Многоликий разум

Давным давно, ещё до гибели человечества, один космический корабль, управляемый пилотом военного флота Земли, совершал рейс вокруг одной из лун Нептуна. Неожиданно из пространства вынырнул челнок знаменитого по всей галактике гума-путешественника, которого, впрочем, на Земле не знали, так как это был первый случай контакта с внеземной цивилизацией.

И надо было так пошутить судьбе, что первый контакт оказался очень тесным; внешние бронированные листы земного корабля на большой скорости глубоко вошли в верхнее защитное поле инопланетного гумалета. Силовая установка инопланетного корабля перегрузилась и произошёл выброс энергии, который, в свою очередь, разворотил всю двигательную часть земного космолета и замкнул основные энергетические контуры. Оба корабля отбросило на Тритон. Войдя в слой скудной атмосферы, энергетический сгусток корабля пришельца отвалился от бронированного корабля землянина, прихватив с собой часть его обшивки. В итоге, оба агрегата рухнули, углубившись в лёд, недалеко друг от друга. Что было далее, мы узнали из подробного описания происходившего, полученного из дневников человека и гуманека, так стали впоследствии называть ту расу инопланетян.


--- пилот 1024, корабль 567 класс А3В67, день 5 месяц 6 год 2358 ---

Сегодня мой корабль потерпел крушение. В районе Нептуна, луны Тритон, квадрат 12.34.67, я столкнулся с мощным энергетическим выхлопом, неожиданно возникшем на пути следования корабля. Основные рабочие гипотезы произошедшего:

1.Корабль мой напоролся на старую мину позапрошлого века.
2.Я столкнулся с энергетическим выбросом неизвестной природы.

Посадка на Тритон прошла успешно, хотя большая часть обшивки корабля разлетелась по всему спутнику. Особых повреждений я не получил. Как показал скан-тест, система управления и навигации в норме, но силовая установка и обшивка сильно повреждены. Починить корабль в местных условиях не представляется возможным, поэтому запрашиваю спасательную шлюпку.

P.S. Зачем я попёрся опять в этот дурацкий сектор? Давно уже мог бы сидеть на пенсии где-нибудь на тихоокеанском островке на Земле, или в уютной просторной квартире со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами на Марсе и попивать пиво, ругая правительство. Горбатого, как говорится, могила исправит. Надеюсь, только не на этот раз. Обещаю сам себе завязать с полетами, если выберусь отсюда живым.


--- Из астрального дневника гуманека-путешественника ---

Жажда познания всестороннего разума провела меня по всей галактике. Много я видел существ, чей разум поражает своей необычностью; видел коллективные и индивидуальные формы разума, энергоплазменные и квантоплазменные разумные структуры, но большей частью попадались ионогазовые разумные моноличные существа, к коим и сам принадлежу, коих и большинство в этой галактике. Труд мой - "Многоликий РАЗУМ" заставил меня оторваться от уютной ионосферы и пуститься в энергетическом коконе на поиски необычных форм разума. На моём счету множество открытий его новых видов, но не славы я искал, а лишь истины. Оторвавшись от ионосферы, я сознательно лишил себя бессмертия и подвергся всяческим опасностям, но жажда познания горела во мне ярким светом! Чем больше знаем мы о разуме, тем больше сможем его понять и внести свой вклад в его творение. Почему я пишу эти слова? Потому, что вчера я столкнулся с редчайшим явлением во вселенной, стоившим мне жизни. Да, жизни. Я ещё жив, но это ненадолго.

Путешествуя по вселенной, я заметил следы необыкновенной радиожизни и направился по этому следу. Вынырнув у одной из звёздных систем, я наткнулся на редчайшее явление - плотный и небольшой сгусток материи металлического характера. Это невообразимое творение случая, имеющее к тому же правильные геометрические формы, неслось прямо на меня. Энергетический кокон не успел перестроиться по фазе этой редкостной материальной субстанции, и от перегрузки произошла утечка энергии. Кокон и я сильно пострадали. Увлекаемый этим куском металла, я рухнул на одну из планет, которые, как известно, являются побочными продуктами жизнедеятельности звезд - источников и центров жизни и разума. Энергии мне осталось на несколько дней, пополнить её здесь неоткуда, так как центральное светило слишком далеко. Но я не унываю, зная о скорой своей кончине. Я не брошу свой труд, хотя встретить тут разумных существ очень маловероятно.


