Гоголь-гот

200-летию со дня рождения Гоголя
посвящяется

Как не странно говорить это, но так оно и есть. Гоголь – самый известный представитель российской готической литературы.
Гоголь – мистик до мозга костей. В любом его произведении видна эта самая мистика. Без неё Гоголь – не Гоголь. Природа и духовный мир, мир города и мир души – в его творениях есть всё.
С чего он начал? С мистики! Его чорт в «Сорочинской ярмарке» стал первым готическим персонажем его творений. Затем другое его – уже всё целиком готического стиля (такой стиль был в те времена, его начал ещё Роберт Чарльз Мэтьюрин в романе «Мельмот-скиталец», написанным в 1820г.) произведение – «Вечер накануне Ивана Купала». Это произведение, по моему, одно из лучших творений Гоголя-мистика.
Затем – «Пропавшая грамота», первое произведение Гоголя в моей жизни.
А вот в «Майской ночи…» мистики уже меньше. Зато там много юмора и есть вольнолюбивые мотивы. Затем идёт «Ночь перед Рождеством», которое хоть и имеет в себе элементы мистического, смотрится в этом смысле на фоне того же «Вечера накануне Ивана Купала» несколько бедней.
Но вот дальше следует «Страшная месть», где уже по названию понятно - вот она, мистика, вот оно, готическое! Вот он, триумф готики! Затем идёт маленький перерыв в виде «Ивана Фёдоровича Шпоньки и его тётушки», где от готики лишь странный сон главного героя, да и ещё, пожалуй, вот эта сцена:

«…спокойный, чистый вечер, и что за вечер! как волен и свеж воздух! как тогда оживлено всё: степь краснеет, синеет и горит цветами; перепелы, дрофы, чайки, кузнечики, тысячи насекомых, и от них свист, жужжание, треск, крик и вдруг стройный хор; и всё не молчит ни на минуту. А солнце садится и кроется. У! как свежо и хорошо1 По полю, то там, то там, раскладываются огни и ставят котлы, и вкруг котлов садятся усатые косари; пар от галушек несётся. Сумерки сереют… Трудно сказать, что делалось тогда с Иваном Фёдоровичем. Он забывал, присоединяясь к косарям, отведать их галушек, которые очень любил, и стоял недвижимо на одном месте, следя глазами пропадавшую в небе чайку или считая копы сжатого хлеба, унизывавшие поле».

Вот что писал по этому поводу известный русский поэт, прозаик, мыслитель и теоретик символизма Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев):

«… но в довершение ужаса Гоголь заставляет это зверьё или репьё (не знаю, как назвать) <…> и даже более того, - испытывать мистические экстазы, как испытывает у него экстаз одна из редек - Шпонька, глядя на вечереющий луг…» [подробнее читай ниже]

Да, именно мистический экстаз! Почти медитация. Однако, ладно. За «Иваном Фёдоровичем
Шпонькой…» следует рассказ с уже говорящим названием – «Заколдованное место». Вот уж
она, готика, которой завершается цикл «Вечера», название которого уже наводит мысль о
чём-то таинственном, загадочном, мистическом, готическом. Эти повести Гоголя – его триумф как готического автора, автора-мистика.

К сожалению, дальше в этом направлении Гоголь не пошёл, он стал писать реализм, но от
мистических элементов он уже не смог отделаться. Это и загадочные приметы перед смертью
Пульхерии в «Старосветских помещиках», это и загробная жизнь призрака Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели», это и сами обстоятельства кражи у него шинели, это и обстоятельства потери и отдельной жизни носа чиновника Ковалёва в «Носе»… Однако, тут стоит как-то, вроде бы не к месту, но, тем не менее, украшая всё творчество Гоголя, придавая ему особый колорит, визитная карточка как мистика – повесть «Вий», триумф гоголевской мистики. Да, это «Вий» сделал Гоголю такую вот характеристику как мистика.
Повесть начинается кратким пояснением автора о том, кто же такой, собственно Вий. Вий – не главный герой повести, но он есть ключевая, важная фигура, без которой повесть потеряла бы всю свою изюминку. Вий – это тот, кто губит главного героя, Хому Брута, бурсака из Киева, человека, погибшего по причине того, что вера его неискренняя и слабая. Брут, как и многие другие бурсаки, грешен. Поэтому он и гибнет – вера его слаба.
Самая популярная фраза из «Вия» - слова самого Вия: «Подымите мне веки!». Фраза эта пошла в народ. В общем, повесть «Вий» явилась настоящим триумфом Гоголя-мистика.
Больше ничего подобного Гоголь уже не писал. Готическим может показаться мефистофельская личность Чичикова – ведь он души покупает, пускай даже души эти «мёртвые» и обозначают они умерших крестьян. Тем не менее, что-то отсюда нехорошее веет, «будто смех с погоста». Ведь если один раз с мистикой свяжешься, то она тебя всю жизнь будет преследовать.
Хотя, и после «Вия» Гоголь уже ничего подобного не писал, но, тем не менее, мистицизм, как я уже сказал, был с ним до конца жизни. Недаром он под этот самый конец общался с от. Матвеем (Матфеем) (Константиновским), также мистиком, недаром он сжёг 2-й том «Мёртвых душ». А уж смерть Гоголя, похороненного заживо, стала естественным и закономерным финалом его, как истинного мистика.

