Китайский фонарик

       …Война не только уносит жизни. Она уносит из обихода доброту и приносит в общество жестокость. Дети, как наиболее восприимчивая часть человеческой общности, ожесточаются первыми. Это талантливо показано в кинокартине «Урок французского»…

       …В военные и послевоенные 40-е годы, на Украине бытовало жестокое и безжалостное слово «байстрюк». В литературном переводе это слово означает «незаконнорожденный», «безотцовщина», «беспризорник». Но все эти переводы приблизительны и очень смягчены. Канва моей новеллы требует, отступив от правил хорошего тона, перевести это слово дословно – «вы****ок».

       Вообще-то, этим словом называли тех детишек, которые, нарождались от оккупантов, или вообще неизвестно от кого. Боготворя своих защитников – воинов, сражавшихся на фронте, народ презрительным своим фольклором клеймил всех, кто не фронтовик. «Тыловая крыса» - тех, кто служил не на передовой. «немецкая овчарка» - тех женщин, что позволили себе гулять с захватчиками.

       Но даже в этом чёрном ряду «байстрюк» было самым оскорбительным, самым злобным и самым жестоким, ибо оно предназначалось ребёнку, который не был никак виноват в своём рождении. Это слово ранило детское сердце так, что куда там Незнамову с его переживаниями!..

       После войны, со временем, это слово стало употребляться гораздо шире своего первоначального значения. Просто, как матерщина…

       …Меня этим словом впервые обозвала родная тётка, мамина сестра. То ли всю жизнь она завидовала чёрной завистью горячей и красивой любви моей мамы и моего отца, то ли просто такая уж уродилась злобная и черноротая, но когда отец с войны в семью не вернулся, женившись на подручной фронтовичке, которая была ровесница моей старшей сестры, у тётки не то что это не вызвало сочувствия к родной сестре, моей матери, а, напротив, вызвало прилив непонятного злобного торжества.

       Надо сказать, что в своей непомерной любви и благодарности к воину защитнику и освободителю, народ всячески реабилитировал и обелял пришедшего с войны. Ему прощались и разгульность, и пьянки. Он назначался, как правило, на руководящие должности. Почти все «командиры производства» были демобилизованные воины, которые командовали основной «тягловой силой» того времени – бабами.

       В свете этого отношения очень редко обвинялся фронтовик, не вернувшийся с войны в свою старую семью, к рано постаревшей от невзгод военного времени жене. И будь она трижды святая, перенёсшая страшные непомерные не женские тяготы военных лет: эвакуацию, болезни свои и детей, нищету, голод, нечеловеческий труд. И пусть она, непонятно каким образом спасла и выходила детей, его детей, всё равно, люди были склонны обвинять в первую очередь её, и так убитую горем предательства, подталкивая, порой, к суициду…
       «Значит, было за что её бросить!» - шипела ей в спину людская молва.

       …Много лет спустя, когда я спросил свою святую мать, как она всё это вынесла, она коротко сказала, вздохнув: «Не могла же я вас осиротить...»

       Не легче приходилось и брошенным и преданным отцами детям, обречённым слышать жестокое оскорбление «байстрюк». Самое горькое заключалось в том, что все споры и доказательства ничего не стоили. Можно было вытащить на улицу свои документы и фотографии и размахивать ими сколь угодно и кричать до хрипоты в кривящиеся злой усмешкой рты, что ты законнорожденный, что у тебя есть законный отец, что он – полковник, что он служит в Порт-Артуре, это в Китае, поэтому он писать писем не может. Но всё было зря. Всё убивалось одной фразой:

- А чого ж вiн с вами не жеве?! Даже твоя рiдна тiтка каже, що ты – байстрюк!