--- Пилот 1024, корабль 567 класс А3В67, день 5 месяц 6 год 2358 ---

Срочно и сверхсекретно! Может, я сошёл с ума, предоставляю судить об этом специалистам, но я уверен, что был атакован кораблём внеземных агрессоров. Я не могу объяснить, и выглядит это нелепо, но сгусток энергии, с которым я столкнулся, не распался на элементарное излучение, а упал недалеко от обломков моего корабля. Я вижу синее его свечение и какие-то процессы, происходящие внутри его. Это явно инопланетяне! Их намерения враждебны, так как они не отвечают ни на какие радио позывные и не отключают своего защитного поля. Запасов еды у меня немного, и шлюпка, скорее всего, придёт уже поздно, поэтому я хочу перед смертью в последний раз послужить Земле; через час я иду в разведку.

P.S. Какой же я идиот, что вляпался в такую историю.


--- Из астрального дневника гуманека-путешественника ---

Очень странно. Я занимался систематизацией моих записей, как вдруг заметил какие-то упорядоченные радиоимпульсы. Сначала я подумал, что это примитивные формы радиожизни, но как они могли проникнуть так далеко от светила? Оказалось, что эти импульсы исходят от объекта, с которым я столкнулся. Я сосредоточил на нём все свои сенсоры, но не нашёл никаких признаков жизни, хотя поведение объекта было очень странным. Я подумал, что из-за нехватка энергии сознание моё помутилось, как вдруг я увидел, и это было точно, материальную форму жизни! Понимаю, звучит это нелепо, весь опыт миллионов цивилизаций говорит о том, что жизнь возможна только в звёздах или околозвёздном пространстве, но факт есть факт. Ко мне двигалось материальное существо! Ничего подобного я не видел. Всю мощь сканеров я направил на него, пусть даже в ущерб собственному здоровью. Если судьба перед смертью дарит мне такой подарок, я должен принять его с радостью!

Удивительно, это существо полностью материально. Оно состоит из организованных атомов, оно движется в мою сторону! Небольшой источник энергии есть в нём, но настолько слабый, что его не хватит и на час поддержания жизни. Видимо, существо умирает. Как оно мыслит, понять невозможно. Можно предположить, что мысль его - это движение атомов или их положение,  а может и ещё что. Дух захватывает от такого открытия!

Энергия кончается. Выхожу из кокона и иду к нему навстречу, чтобы изучить поближе и, если совсем повезёт, наладить контакт. Это очень опасно, скорее всего существо это является примитивным животным и сейчас ищет подпитки энергией, а я и мой корабль для него - это пища. Поэтому оно и идет сюда, но я рискну. Всё равно жить осталось недолго.


--- Пилот 1024, корабль 567 класс А3В67, день 5 месяц 6 год 2358 ---

Я был прав, инопланетяне враждебны. Поначалу они облучили меня, как показали сканеры, а потом от того корабля отделился сгусток поля и двинулся в мою сторону. Думаю, это управляемый заряд. Я залег за скалой и спрятался. Мой бластер был наготове, но аккумулятор почти сел. Заряд приближался, от него во все стороны исходили лучи. По большей части в мою сторону. Приборы показывали радиацию.

Когда заряд приблизился на 50 шагов, я выпустил в него всю обойму. Заряд вернулся на свою базу. Думаю теперь, это был всё-таки инопланетянин в защитном поле. Моё оружие не убило его, но заставило отступить. Это радует, значит у землян есть шанс на спасение.


--- Из астрального дневника гуманека-путешественника ---

Удивительно, это материальное животное проявляет такой разум, которого никак нельзя было от него ожидать. И не просто разум, а разум созидательный и сострадательный. Я не мог поверить своим сенсорам. Я приближался к нему всё ближе, оно спряталось за скалой, устроив засаду в соответствии со своими инстинктами, как я сначала подумал. Я сканировал его и записывал. Я хотел как можно больше узнать и передать данных об этой форме жизни. Энергия кончалась, я почти умирал, в любой же момент существо могло броситься и высосать остаток энергии из меня. Но тут произошло необыкновенное! Существо отдало мне весь свой скудный запас энергии!

