Происхождение и эволюция мифологемы низ

       
       Происхождение и эволюция мифологемы <низ> в различных религиозных традициях

       Одним из важных стержневых моментов любой культуры является морально - этическая оппозиция «добро - зло».
В поздних религиях этот вопрос решается по-разному. В христианстве, например, зло обозначено мифологемой «Сатана», в Зороастризме - Ангро-майнью.Изучая зороастризм, у меня возникла идея проследить эволюцию темной стороны и ее персонификацию в определенных божествах различных религий.
Существует теория, по которой все древние политеистические верования произошли от одного культа - культа великой богини-матери. На просторах от Пиренеев до Байкала обнаружено множество статуэток, которые представляли собой маленькие женские фигурки, которые были символами всесильной женщины, повелительницы птиц, зверей, рыб, земли, неба, вод, -Великой Матери-богини.
       На одних из найденных фигурок, отсутствовала голова, на других - лицо. Если изображалось лицо, то оно было или без глаз, или безо рта. Это связано с тем, что древняя богиня представлялась и злой и доброй, несущей и жизнь и смерть одновременно. Скорее всего, богиня была не целеустремленно злой, к просто не различающей добра и зла, неразумной, подобно животному или слепой стихии природы.
       Пережитки этого культа сохранились в эллинской религии: на великих дионисиях, доводя себя до религиозного экстаза, женщины рвали зубами на части жертвенных животных, впиваясь в их еще трепещущиеся тела. Этим они подражали свирепой богине.
       В древнеегипетской мифологии, дочь Ра истребляет все человечество, а чудовище Амамат пожирает души людей. Возможно, эти мифы являются отголосками кровавых человеческих жертвоприношений, которые практиковались в честь богини еще древнейшие времена.
Скорее всего, образ богини-матери зародился глубоко в палеолите, когда охотники и собиратели жили исключительно за счет прихотей природы, которая могла наградить своих детей добычей, или наказать, принеся голод, засуху и мор животных. Вот из этих взглядов и сложился культ этой противоречивой богини.
       С развитием производственных отношений и с вытеснением труда женщины при переходе к производящему хозяйству, образ богини начал распадаться на отдельные части, из которых стали возникать различные боги. У одних преобладали светлые качества, у других - темные и разрушающие, но чаще всего, каждый бог стал сочетать в себе эти две стороны бытия.
       Сет был богом-покровителем Нижнего Египта, являлся олицетворением бури, грома, непогоды, войн, источником металлов. Вместе с Гором он изображался на титуле фараона. Ho,c другой стороны, он был богом гнева и убийцей собственного брата Осириса. И уже со 2 тысячелетия до Р.Х. Сет стал ассоциироваться со злом, мраком и почти перестал почитаться в Египте.
       Карфагенский Бааль, которому приносили страшные жертвоприношения младенцами, считался благим богом для своих почитателей - дарующим дождь.
       Мардук, был покровителем города Вавилона и его жителей, но в то же время он совершил страшное преступление - убил собственную мать Тиамат, которую расчленил и из ее частей тела создал новый мир.
       Славянский Чернобог являлся олицетворением зла и мрака, варварства и кровопролития; но одновременно отводил беды и ненастья от своих поклонников, приносящих ему что-либо в жертву.
       Перун был грозным богом войны, беспощадным громовержцем. Но с другой стороны являлся спасителем всего рода людского от страшного чудовища - Скипер-зверя.
       Скандинавский Локи был богом-асом. Но он не почитался и не имел собственного культа. Локи всегда старался навредить Одину и другим богам.
       И таких примеров множество. Из всего этого видно, что все боги являлись теми или иными качествами древней богини, которые сочетали в себе две противоположные стороны.
       С развитием дальнейших производственных отношений и постепенным осмыслением собственного бытия, человечество пришло к выводу, что зло - это нечто отдельное, совсем противоположное этому миру, несущее в себе только разрушение.
       Одним из первых, кто пришел к этому выводу, был Заратуштра. Суть его учения заключалась в том, что впервые в мировой истории добро и зло было разделено. Добро получило название Ахура-Мазда, а зло - Ангро-майнью. По зороастрийскому учению, эти две стороны постоянно противостояли друг-другу.
