Эхх, жисссь!..

                «Вы лично имеете неотъемлемую власть,               
                чтобы направлять Космическую Силу,
                которая создала Вселенную... Эта
                Космическая Сила всегда под рукой и, по
                требованию, повинуется вашим указаниям и
                убеждениям. Она ваш послушный раб,
                который только и ждёт, когда вы начнёте
                пользоваться его услугами».

                Джозеф Мерфи

Приехав на недельку в родной город проведать маму, Олег провёл с ней пару дней в разговорах о прошлом и настоящем - их общих и каждого в отдельности, лишь трижды за это время совершив обожаемые им прогулочные вылазки. На третий день, в пятницу, позвонил своему старинному другу Василию и договорился о встрече. С Васей они были дружны с детства, но уже давненько (около пяти лет) не виделись: в родные места Олег наведывался очень редко и ненадолго, и встретиться с другом никак не удавалось.
Вася жил на последнем этаже двенадцатиэтажного дома-«свечи», и из окна его квартиры открывался чудесный вид на окрестности: полгорода как на ладони, а вдалеке виднелись, удивительно красивые круглый год, покрытые сосновым лесом холмы. Когда-то Олег очень любил бывать у Василия, попить водочки или пивка, постоять на балконе, полюбоваться видом, вдыхая аромат изумительно чистого воздуха, подымить сигаретой... Вот и в этот вечер он предвкушал неплохо провести пару-тройку часов в компании товарища. Впрочем, с тех пор как друзья виделись в последний раз, многое изменилось в жизни Олега, он стал совершенно другим человеком, изменились взгляды, приоритеты...
Вечером, направляясь к Василию, Олег завернул в небольшой магазинчик, купил пол-литровую бутылку водки, буханку чёрного хлеба, палку полукопчёной колбасы, несколько помидорин, пару свежих огурцов, по банке - зелёного горошка и кабачковой икры. Ну, вроде бы ничего не забыл...
- Здорово, дружище! - Василий расплылся в широкой улыбке. – Проходи!.. Сколько лет, сколько зим!..
Они обнялись. От Василия исходил слабый запах спиртного.
- Вот, принимай, - протянул Олег пакет со снедью и не удержался от упрёка. – А ты, я смотрю, уже успел слегка накатить. Мог бы и потерпеть, подождать немного.
- Извини, друг, - немного смутился Василий. – Так устал за неделю, что не удержался. Да я всего-то полста грамм...
Они прошли на кухню, бутылка сразу же оказалась в морозилке, а товарищи быстро приготовили нехитрый ужин: нарезали салат из помидоров и огурцов, покромсали хлеб и колбасу, разложили по тарелочкам горошек с икрой.
- Ну, будем! – радостно поднял свою рюмку Вася.
- Куда ж мы денемся! – усмехнувшись, отозвался Олег, но, ответно приподняв рюмку, пить не стал, поставил на место. - Как поживаешь, Васёк?.. Рассказывай!..
- Да что, рассказывать... – закинув в рот пару ложек зелёного горошка и кусок помидора, промямлил Василий. – Всё по-прежнему. Работаю там же. Зарабатываю побольше, конечно: сындексировали, учли инфляцию. Частично... Холостякую... В общем, практически никаких изменений. А ты как?..
- Ну и у меня всё, как было, - уклончиво ответил Олег.
Они обменялись ещё несколькими, достаточно общими фразами, весьма скупо описывающими их житьё-бытьё.
- Э! – вдруг воскликнул Вася, обратив внимание на рюмку товарища. – А ты чего не выпил-то?..
- Да завязал я... В аккурат после нашей с тобой последней встречи подумал: пора с этим заканчивать!.. Ну, когда мы... Как-то муторно было на душе, очень. И решил: хватит, баста! Не дело это – жизнь пропивать, разменивать на спиртное. Даже – раз в неделю, по выходным, и то жалко. Поэкспериментировал немного, года полтора: то иногда по выходным пробовал выпивать понемногу, то по праздникам... А уже более трёх лет назад – окончательно бросил. В общем, потерял я, Вась, интерес к этому занятию. Я ведь не пьянствовать пришёл, а повидаться-пообщаться.
- Что, и пиво - ни-ни?.. – удивлённо вытаращил глаза Вася.