Я понял, оно всё-таки разумное! Получив заряд сил, я вернулся в кокон. Мне было стыдно, что я так плохо думал об этом существе, считая его животным. Но где же в нём хранится разум? И почему оно не умерло, отдав мне свою энергию?


--- Пилот 1024, корабль 567 класс А3В67, день 5 месяц 6 год 2358 ---

Инопланетное вторжение налицо! Я получил лёгкие радиационные ожоги. Вернувшись на корабль, я занялся перенастройкой системы вооружения. Когда работа была закончена, я нацелил все плазменные пушки на корабль пришельцев и открыл огонь, поле инопланетного корабля при этом усилилось. Буду вести огонь до окончания запаса батарей.


--- Из астрального дневника гуманека-путешественника ---

Мне стыдно. Я уже точно уверен, что существо это действительно разумное. И кажется более разумное, чем я. Оно сразу распознало мою структуру и оценило мои трудности. Оно, не теряя даром времени, начало массированную подпитку моего кокона плазменной энергией. Кокон быстро восстановился. Улететь всё равно мощности не хватит, но скорая гибель мне уже не грозит. Пытаюсь понять, чем могу помочь этому редчайшему типу разума. Я определил, что разум этот построен на порядке атомов, объединенных в более сложные структуры. Движение их и есть мысль. Невероятно, но факт! Структура существа сильно изменилась после столкновения. Видимо, оно на грани смерти. Лишь высокоразвитое разумное существо в таком тяжелом положении может заботиться ещё и о других.

Я не знаю, как ему помочь, но совесть не позволяет мне забирать у него оставшиеся силы. Я должен вернуть ему их.


--- Пилот 1024, корабль 567 класс А3В67, день 5 месяц 6 год 2358 ---

После двух часов обстрела корабль пришельцев ответил на мои залы одним выстрелом, сравнимым по мощности со всей моей канонадой. Всё вооружение корабля вышло из строя. Системы жизнеобеспечения разрушены. Я, пилот 1024, пишу эти последние слова и отправляю радиограмму на Землю. Корабль пришельцев я уничтожу, у меня остался ещё реактор! Надеюсь, я внёс свой вклад в спасение Земли, и меня не забудет ЧЕЛОВЕЧЕСТВО!


--- Из астрального дневника гуманека-путешественника ---

Я - безумец. Не изучив природы существа, из благих побуждений я нанес ему ещё больший вред. Я почти разрушил его корабль. Гуманек, считавшийся вершиной разума в галактике, отныне может считаться вершиной глупости. Я думал, существо теперь отвернется от меня, примет как врага, не поймет, как не понял его я, но случилось обратное. Произошёл сильный взрыв термоядерного характера. Мой кокон насытился энергией, я восстановил все силы и сумел оторваться от планеты.

Напрасно я летал потом вокруг этой мертвой планетки в поисках моего разумного спасителя. Он безусловно погиб, вся материальная его структура сгорела в термоядерном пламени. Обидно то, что он понял меня, а я не смог его понять. Он спас меня, расставшись с жизнью, а я только навредил ему. Он получил от меня только плохое, но не рассердился на меня и пожертвовал собой ради моего спасения. Кто я был для него? Формой примитивного разума, дикарем, который не может наладить нормальный контакт?

Совесть мучит меня нещадно. Я уже давно бы умер от таких страданий, если бы не стремление исполнить волю моего спасителя, приказавшего своим поступком мне жить, и отдавшего за это жизнь свою. Умереть и отвергнуть его бесценный дар, его жертву, я просто не могу теперь!

Я возвращаюсь в ионосферу, считая себя опасным для разума, а также для исполнения последней воли моего спасителя. Возвращаюсь с чувством полного бессилия и незнания, так как оказалось, во вселенной существуют гораздо более разумные существа, чем гуманеки. Я не знаю их названия, но думаю, оно заключено в последнем радиосигнале, посланном существом перед смертью. Название это - "ЧЕЛОВЕЧЕСТВО".


Рецензии