Смешная фамилия

Моя фамилия Вшивцев.



Погадай мне ведунья на картах,
Потасуй свою цветную колоду,
Расскажи как жить буду в палатах,
Со злата-серебра пить буду воду,
Женой мне станет девица,
Детишек воспитает хороших,
Залетит в дом счастья птица,
Будет дней тогда больше погожих...



Бывает, когда называю свою фамилию, то мало того, что приходится повторять ее по буквам, но еще и наблюдать за усмешками по поводу первых трех букв. Говорят, что смешная фамилия у меня. Если смеются, то и правда такая, вызывающая положительные эмоции. Люди, не все правда, привыкли произносить, слышать и читать только три буквы. На том и останавливаются, хихикают, на большее их не хватает. А то что дальше есть и другие буквы они как-то забывают. Их как минимум 33, значит смысл слова шире и объемнее чем это представляется на первый взгляд. Первое мнение может быть ошибочным, исходя из ограниченности восприятия.

Человек  может и навенрняка должен знать свою родословную, гордиться своей фамилией, доставшуюся от предков. Не многие увлечены изучением своих корней. На это есть свои причины. Меркантильные.


Фамилия моя ВШИВЦЕВ досталась от отца, а ему в свою очередь от деда Сергея Ивановича Вшивцева (1916-2000). Который происходил из Яицкого (Уральского) казачьего рода. Родился он в 1916 году в деревне Копнин, Горьковской области. Был он 14 ребёнком в семье (что тогда было не редкость). Родителей своих не знал. Воспитывали его старшие сестры. Старшие братья и родители были в белогвардейском движении. В 1933 году окончив "семилетку" в гимназии (чем очень гордился), уехал в город Серов Свердловской обл. где поступил в Металлургический техникум. После него с 1937 года, служба в армии проходила на Дальнем Востоке под командованием Г.К.Жукова. Холкингол. Потом командирские курсы РККА, командно-тактическое училище (6 месячные курсы). 1941 год Великая Отечественная Война. Бои за Москву в составе "сибирских дивизий". Тяжелое ранение в боях под Ржевом. Госпиталь. Потом опять на фронт. Курская дуга. Под Курском был заместителем командира части танкового батальона из резерва. Часть называлась батальон Резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Тяжелое ранение. Госпиталь, где он и знакомится с Емельниченко Екатериной Ивановной, будущей женой и мое бабушкой. После войны в 1947 году они остаются в Москве строить мирную жизнь, как тогда говорили. Так мой род очутился в Москве. Где теперь живу я и мои ближайшие родственники. Которых не так уж много.

Предки мои яицкие казаки. В том (слове - "яицкие"), кстати, тоже ничего смешного нет. Вольные общины яицких казаков образовались в конце XV века на реке Яик. По общепринятой традиционной версии, как и все возникшие в то время группы казаков (запорожцы, донские казаки), яицкие казаки формировались из переселенцев из Русского государства. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Уральское казачье войско участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. В 1798 году два полка участвовали в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. В 1930-х годах многие из оставшихся либо вернувшихся казаков подверглись большевистским репрессиям. В отличие от Донского, Кубанского или Терского войск, части которых Сталин перед самой войной восстановил, Уральское войско ушло в историю навсегда. Хотя, в конце ХХ века наши современники реконструируют традиции Уральского казачьего воинства. Шьют костюмы разных эпох (все больше до революционного времени), делают копии холодного и огнестрельного оружия, занимаются выездкой.


Происхождение фамилии.

Из словаря Даля.

Вшить что во что, вставлять пришивая. -ся, быть вшиваему. Вшиванье ср. длит. вшитие окончат. вшив м. вшивка ж. об. действие по глаголу. | Вшивка, вшиток или вшивок м. что вставлено, вшито; вставка. Вшивной, вшитый, вшиваемый. Вшивочный, относящийся до вшивки, как работы; вшивковый, относящийся до вшивки, в значении вставки, вставного лоскута.


Этим вопросом на досуге занимался мой дядя (Александр Сергеевич Вшивцев), в конце 80х годов прошлого века. После перенесённой операции на лёгком, он лежал в больнице. Где в то же самое время находился известный советский писатель Васильев ("А зори здесь тихие") Который собирал материал для своей книги про Казачество. Он то и поведал дяде Саше, (как ласково мы его называли), что фамилия имеет казачьи корни. От слова "шить" или вшивать - вшивки. Вшивками называли лампасы на штанах у яицких казаков. А не как от слово "вши". Вшами старых казаков не удивить было. Вечные спутники бывалых вояк в походах, когда неделями не переодевались и не вылезали из седел.

На мой очерк пришел отклик от однофамильца Александра Аркадьевича Вшивцева. Вот что поведал он.