- Ничего спиртного, Вась. Ни по какому случаю.
- Ну, ты даё-о-ошь!.. Скучно ведь жить-то без ентого дела!.. – Василий прикурил сигарету, жадно затянулся, налил себе ещё рюмку, но пить пока не стал.
- Вовсе нет, - ровно возразил Олег. – Напротив... Знаешь, как я перестал выпивать (хотя и прежде делал это не часто), жизнь какой-то другой стала! Ну, может, особо ничего не изменилось. Внешне, вроде, всё так же: работа - дом, дом – работа, по кругу. Но будто и воздух стал чище, днём – небо светлее, ночью – звёзды на нём ярче. И такая беспричинная радость в душе, слов нет!.. В общем, Вась, и тебе советую: попробуй, завяжи – раз и навсегда! Не пожалеешь!..
- На фига?!. – изумился собеседник, зачарованно заслушавшийся поначалу, но встрепенувшийся после высказанного другом совета. – Олег, а чем по выходным заняться?.. Да и по вечерам среди недели душа, бывает, просит: то перенервничаешь, то просто устанешь... Что мне - с мужиками домино стучать во дворе или на рыбалку ходить, тупо на поплавок глазеть?.. Так не люблю, не понимаю я – ни домино, ни рыбалки. И потом – эти занятия, частенько, тоже без спиртного не обходятся. Так я лучше дома, в уютной обстановке, как парень... Нет, друже, ты чё-то не то говоришь... Хотя, если честно, - красиво расписываешь. Прелести трезвой жизни!
Вася пару мгновений смотрел на наполненную рюмку, протянул было руку, но убрал.
- А знаешь, - вдруг посерьёзнел он, - если уж быть совершенно откровенным... Пытался я... Нет, не бросить совсем, а так – ограничиться парой-тройкой рюмок водки или полутора литрами пива... Не получается, хоть ты тресни!.. Всё равно упиваюсь вдрызг!.. После трёх рюмочек – обязательно четвёртая, пятая; а там – пузырь и более того. До трёх бутылок водки зараз! Не понимаю, как это у многих получается – выпил две рюмочки, и – отбой! Вот бы мне так научиться!.. Ведь я, бывало, целый день себе твердил: «Четыре по полста – предел!» Зуб давал! Мамой клялся! Ну никак не выходит!..
Василий в сердцах шарахнул кулаком по столу, заставив тарелки испуганно вздрогнуть.
- Бросить совсем – дело плёвое! Я уже не раз бросал, по два, по три месяца не пил; но не интересно так!..
Олег сочувственно взглянул на друга.
- Вась, не получится у тебя ограничиваться, не надейся. Как у меня когда-то не получилось – я ведь тоже такую мечту лелеял... Эх, попытался бы я объяснить тебе что к чему, да только... Поймёшь ли?.. – он с сомнением обозрел слегка порозовевшее лицо друга, оценил весёлый блеск глаз.
- А ты попробуй, Олежек! – воодушевлённо произнёс Василий, просяще подавшись к другу. – Я понятливый, ты же знаешь, я пойму!..
Он опять потянулся было к рюмке, но возглас Олега приостановил эту его попытку:
- Выпьешь – разговора на эту тему не будет! Потом – сколько хочешь...
- Ладно-ладно, - убрав руку, торопливо откликнулся Вася. – Говори, друг! Научи жить!..
«Ёрничает, - мысленно усмехнулся Олег и снова внимательно посмотрел на физиономию товарища. – Да, скорее всего, моя лекция будет пустой тратой времени. Но... Чем чёрт не шутит, может, что-то осядет в этой голове, всплывёт как-нибудь, - позже...»
- Ну... Рискну! Попытка не пытка, – улыбнулся он, помолчал немного, собираясь с мыслями – с чего начать?..
- В общем, Вась, - наконец решился он. – Ты веришь, что в твоей душе присутствует Бог?..
- Ну... да, - не слишком уверенно ответил Вася, слегка затравленно посмотрев на друга, уже примерно предполагая, что последует за этим вопросом. Лекция на религиозную тему?..
- И правильно делаешь, ибо так оно и есть, - с энтузиазмом поддержал товарища Олег и поспешил успокоить Василия, заметив испуг в его заметно поскучневших глазах: «Да ты не переживай, проповедей не будет!..»
Снова светло улыбнулся.
