Пол-выстрела в черничной ночи

Итак, культовый, не расстающийся ныне с темными очками Вонг Кар Вай выпустил свой новый фильм «Мои черничные ночи». Актеры - под стать – джаз-дива Нора Джонс, дебютировавшая в кино, и красавчик Джуд Лоу, которому не привыкать сниматься в статусных картинах.

Это кино в каком-то смысле сделано по мотивам «Любовного настроения», но - лишь в каком-то. До драматически-мучительной, звенящей истории отношений гонконгской пары «Мои черничные ночи» явно недотягивают.

«Ночи» - это странный замес двух известных жанров - роуд-муви и лав-стори. Героиня Норы Джонс – Элизабет, или просто Лиззи, - брошенная другом, страдающая нью-йоркская девушка, скромная симпатяга, явно из интеллигентной семьи. Полная фрустрации, Лиззи забредает в бар, где в качестве хозяина и одновременно бармена орудует стильный Джереми – персонаж Джуда Лоу.

Интересно, что бар Джереми, по-видимому, называется русским словом «Ключ». По крайней мере, именно эта надпись кириллицей на стеклянной двери бара не раз возникает крупным планом. Кажется, для западной публики Кар Вай подготовил здесь крутозамешанную символику. Русским повезло больше - благодаря четырем буквам на родном языке весь символизм происходящего прочитывается с ходу.

Там, в баре - превращенный художником по костюмам в супермодного британского парня - Джереми-Джуд рассказывает Лиззи истории разных ключей, которые в разное время оставляли ему на хранение клиенты.

- Эти мне оставила одна молоденькая пара, которая наивно думала, что их союз будет всегда, - меланхолично замечает он, показывая очередную связку.
- А что же с ними случилось? - спрашивает broken-hearted Лиззи, в своем состоянии, понятно, крайне чувствительная к таким историям.
 
И вот здесь Джереми выдает ответ, после которого, честно говоря, можно дальше фильм уже не смотреть – «умри, Денис, лучше не напишешь»:

- Жизнь случилась, время случилось, - отвечает он. Эти емкие слова кратко, если хотите, по-дзэнски, описывают то, что может произойти в отношениях между людьми. Вонг Кар Вай at his best!

Все остальное, что происходит в фильме – путешествие Лиззи через Америку, письма, которые она пишет Джереми, история несчастных Арни и Сью-Линн, казино, «Ягуары» среди аризонских пустынь – все это неплохо. С одной поправкой: есть ощущение, что снял все это не Кар Вай, а всего лишь какой-то модный начинающий режиссер, скажем, Гай Ричи эпохи карт, денег и стволов. Отличная операторская работа плюс пистолеты, тачки и – местами - крутые парни…

На фоне ожиданий драматичной развязки в стиле Кар Вая особенно пресновато смотрится финальная сцена воссоединения героев – конечно же, в старом добром «Ключе». Лиззи вновь трогательно вкушает черничный пирог, на нее с умилением смотрит Джереми – и тут даже самый невнимательный зритель понимает, что пирог - еще один, и довольно навязчивый, символ фильма.

С другой стороны, все хорошо, почти никто не умер, кроме бедного Арни и… послушайте, у фильма замечательный саундтрек! Это касается не только песен самой Норы, но и стильного вязкого блюза, который звучит фоном к истории Арни, где-то там, за горизонтом событий, за много тысяч миль от Нью-Йорка…


Рецензии