Из лекции в клубе «Вьетнамский лётчик Ли Си Цын», 1 апреля 20..г.

       Самой мистической из повестей, вошедших в первую часть «Вечеров…» является «Вечер накануне Ивана Купала» («Вечір на Івана Купала»). В ней чего только нет – и чорт, и Баба Яга, и колдовство, и нечисть, и народные предания и прочее, и прочее. Уж вот где готика! Вот где мистика! Вот где истоки символизма!
А уж чем не готичен Петербург, город мрака, сырости, город на болотах! В народной мифологии именно на болотах живёт разная нечисть, там горят болотные фонарики, заманивающие путников в трясину. Город, который был построен по образцу полной тайн и загадок Венеции. Петербург – город, строившийся как «окно в Европу». Уж не из Европы ли почерпнул он свою готичность? Вы прочтите «Шинель», да хотя бы «Портрет» - если где и искать готику в петербургских произведениях Гоголя, то здесь – многие классики готического романа померкнут перед талантом Гоголя!
Вы думаете Гоголь был один такой? Нет! А Пушкин с его «Песнями западных славян» («Марко Якубович») и «Евгением Онегиным» («Сон Татьяны»)? А Достоевский? А Гумилёв с его «Леопардом»? А Есенин с его «Чёрным человеком»? Разве нету там мистики? Тем более, что Пушкин был учителем Гоголя, а остальные – учениками. Но из всех учеников, что были у
Гоголя за всю историю литературы в России (и не только!), самым лучшим, самым преданным
и удостоенным за то в «награду» Голгофы с могилы учителя был Михаил Афанасьевич Булгаков.
Родина у Булгакова с Гоголем была одна – Украина. Только Михаил Афанасьевич был из Києва, а Николай Васильевич – из Великих Сорочинців, Миргородського уїзда, Полтавської губернии. Отец Булгакова – доцент Киевской духовной академии. Образование он получил медицинское. Теперь посмотрим на это с мистической точки зрения.
Начнём с Киева. Город этот был окружён мистической славой – из-за Лысой горы.

Лысая гора (укр. Лиса гора) — элемент восточнославянского, в частности украинского, фольклора, связанный с колдовством и сверхъестественными силами. Согласно легендам, ведьмы и другие сказочные существа регулярно собирались на «лысых горах», где устраивали шабаши. Упоминания лысых гор встречаются в многочисленных исторических и литературных источниках, в том числе в произведениях Николая Гоголя и Михаила Булгакова (который использовал образ лысой горы в «Мастер и Маргарита» как место распятия Иешуа), а также в творчестве Модеста Мусоргского. Достоверных сведений о происхождении культа лысых гор нет. В списках исследователей числятся десятки предполагаемых «лысых гор» на Украине и
в Польше. Наиболее известной из них является Лысая гора в Киеве.

В поэзии, например, Киев называется, скажем «логовом змиевым». Это из стихотворения Н.С.
Гумилёва.

       Из логова змиева, из города Киева,
       Я взял не жену, а колдунью.

       «Из логова змиева».

Отец Булгакова имел отношение к церкви. Михаил Афанасьевич вырос глубоко верующим,
православным человеком. Профессия врача в Средние века была окружена налётом тайны и
мистики. Не зря, впрочем, - многие врачи попутно занимались алхимией.

А если честно - тема эта раскрыта ещё не до конца и на этом поприще ждёт нас ещё очень много открытий.

КРАТКАЯ СПРАВКА.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОЯВЛЕНИЯ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(2-я половина XVIII - 1-я половина XIX вв)

Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический  «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. "Ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика...даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу" - писал Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг».

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

   1. Готический роман (The Gothic Romance)

          Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.

   2. Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)

          Представители: Анна Радклиф

   3. Роман ужаса (The Novel of Terror)

          Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин

   4. Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)

          Представители: Уильям Бекфорд

   5. Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)

          Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок

   6. Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror)

          Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот-скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.

(с) Википедия

ХРОНОЛОГИЯ


Рецензии
а ещё его повесть "Портрет"
Там и у того художника фамилия Чартков (почти Чертков), и сам мистический портрет... Тоже в каком-то роде готика

Елизавета Орешкина   28.09.2022 09:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.