И не было ни доводов, ни моральных сил противостоять этой кинжальной атаке! Можно было только удрать от этих несправедливых и жестоких обвинений, забраться в какое-нибудь своё потайное убежище и бессильно плакать… плакать… плакать…
В таком случае нельзя было даже воспользоваться обычным «обезболивающим» - ласками и утешениями матери, зная по опыту, что она утешить-то утешит, да потом сама будет ночью страшно стонать, кусая подушку и пытаясь заглушить ею, разрывающие грудь рыдания…

       …Почти всё моё детство это жестокое слово хлестало мою детскую израненную душу. Но однажды мои горькие слёзы, видимо, растрогали Всевышего и он решил прислать мне избавление…


       …В тот день я гонял по улице по своим важнючим пацанским делам, когда до меня долетел зов матери. Я удивился и насторожился. Зов был не урочным. Значит, случилось что-то необычное. Сообразив это, я вприпрыжку кинулся домой…

       …Дома за столом сидел солдат. У его ног стоял видавший виды солдатский вещмешок. У мамы были слёзы на глазах, которые она пыталась скрыть. Я набычился и готов был вцепиться в маминого обидчика. Но тут она попросила гостя прерывающимся голосом:
       - Пожалуйста, повторите всё для моего сына…

       Солдат помялся:
- Да, собственно, я всё сказал… Значит, служил я в Порт-Артуре… Под начальством Вашего отца – полковника Тукалевского. Когда он узнал, что я демобилизуюсь в город Белая-Церковь, то попросил меня зайти и проведать сына… То есть, вас проведать… Вот. И ещё сыну подарок передать – китайский фонарик…

Солдат наклонился к своему вещмешку, неспешно развязал его и достал оттуда… О, Боже! Красивый, блестящий, круглый с цветной кнопочкой и большим отражателем фонарик!

Я таких ещё не видел! У Валерки - соседского мальчишки – отец работал железнодорожником и он иногда показывал нам, пацанам, свой удивительный многоцветный фонарик, в котором можно было менять линзы: красная, зелёная, желтая. Сам фонарик был квадратным чёрным и, конечно, ни в какое сравнение не шёл с подарком отца!

       Я пришёл в восторг! Я представил, как будут мне завидовать пацаны и даже Валерка с его отцовским квадратным фонариком. Потому как квадратных фонариков было вокруг много, а вот круглых – он один! Мой! Китайский! От отца!

       …Внезапно я осознал, что этот солдат принёс мне не игрушку, а спасение и я с загоревшимся взглядом, попросил его:

- Дядя! Я вас очень прошу! Пойдёмте на улицу! Вы нашим пацанам скажите про подарок… про отца… Дядя! Я очень Вас прошу!

Я тянул его за руку до той поры пока он не встал и не пошёл за мной во двор. Выйдя на улицу и крепко сжимая одной рукой солдатскую руку, как будто боясь, что солдат может исчезнуть, второй рукой я высоко над головой поднял, как знамя, этот замечательный отцовский подарок, так много значивший для меня и заорал на всю улицу:

- Ну, що?! Бачили?! Цей кiтайскiй фонарик менi батька з Порт-Артуру прислав! А вы казали, що в мене батьки нема, що я - байстрюк! Ну, що, е в мене батько?! Ось цей солдат у мого батьки служив!.. И батько йому дав для мене подарунок!.. Мiй батько – полковник!.. Спытайте цого дядьку… Вiн скаже…

       Я ещё чего-то кричал и всё гордо помахивал своим подарком. Вокруг меня собрались все пацаны с нашей улицы. Они завистливо посматривали на фонарик в моей руке, который сиял своими боками на солнце. Косились на солдата, который стоял рядом со мной и ладонь которого я всё не выпускал, намертво вцепившись в неё своей ладошкой. И молчали. Впервые мои доводы победили их…

       Потом пацаны попросили меня включить фонарик и по очереди заглядывали в его отражатель, складывая трубочкой руки. Они робко гладили пальцами его гладкую ребристую блестящую поверхность.

       Потом просили по очереди «трохi подержать». Потом по очереди включали фонарик…

       Я всем разрешал и подержать, и включить. Я забыл все прошлые обиды. Я был сегодня великодушным триумфатором…


       …Позже жизнь меня баловала весьма торжественными триумфальными минутами. Но эти минуты первого настоящего детского триумфа и освобождения от горьких и невыносимых оков изгоя, я не забуду никогда!

