ПЛАЧ ДУШИ или... 12. Верю...

Доброго вам здравия, друг мой!
Верю, вы всем сердцем прочувствуете всю искренность моего приветствия. Даже если ваша реакция будет противоположной, я должна с вами поздороваться, другого для себя и не мыслю. И пускай меня терзают трудности жизни, умножится число ночей мои бессонных (хотя, должна признать, что боли и страдания многих, пребывающих во власти чар сна, не меньше моих)!
Пусть тяжелые глыбы мирских забот раздавят мою душу… Вы есть! Каждое слово, обращенное к Вам – это моя жизнь!
Мавляна Руми сказал: «По правде – слово есть лишь повод», нет, не слово, а частичка душевного целого двух составных. Если человек будет свидетелем тысячи чудес, однако не будет связующего звена между святым и пророческим, эти составные не воссоединяться, и все будет впустую.
Знаю это заранее. Наставления Руми еще более упрочило наше духовное единство, укрепили мою веру, прекратили мои сомнения.
Друг мой, моя душа и мысли, устремленные к вам, очень соскучились по Вашему облику, Вашим беседам, после которых наступало некоторое молчание, и Вашему итоговому заключению: «семь раз отмерь, один раз отрежь»…
Я очень сожалею о мгновениях, проведенных с Вами, за то, что они так скоротечны. Мы должны были вместе отметить победу добра над злом. Снова и снова провести эти радостные мгновения сквозь наши сердца… жаль, что мгновения эти так мимолетны.


Подойди ко мне, побудь немного
Присядь, посиди.
Безмолвно, рядом ты присядь,
Смотри, как скоротечна жизнь,
Однажды и мы покинем этот мир…

Эти строки были написаны мной пятнадцать лет назад. Они были обращены светлой и святой личности, созданной в моем воображении. Вы же, кого я так долго искала и нашла, вновь позволили возродиться чуду в дворце, созданном в моих мыслях.
… Помните, как вы неожиданно появились у меня. Я немного опешила, сердце затрепетало в груди. От чувства распираемой радости я пребывала в потрясающем состоянии. «Чем я заслужила такой почет и уважение, неужели Всевышний услышал мои воззвания к нему?». Хотя я ничего и не говорила, вы сказали: «Вы достойны этого», и вы радовались вместе со мной…
Мое состояние Мавляна Руми характеризует следующим образом:
«Что за благосклонность! Пожаловал Мавляна. По правде, совсем не ожидал. Даже в мыслях не представлял, что буду удостоен этой чести».
В ответ на это молвил Мавляна: «Значительная заслуга ваша. Дело ваше великое, важное. И не смотря на важность дела, которым вы заняты, из-за уважения, которым вы пользуетесь, чувствуете себя немного скованно. Не удовлетворяетесь проделанным, намечаете для себя еще более высокие цели. Мысленно наши сердца всегда пребывают с вами, и мы возжелали еще раз благословить вас. Ибо во всем этом заключено величайшее внимание. Что значит сие внимание? Оно наполнено смыслом и осознанием себя».
Я же берегу эти слова словно перл души, сформированный в сердце, адресованный Вам, но который не в состоянии облачить в словесную форму.
Верю, что Мавляна Руми оставил в наследство эти слова, словно предвидя – они найдут применение тогда, когда в нас иссякнет возможность отображения тех чувств, которые мы испытывали в поисках друг друга…
Я падаю ниц перед Мавляна Руми, выражая свою благодарность за ту неоценимую помощь, оказанную его наставлениями, ибо они помогли мне найти Вас.
Дорогой друг! Я бы ответила тем, кто говорит: «Что же есть наше появление в этом мире и наш уход», словами: «Означает это лишь одно – найди свою половину!». Ибо прожив столько лет, лишь встретив Вас, стала постигать премудрости и тайны нашего бытия. Я пришла в этот мир, открыла для себя Вас. А боль моей души, связанная с боязнью потерять Вас – сродни тому, что покинуть это мир… И после боли ожидание вечного покоя.

***

«Как же народ постигнет меня,
Коли я сама загадка для себя…»

Да, друг мой, эти слова Алишера Навои, сказанные много веков назад, и поныне терзают мое сердце. Обратите внимание, ни время, ни смена эпох, не снизили актуальность этих изречений. Ведь до Вас не существовало в этом мире и меня (Там, где нет осознания, правит пустота). Я нашла Вас, а это помогает мне познать себя. Однако это не значит, что постигла себя всю. Это путь к познанию, озарение шага навстречу осознанию, волнение от этого света, и, наконец, не видя выхода, кануть в объятия нерешительности…
Великая сила духовности!
Эта сила оплетает твой разум сотнями канатов, твои слова и взгляд попадают в полное подчинение ей…
Друг мой! Вначале вы вознесли меня высоко-высоко: раскрыли передо мной секреты и тайны вселенной, затем же, бросили меня в безжизненной пустоте. На мое счастье тропы, которыми я ступала, были усажены деревьями, ставшими мне спутниками, они делили мою боль и печаль, а их листья, завянув и пожелтев, присоединились к моим слезам, видя мое состояние, плакали со мной…