- Так вот, Вась, Бог, частица которого в твоей душе, любит тебя – безмерно. И выполняет все твои самые страстные желания-задумки. Кроме того, он запоминает, накапливает информацию о них. И если ты всю жизнь хотел выпить, то Бог активно помогал тебе удовлетворить эту твою насущную потребность. А когда ты начинал отказываться от алкоголя, продолжая всё-таки хотеть его, мечтать о нём, - твои желания не только в душе твоей накапливались, их ещё и Бог фиксировал. И Ему прекрасно известно, как тебе приятно выпивать-расслабляться, Он знает о твой Любви к спиртному. И когда ты решаешь опрокинуть всего-то три рюмахи водочки – не больше!, - Бог, видя, что ты творишь, и помня, сколько раз и с какой страстью ты повторял: «Эх, выпить бы щас!..», включает всю свою мощь, чтобы ты насладился спиртным на всю катушку. Повторяю: Он безгранично Любит тебя и готов помочь тебе удовлетворить все твои страсти, без исключения, какими бы пагубными они ни были – лишь, бы тебе, Вася, Его дитяти малому, хорошо было!..
Олег замолчал, поднялся, прошёл к буфету, достал стакан, налил себе воды из-под крана, отхлебнул, вернулся на место. Вася не проронил ни слова, ждал продолжения...
- Так вот... - оправдал его ожидания Олег. – Вась!.. Ты вникни: Он ведь – Бог!.. Силы Его безграничны, нет предела Его возможностям! Не сомневайся, твоя жажда будет утолена. С лихвой!.. Ты ведь и с накопленными в твоей душе желаниями далеко не всегда совладать можешь, а тут ещё и разум затуманен алкоголем... И – Бог. Сам Бог!.. Он даёт тебе свою силу, Вась. Чтобы ты пил и пил. И сопротивляться этой силе бесполезно, я уже говорил. Да ты уже и не можешь сопротивляться, ты давно думать забыл про три рюмашки! Теперь, с Божьей помощью, тебе хочется только одного – пить, ещё и ещё!.. И ты напьёшься – крепко, - может даже, до поросячьего визга. А на следующий день снова будешь недоумевать: «Как же так?!.» Да, всё так и будет, Вась. Всегда. За редкими исключениями, когда тебе всё-таки удастся собраться и выдержать норму; но не обманывай себя: за каждым из этих исключений тебя ждут новые грандиозные провалы…
Олег сделал небольшую паузу, дав другу возможность осмыслить сказанное им, поднял голову, оглядел стены, потолок, затем страстно продолжил:
- А временами тебе будет казаться, что ты и не пьян вовсе! Ты даже сможешь вести себя адекватно, общаться с окружающими – это Бог поможет тебе, Вась, не ударить лицом в грязь. И лишь на следующий день, жутко болея, ты поймёшь, как круто погулял вчера!.. И вот тут, Вась, не вздумай опохмеляться! Не всегда у тебя получится только подлечиться, порой, наложив на старое новое, переведёшь неосмотрительную опохмелку в очередную крутую пьянку. А Бог... Он опять тебе поможет.
Василий с лёгким недоумением покосился на бутылку, вожделенно – на всё ещё нетронутую рюмку, судорожно сглотнул. Вытянул из пачки сигарету, прикурил.
- То же касается и сигарет, Вась!.. – быстро проговорил Олег. – Схема та же... И вообще – всех твоих страстей, как дурных, так и положительных... И любви к женщине тоже...
После последних слов Олег задумался на несколько секунд, потом слегка тряхнул головой, будто пытаясь отогнать какое-то наваждение, и продолжил:
- Да... Так что не пытайся ограничивать себя в алкоголе, бесполезно, не выйдет! Выход у тебя один – завязать с этим делом окончательно и бесповоротно! Именно – бесповоротно!.. Ибо если после продолжительного времени, проведённого в трезвости, почувствовав свою силу, ты решишь, что теперь тебе можно – по чуть-чуть, то сделаешь огромную ошибку. Да, возможно, первое время у тебя будет получаться, но потом ты безысходно вернёшься к старому и увязнешь в своём прошлом. Поверь мне, друг. Ведь столько замечательных людей погибло из-за этой гадости!..
- Да ладно! – вдруг махнул рукой Василий. – Выпить нельзя, покурить – тоже!..
Он схватил-таки намозолившую глаза рюмку и опрокинул её содержимое в рот:
- Ты мне вот что скажи, дружище, что с мыслями-то делать насчёт выпивки?.. Как им сопротивляться?.. Ведь одолевают, заразы!..
