Мал золотник, да дорог...

Или былинка о том, как река не смогла
девчонку-казачку одолеть.

Додельная Дарьюшка третий раз за день шла к речке за водой Маленькая, ходкая, она шла и радовалась морозному дню. А он, день, - то розовый, то голубой, - улыбался девушке, да подарочки-завлекалочки дарил – то куст, весь усыпанный пушистыми снегирями; то ярко-алые искорки шиповника; то серебряный звон синички-пеночки… По обе стороны от нахоженной тропинки стоял с ног до макушек заиндевелый лес – весь – несказанная красота! Тут-то Дарьюшка и училась, как на своих платках да палантинах узоры занятные налаживать. Губки ее шевелились, и казалось, что девушка что-то тихо напевает… Да так оно, может, и было: в ее роду женщины всегда пели – и на праздник в шесть голосов, и на сборе ягод да яблок; и метельной зимой, когда руки были заняты вязаньем, а душа чего-то подвижного хотела, полета, может быть! Вот и вошло в привычку – всегда что-то напевать и на отдыхе, и за работой.

Шла Дарьюшка, шла, покачивая большими ведрами на расписном коромысле, а они, ведра, по сугробчикам чередили. Ведь мала росточком была девушка, очень мала, но именно про таких в народе гутарят: мал золотник, да дорог! Уж она и красавица, и работящая, и сообразительная, и верткая, как вьюрок…

Шла, да вдруг истошный детский крик пронзил тишину и радость! От реки. И узнала Дарья в диком крике этом голосок соседского казачонка по имени Ванятка. А крик не утихал. И Дарья, отбросив коромысло с ведерками, уже бежала на помощь.

…Выскочив из леса к реке, она зажмурилась от резкого сверканья освещенной солнышком заснеженной реки. Неподалеку от проруби в полынье-промоине барахтался мальчик, а второй, Ванятка, метался с ним почти рядом, кричал и звал на помощь.

Дарья мгновенно оказалась около мальчишек. А лед, ближе к полынье, человека держит, но с каждым шагом жутко пружинит. А одного из казачат уже затягивало под лед – и не подойти близко. И тут она пожалела, что коромысло ненароком выбросила, его-то как раз и не хватало, чтобы утопающему подать… Девушка оглянулась, посмотрела вокруг, но берега в этом месте, как на зло, чистые – ни палочки, ни сучка, ни былиночки. И тут ее осенило: скинула Дарьюшка платок, легла на лед и осторожно подползла почти к самой полынье. Взмахнула платком, он и развернулся прямо в руки казачонку. И вцепился в платок последней мертвой хваткой мальчишка – для утопающего спасительная соломинка, оказывается, и такой может быть – бело-серой, мягкой, с блестками! Оренбургский пуховый платок - называется. «А если б палантин на мне был вместо платка, выдержал бы?» - вдруг подумалось девушке…

Потянула Дарьюшка тяжкий груз: платок терпит, а девушке пацанчик не под силу – намокли его одежда и валенки, набухли водой. А помочь некому - Ванятка с испугу в станицу, видимо, убег. Скрылся малец! Но держится утопающий, держится. И тут вдруг она признала в перекошенном от страха белом личике сына своей двоюродной сестры Андрейку.

Слезы, горячие слезы Дарьи падали в снег и прожигали его насквозь. И пальчики ее раскрасневшиеся и быстро опухшие стали каменеть, и сила из них стала уходить, да не сдается казачка – упирается, хотя на ровном ледке и зацепиться-то не за что…

Помаленьку, с воем выволокла Андрюшку на лед. Сама замерла, обездвижила, да подумала – замерзнет же мальчонка, вон он и валенок потерял… Спасла, а он замерзнет? Протащила его еще сажени две от полыньи, платком же и обернула, да к станице ходко понесла.

А навстречу казаки бегут. Это Ванятка их с лежанок повыдергивал – на помощь позвал… Остановились.

- Да как же-т вы так, мать вашу эдак?! – начал, было, шуметь казак Егор.
- Снежок на льду свежий, краев полыньи не видно, а мы катались с разбега на валенках. Шустро получалось. Да… А Андрюшка сильно разбежался, да и в момент сгинул в промоине… - лепетал Ванятка в ответ.

Ничего. Отживел Дарьюшкин племянник, и не заболел даже, а через год и забыл про этот лихой случай. Только Дарьюшка ничего не забыла: в новом ее изделии от каймы к середке – и снегири, и шиповник, и деревца, и речка, и казаки, и душа ее легкая, и Ванятка с Андрюшкой – до скончанья веков живые!

13 апреля 2008 г.

       


Рецензии
Прочитала на одном дыхании, еле сдерживая слезы. Так быстро хотелось узнать, сможет ли маленькая хрупкая Дарьюшка спасти парнишку. Такие рассказы надо бы детям читать в начальной школе! Очень уж к месту они там!

Галина Червякова   28.03.2011 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Ваше пожелание реализуется. Недавно я издал книгу о детях и для детей. Называется "Маша и луковая каша". Издательство "Перо", Москва.

Александр Филатов   19.03.2015 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.