***

Триста шестьдесят чудотворцев, они собрались вокруг нашего предшественника Наджмиддина Кубро, оставили свой прах на этой святой земле. Среди них писари, переписавшие набело Коран, мюриды (рел. последователь, ученик ишана, шейха или пира), подвижники, цирюльники и поэты…
Кстати, поэты! Наш собеседник остановился возле одинокой могилы. «Эта могила неизвестного поэта, современника нашего деда…»
Имя его неизвестно. Его имя Поэт! Я всем сердцем постигла состояние его при жизни, и нынешнее, во власти одиночества. Ощутила его печальный взгляд, его боль, изложенную на пожелтевших листках пергамента. Сердце мое учащенно забилось. И вновь ощутила свет, идущий от вашего порозовевшего от холодного ветра лица, и этот свет отражается в вашем взгляде, кажется, они полны понимания, смотрят на меня, словно говоря: «вы такая неугомонная»…
Наш взгляд останавливается на огромном, величавом и мощном пожилом карагаче – ветви которого были свидетелями множества событий давно минувших дней. Он словно благодарно склонил свои ветви, в знак признательности нашего визита.
… Сердце сжимается в тисках мыслей о том, так где же ныне скитаются души почитаемых нами предшественников, прах которых покоится в священной земле древнего Хорезма.
Ощущают ли они ту почтительную покорность, отражающуюся в сердцах и мыслях наших? Здесь ли они? Но нет, они давно покинули нас.
Семьдесят лет отведено одному поколению. Они же прожили срок отведенный нескольким поколениям, живы они и поныне! Но где же их души? Я искренне верю, что сыны и дочери такой земли, как Узбекистан, находятся в непрерывном поиске ответа на этот вопрос…
В глубокой задумчивости мы прощаемся с Наджмиддином Кубро. Мы должны проявить большую заботу о гробнице святого, ныне находящуюся на территории Туркменистана. Знаю, и вы задумались над этим.
… Каждая пядь дворца, возведенного Турабекханум, каждый кирпичик его, поразительный архитектурный блеск, орошенный философией божественных наук, не переставая, вторит и нашептывает нам об этом величии. Нужно лишь прислушаться, осознать и пропустить это через сердце.
Вместе с вами долго, очень долго пытались найти могилу Замахшарий. И было больно слышать, что некоторые из людей этой земли, при попытках расспросить дорогу, выражали полное недоумение – они не знали эту историческую личность. Видели большой исторический комплекс, названный Академией Кирк-мулла Манун. Отеческий край, хранящий в своих пластах многовековые тайны! Почитаемая земля, на которой рождались и давали жизнь нам великие предшественники!
Многострадальная земля, вобравшая в свои объятия такие великие царства, как господство шаха Анушервана!
Осторожно ступаю по песку. Чувствую, что на каждой пяди этой земли кто-то лежит и стонет. Чьи-то руки, сердце, голова или нога… Прах людской…
А духи давно покинули эту землю.
Друг мой, прислушайтесь к моему сердечному плачу.
Мы, возвращаясь, покидая древний мир, вобравший в себя прошлое, шагая по святой земле, слышим печальные звуки, которые она издает.
Еще не пропал багровый цвет заходящего солнца, как на небе начали вспыхивать одна за другой звезды… Самой первой загорается Венера. В тот день, как мне показалось, небо поступилось своими правилами. Словно чувство благодарности, испытываемое к Вам, спешило скорее попасть в объятия ночных светил. Они смотрят на Вас моим взглядом. Они, словно отвечая на извечные вопросы истории бытия, освещают Млечный Путь и бескрайние просторы Вселенной.
Ибо тот мир, в поисках которого мы находимся, без всяких сомнений озарит Млечный путь и Вселенную наших сердец… Святые души, конечно же, вернутся на эту землю.
Указ нашего Президента о восстановлении Академии Мамун, а также стремления современников и потомков служат доказательством моих размышлений.
Хочется отдельно сказать еще об одном событии, послужившем логическим сияющим венцом к торжествам, посвященным 2500-летию Хивы.
Это поздравительная речь Президента, непосредственно принимавшем участие на торжествах. Это волнительное и глубокое смысла обращение чрезвычайно обогатило содержание праздничного торжества, внесло душевный подъем не только в праздничный настрой, но и ясность в некоторые странички, вобравшие в себя исторические вопросы о нашей Родине.
«Хива – жемчуг в короне нашей прекрасной земли, олицетворение искусства и созидательности народа, вечности культурных и нравственных его традиций…».
«История Хорезма есть основа узбекской государственности, свидетельство ее мощи и древности…».
«В истории национального освободительного движения величайшие из сынов Хорезма Наджмиддин Кубро, Джалалиддин Мангуберды – наши национальные герои…».
«Зороастризм и основатель его священного писания «Авесто» Зороастр также появился на свет в Хорезме».
«Каждодневный труд хорезмского дехканина есть подвиг…».
«Мы должны гордиться тем, что одна из первейших академий в истории человечества – Академия Мамуна была создана в Хорезме. И если мы восстановим былое величие этой Академии, это будет прекрасным начинанием для реализации и других наших помыслов…».
Суммируя, можно отметить, что помимо других глубоких мыслей, изложенных в поздравительной речи, она обозначила ту магистраль, в русле которой должны вести свои изыскания наши историки, заново изучающие историю Хорезма!
Да, почитаемые и светлые торжества прошли совсем недавно, на днях Президент издал Указ о восстановлении Хорезмской Академии Мамуна…
В прессе появились справедливые статьи о том, что торжества вдохнули новую жизнь в город…
В сердцах отображается свет, идущий от вечного духа. Его прекрасные грани, прямые лучи, устремленные к независимости, дарующий жизнь блеск, могут уловить лишь свободные сердца, чистые и прозрачные взгляды. И посредством их к счастью приобщаются и остальные.
Друг мой, луч, осветляющий вселенские просторы наших душ, лишь усиливается. И да озарит он млечные пути сердец ваших, окутает священным и благотворным сиянием! Со светлыми днями Вас!


Рецензии