Плач души или... 11. Сын мой...

       
Как же таинственна жизнь. Что ценишь больше всего, оказывается , от тебя на недосягаемом расстоянии…
Вот и сын покинул меня. Захотел одиночества. И нет пути, как не пойти навстречу. Я же, будто сумасшедшая, не могу взять себя в руки. Ниже мои обращения к нему, мои душевные страдания…

***

Сын, мой! Не удивляйся моему состоянию. Как ты сам говорил, я бросаюсь и в огонь и в воду. Не в силах совладать с собой. Вспоминаю со слезами на глазах твои слова: «Матушка, взгляните на себя, на кого вы стали похожи, вернитесь в свое прежнее состояние, а если не сделаете этого, будет только хуже». Это знаешь, вернее, осязаешь только ты.
Да, я изменилась, изменилась сильно. Взгляд потускнел, головокружение, в сердце же – громадный камень, верно, мне очень плохо. Я – это не я. А слова, которые я услышала вчера от тебя, ошеломили меня.
– Матушка, неужели вы не чувствуете, снимите поскорее золотую цепь, которая душит вас, снимите бриллиантовые кольца с пальцев, золотые часы, и только тогда вы ощутите, как спадают опухоль и отеки на ваших ногах, исчезает боль, сковывающая вашу голову.
Я лишь улыбнулась. Сделал все так, как ты пожелал. И, как ты сказал, ощутила ни с чем несравнимую легкость. Сегодня я не одела ни одно из своих золотых украшений, ощущение – словно родилась заново.
Сын, ты был рожден стать моей душой, сердцем, глазами. Ты открываешь мне глаза на те тайны жизни, которые ныне я не могу постичь, раскрываешь мне смысл жизни, который сейчас ускользает от меня… И, наконец, если я впадаю в забытье, теряю возможность трезво оценивать происходящие вокруг меня события, не могу отрицать ни одного твоего слова. Однако, я без сомнений, смогу ответить на твой вопрос – когда я начала меняться. И в этом ты мой незаменимый помощник.

***

Дорогой мой сын, частичка моей души!
В ожидании терпения, которым меня одарит Всевышний, ощущаю себя на седьмом небе от счастья, осознаю, что должна тебе рассказать о многом. Но помимо своей воли оказываюсь втянутой в пасть дракона по имени время, который затянул меня в омут бытовых проблем. Но ты всегда в моей душе, мыслях, ты тот драгоценный многогранный алмаз, благодаря которому бьется мое сердце! И если одна из граней начинает ранить мое сердце, то другая своим благотворным сиянием, словно волшебный бальзам, снимает мою боль. Надеюсь, ты понимаешь, о чем я хочу сказать. Боль – это твои необычные состояния. Чувство непонятной тревоги, странный взгляд, обида на ближних, твоя грубость…
В особенности это касается того, как ты заставляешь страдать тех, кого любишь. Ведь ты любишь нас всех. Я это вижу своим сердцем. Однако тот, Другой, который сидит в тебе, причиняет нам огромные страдания.
В твоих руках мы всегда видим Священный Коран, дарящий чистоту и ослепительный свет, исходящим от граней алмаза сердца твоего. Ну почему тогда это божье писание позволяет тебе попасть в нынешнее положение. Ведь твой взгляд ежедневно скользит по его священный страничкам, сердце же твое вбирает в себя божественные слова, заучивает их. Ведь каждая строка его – не что иное, как несравненная благодать для рабов божьих. Почему же его неземной свет не смоет с твоего сердца жестокость, сомнения и подозрения, нерешительность и темные мысли. Ведь, тот, кто берет в руки Коран, не должен поднимать их на другого, а взгляд, который останавливается ежедневно на этом писании, не должен источать гнев и жестокость. Предание о Пророке Мухаммеде снова и снова нам твердит об этом. Иногда ты не можешь контролировать себя. Я боюсь этого. Страшусь того, как бы ослепленный тьмой и злостью, не навредил ты себе, сын!
Сын мой! Иногда твои мысли потрясают своей пронзительной ясностью. Ты хочешь видеть во всех ту силу, которая была преподнесена тебе свыше. Хочешь, чтобы окружающие совершали то же, что делаешь и ты. Твои желания благословенны. Однако, упускаешь из виду одно – твое время имеет свои правила и закономерности. Ведь Творец создает каждого, даруя ему судьбу и долю. А та вера и убеждения, что ты требуешь от других, во власти одного лишь Господа.
Твое мышление, твое сознание, которое впитывает в себя священное писание Коран, доступны в этом мире не многим. Думаю, что твой всепроникающий острый ум, осознает и это.
Не пытай себя словами: «Матушка не понимает меня». Я тебя понимаю очень прекрасно. То состояние, в котором ты пребываешь, временное. Все преходящее. Ты доверяй лишь матери. Мать для своего ребенка отдаст себя всю без остатка.
Я ведь знаю немного больше тебя, ибо прожила дольше тебя. Лучше и глубже усвоила уроки школы жизни. Они открыли мне глаза, прошу тебя, поэтому постарайся мои советы истолковать правильно, сынок!
Не позволяй втянуть себя на кривые и темные переулки невежества, жестокости, позволяя им сбить тебя со светлого и праведного пути. И да хранит тебя Всевышний, будь достойным, сын!

