клубы, которые играют ощутимую роль в процессе самоидентификации евреев Украины. Важно учитывать, что по данным социологических исследований, в религиозной еврейской жизни в Украине реально участвует около 15% евреев страны.

Библиография:

1. Матвєєв В.І. Сучасний іудаїзм і проблеми єврейської самоідентифікації в Україні//Релігійна свобода. Релігія і церква в Україні: уроки минулого і проблеми сьогодення. Науковий щорічник. За загальною редакцією А. Колодного, М. Новіченка, О. Сагана.- Київ6 Світ знань, 2003. – С. 101-111.
2. Vladimir Matveyev. They aren't what they used to be//Korsun-Shevchenkovsky, Ukraine, Nov. 3, 2003 (JTA), New York.
3. Vladimir Matveyev. Non-Jews in Ukraine help mark Sholem Aleichem's anniversary//
Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine, April 8, 2004 (JTA), New York.

2003


Рецензии