Эпизодень. Арабеск

       Повалил снег; в этот весенний день я тороплюсь на встречу с человеком, от которого ничего не зависит: он словно кивает мне издалека, из полутемного коридора – вежливо и чуть печально. Но главное - намерение, как говорит одна штучка.
Между нами полтора часа дороги – автобус, метро, путь через Дворцовый мост, сырые затхлые дворы, три ступени металлической скользкой лестницы перед бронебойной дверью в свежепрорубленнной стене.
Он ответственный работник издательства и любезно согласился принять у меня предисловие к роману писателя, который они печатать не собирались, да и само мое предисловие читать не хотели. Роман о путешествии и двойничестве – слегка заумный и немного бестолковый, не в меру старомодный и неинтересный книгоглотателю из массовки. Все же думаю, что К. был тайный поклонник этого сочинения из тех немногих, кто не убивал кошек в парадных, – в молодости эта книга португальского писателя в омерзительном переводе ходила самиздатом в единственном тусклом экземпляре.

Долго не могу решить, что надеть, зимнюю куртку или весеннюю. Я все же напяливаю надоевшую зимнюю; на улице внезапно повалила листва. Желтая, почти кипящая. Я поплотнее стягиваю вокруг горла воротник, которое словно (снова) бормочет какие-то стихи – и мне воспомнился эпизод, когда вдруг герой романа приезжает на свидание, а квартал его возлюбленной только строится; вот и у нашего метро Декадентов было все подозрительно разрыто. Рабочие в серых робах мрачно цементируют ступени. Я чувствую неприязнь в их спинах (зачеркни это).
Мобильник не отвечает; К., казалось, улыбается мне издалека – вежливый человек… Почему-то вдруг едва не произнес «труп»… Какой кошмар! Внезапно вспоминаю, что когда-то он тяжело болел, и только курение и алкоголь спасли его. Подхожу к киоску. На всех черно-белых газетах напряженное и самоуверенное-курносое лицо Никто Хрущева. Скоро тебе абзац, почему-то подумалось – тире и прочерк. Но это чужие мысли.
Самое страшное, что сознание, отказываясь мне повиноваться, блуждает, как стрелка комплекса. Еще нет рынка возле недостроенного входа в метро, не торчат высокие красные губастые развращенные дома с ушами-тарелками. Люди выглядят серо, но с уверенностью в завтрашнем дне.

Но и это прошло – картинка покачнулась, стала тусклой и сползла как пелена. Сгинь, сгинь, непречистая – хочется крикнуть мне! Верните меня назад в мой 2004 год от Рождества Христова, я хочу быть собой… Или кем-то еще, теперь не важно.
Бреду в бреду… Нет домов, чернеющая дорога, по ней волоком на щитах тащат тощие тела по сырому снегу изможденные люди. Где-то сильно громыхает, тянет потушенными головешками. Воронки от снарядов. Сожженный барак… Война.
Братья Карамазовы! Мне холодно. А я ведь вас не различаю. Сознание отказывается повиноваться. Кто-то следит за мной. Голова профессора. Фантаст Беляев лежит бездвижен в занятом фашистами Пушкино.
Будь прокляты все эти книги, рукописи, слова! Слова кружатся - то как твердые снежинки, болезненно цепляющие щеки и нос, то соловея от моей серой крови как жирные мухи, то вдруг нечто невидимое больно жалит душу сквозь кожу.
Мне кажется. Я понял, что был прав в предисловии – мир был мукой – или мукой для писателя, путешествовавшего с континента на континент и посвятившего жизнь созерцанию своего ускользающего от слов сознания. За что мне сия? Я не путешественник, у меня нет издателя, пишу я мало, - все больше шипения. А вдруг я что-то уловил? Внезапно вынырнувший Мерседес едва не сбивает меня с ног, ошарашив струей резкого зеленоватого света. Карета процокала мимо с абсурдными и высокомерными лошадьми. Туман, мутан…
Литература куда опаснее, чем мы привыкли думать. У нее мало избранников и куча слуг, кучеров и рядовых. Сжигает на костре. Она смеется над потомками, вчитывающимися благоговейно в дошедшие слова сожженного. У нее нет солнца.

Но и это неважно. Я замечаю, что нахожусь у темно-зеленых Нарвских ворот. Значит, я вхожу в город и скоро уподоблюсь Акакию Акакиевичу, шагавшему через Калинкин мост к ежедневным пыткам от людей и радостям каллиграфии. А вот и львы на канале Грибоеда – они составлены из двух половинок, в которых находятся взаимопроникающие штырьки. У всякого искусства есть свой механизм. Писатель забирает силы у окружающих, а потом мир мстит ему. Так домашние выбрасывали уркописи слепого Борхеса.
Огромная тень накрывает город дланью Медного Кумира. Ужо тебе, стихия! Сегодня ты меня не возьмешь! И все же пришлось взбежать в вонючую парадную, незакрытую на замок от грязной ледяной подступившей в ужасе воды. Человек курит наверху у полукруглого грязного окошка, ничего не слыша. Тень Данте с профилем орлиным. И все-таки мне надо донести это ненужное предисловие.
На Сенной становится легче. Безвременье отпускает. Бессмысленная стекловидная башенка Мира уже торчит на людном месте. Обломки козырька уже убрали. На Васильевский! В метро толкаются; сам вагон дергается от нерадивого машиниста. На меня уставился из зеркала с предупреждением «Не прислоняться» абсолютно бледный человек. Это я. Миф о путешествии всегда кончается назиданием о его бессмысленности. Кажется. Я еду на трамвае. Да-да, с низкими деревянными скамеечками, обтянутыми старым дермантином, выкрашенным серой масляной краской. Вы в Питере все ж. Но кругом культура. Кондукторша ждет денежку. Вручаю ей тридцать монеток. Машинально сую десятку какой-то женщине с сумкой. Тут я выберусь на поверхность.