***

Сын, по правде говоря, я, как ты наверное думаешь, не знаю легких путей высвобождения от тягот и проблем. Я такая же как и все. Ибо жизнь моя похожа на горящий костер. Ты знаешь, сын, тепло костра согревает людей. И эта теплота – любовь. Я хочу, чтобы во всех сердцах существовало тепло любви. Любовь придает искренность нашим отношениям, дарит нашим душам и сердцам убаюкивающее удовлетворение и покой…
Однако, многие не могут оставить в покое этот костер, пытаются затоптать его, засыпать песком, залить водой. Костер дымит, огонек еле тлеет, но не тухнет.
Поразительно, горькие клубы дыма перебивают дыхание, заставляют слезиться глаза не тех, кто посягает на него, а воздействуют на меня, ввергают в омут волнений и нерешительности… Но, слезы из глаз моих, вместо того чтобы затушить костер, дарят ему живительную силу, и он, с треском рождая тысячи искр надежды, возрождается.
Сын, знаю, ты готовишься пойти в мечеть, на пятничную молитву. Ты будешь молиться вместе с другими верующими. Всевышний дал тебе возможность посетить его храм, чтобы ты мог исполнить свой долг перед ним…
Я же, не в силах противостоять горькому дыму, который идет от моего костра, того костра, который ты хотел залить водой, не могу сдержать слез, сынок. В это раз мои слезы не могут возродить костер, я чувствую свое бессилие, сын…
В волнительные, во власти смятения, трудные мгновения, ясные мысли, четкие цели и надежды, на которых мне приказывал заострить свое внимание мозг, вновь наполняли меня силой, не позволяя рухнуть в бездну безнадежности. Ныне же, осязаю, словно покинула меня эта сила.
Сынок, у меня перед глазами все еще стоит картина вчерашнего дня… Я была в ужасе – ты срывающимся в крик голосом оскорблял Нилуфар! Неужели ты не смог сдержать себя, неужели аяты из священной книги Коран не способны хранить тебя от подобных деяний?
Но что же тогда делать мне? Ведь я ничто перед священными словами, божественной силой. В чем же тогда ценность моих наставлений тебе? Никто не сможет дать мне ответы на эти вопросы!
Сын, если Всевышний остановит мои дни в это бренном мире, ты, читая эти строки, может быть, сможешь понять свою мать. Ибо не осталось слов, которые бы я не хотела излить тебе. Вот ты говоришь: «Это моя жизнь, не нужно Вам чрезмерно сжигать себя, беспокоясь о ней». Но ведь ты мой Сын! Как же я могу быть безучастной к судьбе своей кровинки, частице своего сердца, как я могу смотреть сквозь пальцы на трудности и преграды, стоящие перед тобой?
Неужели можно так поступить. Харгиз, ты не думай, если я покину этот мир, мой дух бросит тебя, пойми это! И младшие брать твои твердят мне в том же русле. Однако в тебе, твоем брате, младших братьях заключена моя жизнь, вы мой костер, ваше существование поддерживает его.