       Главной задачей Ангро-майнью являлось сбить человека с праведного пути Аши, наставить его на неверный и затянуть в ад. Делал это он с помощью сонмов злых духов - дэвов, которые наводили порчу и болезни на природу и род человеческий. Если Ахура-Мазда создавал благое, то Ангро-Майнью создавал все противоположное. Он породил всякие прегрешения - колдовство, зиму, смерть, болезни, старость, ядовитых насекомых и пресмыкающихся. Это он - Ангро-майнью, погубил первочеловека Гайомарту. С помощью его злых усилий, мир оказался разделен на два противоположных лагеря - добра и зла.
       В позднем зороастризме, а именно при Сасанидах, развилась так называемая зурванистская ересь. Она заключалась в том, что вместо Ахура-Мазды верховным богом был Зурван, который существовал изначально и являлся олицетворением бесконечного времени.
       Из этого учения видно, что Ахура-Мазда и Ангро-майнью не являлись вечно борющимися сторонами, а были братьями-близнецами, которые происходили от одного отца - Зурвана. Это по его воле Ахура-Мазда и Ангро-майнью будут царствовать по 3 тысячи лет каждый. По истечении этого срока, между ними произойдет бритва, и следующие три тысячи лет будет править другой.
       Если в Маздаизме (классическом зороастризме) зло добровольно избирает свой способ существования, то в зурванизме зло было создано великим богом, что привело к пессимистическим представлениям, о предопределенности человеческой жизни и веры в то, что мир полностью находится в руках тьмы и этому никак не может противостоять человек. Все сменится само по себе в следующие 3 тысячи лет.
       Эта идея об отдельной силе, которая борется с добром, являлась по своей сути революционной в древнем мире и, возможно, оказала влияние на другую монотеистическую религию - иудаизм, где образ Ангро-майнью заменился Сатаной.
       Сатана являлся главным антиподом иеговы, врагом человеческого рода, царем ада и повелителем бесов.
       Впервые он появляется в книге Иова, где по своей природе подобен ангелам (Иов 1:6). Он зависим от яхве и боится его запретов (Иов 1:12; 2:6). Но для человека он враг, который порочит его перед богом, выступая в роли прокурора и наушника при его дворе (Иов 1:9-10).
       В поздней традиции, сатана представляется уже как клеветник на бога перед человеком. Он заставил евреев плясать у золотого тельца, объявив его главным богом, соблазнил Давида на прелюбодеяния с Вирсавией, повлиял на указ Амана об уничтожении иудеев.
       Сатана олицетворял все моральное зло мира. Являясь падшим творением бога, он использовал его силу против него же.
       В каббалистическом учении Сатана ставился в большую близость к богу, так как там он являлся порождением божественного гнева, вышедшего из-под контроля. Этот гнев находился в левой эманации бога, который стоит под знаком Сатаны. Внутри бога это не зло, но оно становится злом вне его.
       От иудаизма этот образ перешел к христианству, где Сатана уже являлся осужденным и опороченным перед ликом Христа. Теперь он только до поры мог оставаться «князем мира сего». В будущем у Сатаны будет кратковременный реванш во времена антихриста, после чего наступит апокалипсис, и зло будет навсегда запечатано в аду. Эта идея очень похожа на зороастрийский апокалипсис: Мир очистится потоком раскаленного металла, после чего состоится великий суд над всеми мертвыми, где праведники будут отделены от грешников и грешники прекратят свое существование. Скорее всего, идея апокалипсиса пришла в христианство именно через Зороастризм легла в оснрву книги Откровение Иоана богослова.
       С течением времени, образ Сатаны менялся. В эпоху романтизма он стал сильно идеализироваться. Так в произведениях Байрона и Демоне Лермантова, сатана представлен как творческая личность, великая сила. Он как бы стоит за плечами художников и гениев, являясь символом свободы и творческой самореализации. Идеализация этого образа часто бывает связана с кризисными периодами в развитии общества.
Из всего вышесказанного видно, что образ зла постепенно формировался на протяжении всей истории человечества - от палеолита до наших дней. За все это время он неоднократно трансформировался от одного образа к другому, постоянно меняя свои оттенки. Каждое поколение людей на нашей планете задавалось вопросами: когда злу наступит конец? Может ли добро властвовать в этом мире? Зло - это болезненная необходимость?... и каждое поколение хотело всегда получить на них ответ. Но ответа, скорее всего, не будет так как эта тема вечна, и даже в наше время, с развитием прогресса и техники, мы вряд ли сможем получить ответ.


Рецензии