Закройте Луну
"ПАН"
Москва, Государственная Третьяковская галерея
Год создания: 1899
Не то, чтобы мне нравились такие работы, как и творчество Врубеля в целом, с его возлежащими и летящими демонами, но в этой картине есть один момент - Луна.
Для меня в Луне Врубеля заложено все настроение картины: маленький яркий кусочек, который стоит лишь закрыть пальцем, и свет исчезнет, останется и без того унылое уныние.
Об этом много можно разглагольствовать. Просто попробуйте закрыть луну пальцем.
Художник перевоплотил эллинский мифологический персонаж в существо, близкое русской мифологии. Огромную роль здесь играет русский пейзаж с низкими сырыми лугами, чахлыми березами и мелким кустарником. Фигура Пана мягко сливается с фоном. Голубизна его глаз перекликается с синевой речки, с цветами фиалок. Кажется, что герой вырос из земли, а его седые волосы похожи на ветви березы. Леший да и только!
ПАН, в греческой мифологии, божество стад, лесов и полей. Он наделён ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике. Слово "пан" происходит от греческого, что означет "понравившийся всем". В действительности само имя происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, "делать плодородным".
Пан — миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Нимфа Сиринга (в которую он был влюблен) в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель, или най (он держит его на картине в руке). Инструмент най известен еще как "флейта пана".
Раннее христианство причисляло Пана к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствует фаван.
В живописи нового времени сюжеты: "Пан и Сиринга" — у Рафаэля, П.П. Рубенса и др.; "Пан обучает молодого Дафниса игре на флейте" — у Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.; "Триумф Пана" — у Н. Пуссена; "Суд Мидаса" — у Я. Йорданса и др. Образ Пана часто встречается у П. Пикассо.
ИСТОРИЯ ПАНА И СЕРИНГИ (из греческой мифологии)
"Полюбил Пан прекрасную нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и превратилась в тростник. Пан срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой".
Смотряю на картину и мысленно обращаюсь к Пану:
"Оглянись. Может быть глаза, устремленные в даль, но заглядывающие в собственную душу, смогут увидеть Луну, это яркое пятнышко, которая, как и твоя Сиринга, исчезает?
Хотя... для тебя Луна не исчезнет. Из глубины колодца русской души Луну можно увидеть всегда".
Свидетельство о публикации №208040900569