***

Сын, спешу домой, а придя, вновь ищу повода покинуть его. Ты пришел с мечети ухмыляясь, вновь стал искать повода, чтобы досадить домашним…
… И я, когда-то, пришла в это дом невесткой. Переживала, чувствовала стеснение, искала пути, чтобы понравиться хозяевам, я старалась, сын. И мне досталось от судьбы, ее тяготы, лишения, сомнения и подозрения играли со мной в свои жестокие игры…
Два сердца, объединяясь, сливаясь в единое целое под одной крышей, должны преодолеть все трудности семейной жизни, а плодом их усилий является младенец, еще более скрепляющий добровольный союз молодых. Ибо и ему суждено пройти этот путь, продираясь сквозь тайные заросли мирской суеты, чтобы занять достойное себя место.
Я, со всей ответственностью, опираясь на свой жизненный опыт, говорю – легкой доли нет, в начале своего повествования я говорила о пламени своего костра, если оно полыхает, горю и я, если оно покрыто клубами дыма, плачу сама. На злобу и зависть посторонних подобным не отвечу…
Моя жизнь – тот неоплатный долг перед Матерью и Отцом. Не желала, чтобы они страдали из-за мучений и боли, предначертанной мне судьбой. Это наиважнейшая цель, которую я обозначил для себя. В этом смысл моего существования.
Меня никогда не покидала мысль: «Каждый мой шаг дарит покой и радость отцу, каждое мое слово должно преподносить матери счастье». Может, именно поэтому Творец, не лишает меня всех радостей жизни.
Никогда мои родители не видели моих слез. Сколь тяжело и больно мне ни было, в их покои я старалась всегда входить с выражением счастья и радости на лице.
Ибо я думала, что они будут чувствовать себя умиротворенными. Я старалась, чтобы все во мне – и сердце и облик дарило им этот покой.
Иногда я завидовала своим сверстникам – хотела быть одетой как они, проводить время как они – в молодежных вечеринках. Хотела соответствовать моде, ходить на дискотеки, танцевать, но сдерживала себя.
Лишь затем, чтобы не видеть на лицах моих родителей выражение обиды и разочарования…
Пять лет мы ждали вашего появления. Чувства желания стать матерью, светлые и ясные надежды чахли и мертвели. Чувства, рвавшие сердце на части, сомнения и подозрения, порожденные ревностью, покрывали ржавчиной мою невинную душу…
Я никогда не говорила об этом родителям. Всегда возле них лицо мое источало радость. Часами говорила и твердила им: «Мой супруг пример заботливости, ума и смышлености, мое уважение к нему безгранично» (да простит меня Создатель).
И если мое лицо и тело было нездорово, я старалась не попадаться им на глаза, до полного выздоровления и заживления, в мгновения, когда сердце мое были придавлены грязными и отвратительными оскорблениями, я лечила душу слезами.
На свадьбе моя матушка искренне радовалась «Моя дочь попала в благополучную семью, да и жених – золотой». Ибо и моим желанием было только это.
Искренне возжелай, и тебе это будет даровано, говорили издревле. Жизнь моя понемногу налаживалась, отец твой стал проявлять больше понимания.
Наверное, это и есть воплощение выражения: «чистые помыслы – уже половина счастья».
Одно я знаю теперь наверняка, сын. Человек не совершенен.
Безгрешный лишь Господь. Если человек будет желать ближнему счастья, и ему за это воздастся, ежели будет желать худа, и за это он будет обречен на страдания. Этого никто не сможет отрицать.
Для чего я тебе это говорю, – делай выводы, себе же на благо, сын. Не причиняй боль ближним своим. Самый большой грех – причинять страдания невинным. Держи себя в руках, не позволяй бесу править тобой. Не смотри на всех с ненавистью, не дай себя втянуть в болото сомнений и черных мыслей. И да хранит тебя священная вера твоего сердца от всех напастей!
В первую очередь воздай уважение своим родителям, и только тогда та божественная наука, которую ты собираешься усвоить, дарует тебе свет и очищение, сын! Пусть вера, любовь и уважение к родителям и ближним всегда живут бок о бок в твоем сердце!
Поступай таким путем, сын!


Рецензии