       …Больше я никогда не слышал в свой адрес обидного - «байстрюк». Даже моя тётка, с жестокой руки которой и была присобачена ко мне эта подлая кличка, вдруг перестала меня так обзывать. Я всё приписывал волшебному китайскому фонарику. И только спустя много лет я узнал, что моя добрая, отзывчивая и ласковая мать зашла как-то во двор к своей злобной сестре, зажгла приготовленный факел и поднеся его к соломенной крыше тёткиной избы, звенящим от напряжения голосом сказала ей:
       - Ещё раз обзовёшь сына байстрюком – спалю! – и отбросив факел в сторону, не глядя на метнувшуюся к нему запричитавшую сестру, повернулась и вышла со двора…

       …Прошли долгие десятилетия. Я принимал у себя в маленьком таёжном северном городке приехавшего в гости своего постаревшего отца. Принимал по маминой просьбе. Понимал, что она, гордясь мной и моим положением в обществе, этим рапортовала отцу, что она сумела нас воспитать и без него достойными людьми. Рапортовала, потому… что до сих пор любила!

       … Я не устаю поражаться великой силе материнской любви к отцу! Она не только простила его жестокое предательство и свою разрушенную жизнь, но и удержала нас, его детей, от озлобленности по отношению к отцу, внушив нам на всю нашу жизнь, если не любовь, то уважение к нему.

       Уважение, но и только! Я постарался ради матери показать отцу свою жизнь «фасадом». Его приняли первые люди района, которые рассказали ему много лестного обо мне. Он узнал, что я – ветеран стройки. Что имею награды. Что являюсь бардом этого маленького городка – нашей всесоюзной ударной стройки, что песня моя стала гимном горожан, а позывные местного радио – первая строчка этого гимна…

       Вечером я по случаю приезда отца собрал у себя друзей, среди которых были самые знаменитые люди города. Тамадил за столом мой друг, армянин, заведующий юрконсультацией. Он вёл застолье по-кавказски умело, с цветистыми тостами.

       И когда он мне предложил вспомнить самый памятный день, связанный с отцом, я растерялся. Начал я говорить спокойно, но неожиданно воспоминания детства так нахлынули на меня, так овладели мной, что меня начали душить спазмы, из глаз покатились слёзы, которых я, сорокалетний мужчина и не чаял уже ощутить когда-либо на своих щеках, и я только и мог выдавить из себя:

- Спасибо тебе, отец… Тот китайский фонарик… Он… Мне… Всю жизнь… Если б ты знал!..

       Тамада, почувствовав неладное, выручая, за меня докончил тост:

- Так выпьем же за дорогой подарок отца! За китайский фонарик!...


Рецензии
Здравствуйте, Матвей! Неужели это Вы, Матвей Тукалевский - поэт воспевший наш Вуктыл?! Посмотрела фотографию. Те же добрые глаза, только слегка постаревший и побелевший. Но вы на Прозе с 2013 года! Неужели Вам не попадалась моя фамилия? неужели обиделись на тот раскол, который произошел в редакции? Вы остались верны, а я, с большим сожалением, перескочила к демократам и даже партийный билет вручил мне Валеев под номером 1. С помощью таких, как я, разрушилось всё в нашей стране и в нашем с Вами любимом городе. Мои старшие дети ещё там - зарабатывают пенсию и учат своих детей. Прислали мне замечательную книгу Геннадия Севрикеева "Не всем дано так щедро жить!" с множеством фотографий и Вашими стихами. Если её у вас нет, я пришлю её Вам. Простите меня пожалуйста! Я всегда с большим теплом вспоминаю Вас и знаю Ваше доброе отношение ко мне. Я любила Ваши стихи, а Вам нравились мои очерки о ветеранах. Об этом мне всегда говорила Лия, которой теперь нет с нами и которая тоже выпустила книгу о нашем городе, из которого уехали столько замечательных людей. И если бы не "Китайский фонарик", на который я случайно наткнулась и с упоением прочла о Вашем нелегком детстве, я бы так и не узнала, что Вы тоже на Прозе. С большим уважением и теплом, Надежда Комарова.

Надежда Комарова 3   25.11.2016 09:27     Заявить о нарушении
Дорогая Надежда, здравствуйте!

