Недоношенные и переношенные стихи
Одни пишут легко, свободно, "словно резвяся и играя", начиная сочинять стихотворение, часто даже не знают, как и чем оно закончится. Их возбуждает сам процесс написания, а вдохновение приходит как бы автоматически, не требуя от поэта особых душевных затрат. Другие, напротив, пишут тяжело и мучительно, как правило - мало. Здесь даже самое яркое впечатление, прилив чувств, не гарантируют того, что автор тотчас возьмется за перо. Такие поэты долго вынашивают замысел стихотворения, делают многочисленные наброски и пометки, но к решительному действию приступают в самом крайнем случае, когда уже "не могут не писать".
Это вовсе не означает, что авторы, относящиеся к первой категории, не способны годами править один и тот же текст, а поэты, принадлежащие ко второй, не в состоянии написать стихотворение быстро, следуя сиюминутному порыву. Но обе категории сталкиваются с характерными проблемами - это, соответственно, "недоношенные" и "переношенные" стихи.
Николай Гумилев отмечал: "есть стихотворения невыношенные, в которых вокруг первоначального впечатления не успели наслоиться другие, есть и такие, в которых, наоборот, подробности затемняют основную тему".
С первой частью данного утверждения следует безоговорочно согласиться - именно поверхностность, неточность, легковестность отличает стихи "недоношенные". К ним же в равной степени можно отнести и те стихи, в которых, как он говорит, "подробности заменяют тему". Это, в сущности, две стороны одной медали. Однако ничего не сказано Гумилевым о стихах "переношенных" - таких, которые много раз трансформируются в сознании автора, затем уже в процессе их написания, и, появившись в итоге на свет, часто являют собой результат, противоволожный тому, к которому так долго стремился поэт.
"Недоношенные" стихи легко поддаются авторской правке, тогда как "переношенные", от которых поэт устал и к которым возвращаться не имеет желания, как правило, остаются в таком варианте уже навсегда. Ребенка, родившегося раньше положенного срока и немного отстающего по графику в общем развитии, не так трудно выходить, окружив заботой, вниманием, делая ему специфические массажи, купая в ванне, правильно питая. А вот ребенка, родившегося позже энного срока, имеющего определенные отклонения, привести в норму гораздо сложнее. Да и для самой "мамы" (автора) столь поздние "роды" не проходят без отрицательных последствий.
Отсюда вывод: "недоношенные" стихи - меньшее зло, нежели "переношенные". Но где находится "золотая середина", как именно писать, избегая крайностей, - вряд ли кто знает.
Свидетельство о публикации №208041400421
Татьяна Гладкова 19.06.2009 23:10 Заявить о нарушении