- А ничего с ними не надо делать! И ни в коем случае не сопротивляться им! И пускай себе одолевают! Не обращай на них внимания и всё! А можешь и послушать их да искупаться в вызываемых ими эмоциях – вреда не будет, только польза. Если ты будешь слушать-воспринимать их равнодушно. Или – презрительно. И не поддаваться на их уговоры. А противиться им, мыслям да эмоциям этим, - дело неблагодарное, они ведь от этого только настойчивее, злее становятся да ещё накапливаются в душе твоей, Вась, превращаясь в мину замедленного действия, на которой ты потом обязательно подорвёшься. Надо научиться жить... сквозь них, Вась. Просто – делать своё дело. Просто – жить. И постараться посеять в душе глубокое неприятие, презрение, ну, по крайней мере, равнодушие к алкоголю в любом его виде, - взамен того нелепого щенячьего восторга, которым ты обычно сопровождал размышления о нём... И ещё, Вася. Пожалуй, главное. Хотя и сказанное – второстепенным не назовёшь... Всё, что тебе нужно сделать, – это принять решение. Бог может придать тебе сил в претворении любых твоих задумок в жизнь; единственное, что Он не может сделать– принять за тебя решение. Это можешь сделать только ты, Вась. И не сомневайся: когда ты примешь его, Бог начнёт делиться с тобой своей бесконечной силой – теперь уже для того, чтобы ты устоял и преуспел в этом своём светлом начинании.  Когда ты примешь твёрдое решение - не пить вовсе, - тебе обеспечен полный успех!..
Олег встал, прошёлся вперёд-назад по кухне, остановился возле друга, развернулся, навис, опершись руками о стол, над полупьяно задумавшимся товарищем, посмотрел с улыбкой в Васину лысину:
- Вась, а вот интересно, сколько раз ты покупал... скажем, шесть бутылок пива, - так, про запас, ставил в холодильник и жёстко обещал себе: «Сегодня – две бутылки, и - точка!» А потом выпивал все шесть и, окрылённый, летел в магазин за очередной партией?.. А потом – снова, если сил хватало на этот поход?..
- Да... частенько такое бывало... - вздохнул Вася.
- Бывает, – поправился он после короткой паузы, налил рюмку, сразу же оприходовал.
- Ну занимательно рассказываешь, друг, - восхищённо покачал Вася головой, подняв лицо к другу. – Складно... Я попробую как-нибудь... на днях... Проведу, так сказать, эксперимент... А ты молодец, уважжжа-а-аю!..
- Верю тебе... что попробуешь, - улыбнулся Олег. – Ну... Я пошёл. Пора мне.
- Да побудь ещё, ну хоть немного! С тобой так приятно общаться!.. Ведь сколько не виделись, а?.. – задышал Василий в лицо товарища свежевыпитым пойлом.
- Нет, друг, хватит на сегодня. Пора мне на вполне заслуженный отдых. – Олег неторопливо, но решительно направился в прихожую.
- Хватит тебе уже на сегодня,  - обувшись, он выпрямился и серьёзно посмотрел в потускневшие, сильно помутневшие Васины глаза. – Ляг, отдохни.
- Да... пожалуй... – вяло согласился Вася.
- Рад был с тобой повидаться, дружище! – обернулся Олег, выйдя на лестничную площадку, и улыбнулся Васе на прощание.
- Аналгичччна! – по-шутовски взмахнул тот рукой и закрыл дверь.
Вернувшись на кухню, Вася лихо расправился с нетронутой рюмкой Олега, затем вытряхнул в неё из бутылки остатки, снова залпом выпил, подцепил вилкой последний кусочек помидора, закусил. Постоял с полминуты в задумчивости, достал из холодильника другую початую бутылку с тем же напитком, щедро плеснул в стакан, оставленный Олегом на столе, выхлебал. Плюхнулся на стул, закурил... Когда сигарета дотлела до фильтра, достал из пачки новую.
- Эхх, жисссь!.. – промычал Вася пару минут спустя, уронил голову на лежащую на столе руку с дымящейся в пальцах сигаретой, она выпала из них и начала жадно пожирать цветастую клеёнку, настойчиво пробираясь к спрятанному под ней пластику стола...
...Олег вышел из подъезда, аромат свежего воздуха нежно закружил голову. Хорошо-то как!.. Олег постоял с минуту, грустно вздохнул и неторопливо пошёл по улице. Проходя мимо освещённой витрины киоска, пестревшей красивыми пивными этикетками, остановился, поразглядывал их некоторое время с любопытством, смешанным с удивлением, затем усмехнулся чему-то и размашисто зашагал прочь...
 