Странно, что я совсем забыл про женщин. А-а, ведь они повсюду – на расстоянии вытянутой руки и даже ближе. Вне проникновения. Прочитать им что ли Григория Ивановича… Это совсем не из романа, – я привык, что моя жизнь стала его цитатами – то пытающимися склеиться, то разбегающимися, как народ из метро. Слава богу. Ни одной мёртвой головы. А подростки уже основательно обколоты. Пустота атома.
Чорт. Где же эта улица? Как сыро! Туман. Достоефщина. И никакой надежды оторваться от всего этого и уйти ввысь. Странно. Он и в самом деле ждет меня в коридоре. От него пахнет дешевым табаком. Какой-то ливерный пиджак. Принимает дискетку. Распечатанный вариант. «Никто не отвечает за свои слова, - отчего-то произносит он. – А за поступки? – Вот в том-то все и дело». Как честный литератор, я хочу написать, что у него мешки под глазами. Наверно, ему стыдно перед молодыми сотрудниками, что он ничего не смыслит в коммерческой литературе. Или делает вид. Мне тоже немного неловко. Тут заплесневело. Он обещает прочитать и… прячется. Я медленно бреду назад, как боксер, отказавшийся от поединка. Но зачем-то ему все это нужно – сочинявшему на том языке, которого я не знаю, и жившему совсем в иное время. Болеть за газовщиков!
Аврора с досады опять лупит холостыми. По автору. Звенят высокой истеричной трелью дробящиеся стекла – обычные и вакуумные.

Хорошо, что перестал надоедать снег колючий и скоро мутные льдины тают и обнажают воды Невы с химическими компонентами. Кидаю в воду через шершавый грязный гранит монетки. Никто их не найдет.
Прокрадывается дождь. Полые статуи на Зимнем пытаются заглянуть в воды Леты. Но их держат сзади металлические штыри. Грязный плюшевый мишка уткнулся в брусчатку. Не поднимай – на нем порча.
Город забывает себя. Путешествие не приносит успокоения. Но фонари, вглядываясь в людей, помнят о вечном.
Самое т-трудное, в опрокинутое и перевернутое назад путешествие вспять…
Опять этот трамвай – он выныривает на поверхность, кто-то даже пытается прикурить от его скоротечной искры. Но тщетно. Она светит только тем...

пятница, 11 апреля 2008 г.


Рецензии
Интересный экскурс среди стольких образов, мест, картин, эпизодов. Очень нравится ваш стиль письма - штрихами, мазками - и вот получается общая картина, зарисовка, определённый настрой и свет, только тем...

Успехов и хорошего настроения.
С теплом

Илана Арад   14.04.2008 07:06     Заявить о нарушении
Сам город, наверно, располагает к чему-то подобному.
Предлагая возможность для вычурности и эксперимента на письме - а возможно и отрицая их.
Рад, Илана,что Вы это понимаете...

Алексей Филимонов   14.04.2008 07:19   Заявить о нарушении
По ту сторону пресловутости.
Малыш во все глаза смотрел на украшенную ель. Это было её первое "пришествие" в его жизни, он только-только начинал вокализировать слоги и слова, пробовал их на "зубок".
-Ти-ги-ок! - прозвучало...Он смотрел на ёлочное украшение из блестящего крашенного картона. - Ти-ги ок! - поднял ручку, немного разворачивая ладонь вверх. Малыш не отводил взгляда от ёлочной игрушки - снегиря. - Сне-ги рёк! - догадались взрослые.
Не менее удивлялся наш преподаватель по "Эстетике", дарил удивительный взгляд вдаль своей лекции, и открывал каждую, не менее удивительной фразой: - Кто не смотрит и не слушает, тот пишет... "Диалог - тигиок" - думала я.
Литературный эксперимент требует одновременно внимания,слуха и ответа, читаешь и обкатываешь его на себе. Арабеск-аттитюд, не просто сохранить равновесие, а попробуйте сыграть в бильбоке, стоя на одной ноге.Ощущения от рассказа-экспромта так же уводят вдаль, как искусство эстетической лжи и вдохновляют смелостью стать участником эксперимента.



Светлана Никулина   16.01.2016 00:47   Заявить о нарушении
Светлана, спасибо! Вы снова открываете то, что скрыто для меня!..

Алексей Филимонов   16.01.2016 14:38   Заявить о нарушении