"О фамилии нашей. Я слышал другую версию о Вшивцах. В тех краях, откуда родом мой отец, одним из главных промыслов было скорнячество. Народ шил различные меховые изделия. и самой сложной и ответственной операцией было вшивание рукавов в тулупы. Занимались этим самые опытные мастера - ВШИВЦЫ!"

Такая вот история старой русской фамилии Вшивцевых.

За свою фамилию я горд еще и тем, что мои прадед и прапрадед служили в царской гвардии, верой и правдой батюшке царю и Отечеству. Чтившие данную ими воинскую присягу. Отец мой, Владимир Сергеевич был учёным, экологом (выпускник биологического факультета МГУ). Носить фамилию Вшивцев мне не стыдно. Так как не знаю в роду своём мерзавцев и предателей. И если кто-то смеётся по поводу фамилии только проявляет своё невежество и безграмотность, малокультурно показывая свои (плохие) эмоции по отношению к другому РОДу.

Мне же остаётся не просто кичится своей фамилией, а сделать её более достойной для моих детей. Оставив потомкам достойное наследство. Духовно обогащённое культурными ценностями. Кроме двух высших образований, в планах у меня диссертация по уголовно-правовым дисциплинам, написать достойные прозаические и поэтические сочинения. Воспитать в достоинстве детей. Их у меня трое.

Старший от первого брака пока не желает со мной видится, подстраиваясь под мнение его матери и бабушки, что в его возрасте вполне естественно. А что он обо мне знает? Только то что говорят ему его близкие, для которых я враг, как (наверное) и все мужчины. Надеюсь на то что вырастет и поймет как ошибался отвергая меня. За это его и окружающих сына не виню.

“Они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их” (Иез.33:31)

Виновен человек или нет решает Господь. Я не могу винить в чем-либо мать моего сына, считающего меня тупым недоумком "с отбитой головой". Пусть Бог решает как быть. Если разлука с родным сыном угодна Ему, то значит это нужно для чего-то.

"Неисповедимы пути Господни."

Если стану говорить или писать о том, что мать права по отношению к отцу, то солгу и стану лицемером, поощрив зло.

Иисус Христос проповедовал: "любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих и гонящих нас".

Молюсь за сына, прогоняющего меня, благославляю клянущих меня родственников, не ведающих, что творят...

Младшие сын и дочь еще очень малы. Но подают надежды. Приложу все свои силы к тому чтобы они выросли достойными людьми, выживая в несправедливом обществе, не противореча нормам права и совести. Что очень сложно, но при правильном воспитании возможно реализовать.


(фото из семейного архива - это я с дедушкой и родителями)



ВШИ;ВЕЦ, вшивца, муж. (прост. бран.). Негодный, паршивый мальчишка.

Структура фамилии указывает на образрвание от географического названия (речки или селения) Кандала Кандалы, с присоединением суффикса нец, инец, указывающего на происхождение носителя фамилии из данной местности, сравни Бугульма Бугульминец


Рецензии
Да, интересная история у Вашей фамилии.
А, ведь, редко кому и в голову может прийти, что такая фамилия носит корень от слова "вшивать", скорее, действительно на ум придёт "корень" другой.
Вы - молодец, что смогли "раскопать" историю своей фамилии.
Жаль только, что слишком малое количество людей прочтёт эту Вашу миниатюру и "зауважает" её.
А чтоб побольше людей соприкоснулось с историей, хоть бери да в скобочках рядом с фамилией пиши (от слова "вшивать").
Вы уж простите.
Обратила внимание на эту Вашу миниатюру, потому что у самой всего ОДНА буква в фамилии человека, за которого собралась замуж, сыграла неожиданную роль, а потом - для мужа - оказалась таким поворотом в судьбе, чего он и не предполагал.
На работе у всех на устах его фамилия звучала "РыКалов".
Ну Рыкалов и Рыкалов, хотя в голове всё время крутилось: какой ужас был бы, если бы вместо "к" было бы "г".
Пришли подавать заявление в ЗАГС и, вдруг, работник ЗАГСа, посмотрев в паспорт моего будущего мужа произносит фамилию "РыГалов".
Спрашиваю: "Что,что? Рыгалов?"
Смотрю на него, он краснеет, а я как завоплю: "Ни за что! Я остаюсь на своей фамилии!"
А потом помолчала и говорю: "Хочешь бери мою фамилию!"
Не долго думая, он быстро согласился.
Вот так в одно мгновение мой муж стал Калачёвым.
Вот Ваша миниатюра навеяла воспоминания.
Спасибо и ещё раз извините за такой вот отзыв на Вашу публикацию.

Людмила Калачева   20.05.2017 07:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 84 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.