Рецензии
Рад был с тобой повидаться, дружище! – обернулся Олег, выйдя на лестничную площадку, и улыбнулся Васе на прощание.
- Аналгичччна! – по-шутовски взмахнул тот рукой и закрыл дверь.
Вернувшись на кухню, Вася лихо расправился с нетронутой рюмкой Олега, затем вытряхнул в неё из бутылки остатки, снова залпом выпил, подцепил вилкой последний кусочек помидора, закусил, постоял с полминуты в задумчивости, направился к холодильнику, достал из него другую початую бутылку с тем же напитком, щедро плеснул в стакан, оставленный Олегом на столе, выхлебал, присел, закурил... Когда сигарета дотлела до фильтра, достал из пачки новую.

Алексей вышел из подъезда, с наслаждением потянул носом аромат свежего воздуха,
ошибка?
Рассказ о Василии и Олеге...

Тамара -Тома   06.03.2009 21:40     Заявить о нарушении
Ох и спасибище же вам, Тамара-Тома!)) Конечно, ошибка!..
Нечего Алексею делать в этом рассказе, бегу исправлять!))..
Ишь они какие, герои... Имена вдруг меняют... Штирлицы.

Лев Леонтьев   06.03.2009 23:41   Заявить о нарушении
Тамара! С праздником вас!
Будьте счастливы! Всего вам самого прекрасного!

Лев Леонтьев   08.03.2009 06:03   Заявить о нарушении
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЧИТАЮ ВАШИ РАБОТЫ. ЕСТЬ О ЧЕМ. АЛЕНА.

Алёна Аркадина   14.09.2013 13:30   Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Алёна!..)) Мне очень-очень приятно!..

Лев Леонтьев   14.09.2013 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.