Давным давно прочитал Вашу рецу, но никак не мог ответить, ибо ответить вам хотелось поразмашистей, не сжато.

Спасибо на добром слове!
Только постарел я не "слегка", а здорово. Во всяком случае, внутри.

Перенёс несколько операций...
И меня не миновал рок 21 века - онкология...

Но... пока живу и слава Богу!

В отношении Вашего, Надюша удивления по поводу того, что мне не попадалась Ваша фамилия, так я могу отплатить взаимностью - сказать Вам то же. Да ещё весомей, хотя бы потому, что моя фамилия более редкая чем Ваша и у неё однофамильцев ни в Стихире, ни в "ПрозаРу" просто нет.
Так что, как говорится, Вам тем же чем нам и по тому же!

"неужели обиделись на тот раскол, который произошел в редакции?"
Честно говоря, я не помню никаких расколов в редакции. Такая у меня избирательная память плохого не помнит.
Либо меня Вы и прочие не очень обидно задели тогда.

Большим "противником" в редакции был Сашка Мокляк. Но и с ним мы сумели сохранить добрые отношения. Слишком многое нас сближало с ним до "катастройки" и мы не могли это "многое" разорвать. Да и не хотели...

Он ко мне приезжал в Питер. Что-то сюда привёз на продажу, что-то отсюда увёз на продажу в Вуктыле...
Поговорили...
Выпили по чарке...
Всгрустнули...
Я его тут повозил маленько по Питеру. Мне его было жалко до слёз. Честного. Старавшегося быть порядочным в непорядочной игре, которую затеяли непорядочные люди.
"С помощью таких, как я, разрушилось всё в нашей стране и в нашем с Вами любимом городе."
Что Вы, Надежда! Бог с Вами!
Я следил постоянно за жизнью Вуктыла. И не слышал, чтобы Надежда Комарова, заняла какое-то кресло чиновника и воровала беспрерывно деньги общества!

Так что, не приписывайте себе то, в чём неповинны!

Мы с Вами (ведь я тоже какое-то время шастал в Гражданскую инициативу Валеева!) имели открытые глаза и нам многое в окружающем нас мире не нравилось! Мы имели умную голову и понимали разлом между Лениным и сиюминутными партаппаратчиками. Между призывами и действительностью. И, естественно, как могли противились этому. Это нас и повлекло в оппозицию.

Но как только я разглядел, что оппозицию толкают карьеристы новой волны новых аппаратчиков, я круто повернул и стал защищать коммунистов. Тех, которые меня вкупе с лепшим когда-то другом Мишей Абабиным, выживали с Вуктыла меня и мою Галку.
Потому что я понял, что они, эти партаппаратчики на то врпемя были МЕНЬШЕЕ зло, чем валеевы - молодые жадные волки, не думающие ни о чём кроме собственного самоустройства.

Так что, "разрушили всё" не комаровы - искатели правды и справедливости, и даже не молодые жадные волки валеевы.
Всё разрушить могли только те, кто имел доступ к этому "всё".

То есть, московские ЦеКистские партбароны.

Один перебезчик в стан врага - не могут сделать погоды и урон фронту.
Урон фронту делают генералы власовы...

Имена предателей Советской власти, КПСС и СССР Горбачёв, Ельцин и ещё с десяток членов Политбюро ЦК КПСС.

Так что, не возводите на себя напраслину, Надежда! И не забирайте у предателей их вины!

А ещё партию погубило то, что она перестала быть Ленинской. Ленин ведь писал: "Коммунисты становятся бюрократами. Если что нас погубит, то - это!(В. И. Ленин. Письмо Г. Я. Сокольникову от 22 и 28 февраля 1922 года.)

(Почитайте мою статью, пройдя по ссылке - http://www.stihi.ru/2015/12/11/6443 )

Партократы обнаглели и параллельно ленинским принципам партийности, создали свои, вольготные, чиновничьи. Народ всё видел и из-за этого перестал верить этим перерожденцам, а потому и не выступил в их защиту, когда настал чёрный для них час!

Так что, отбросьте несправедливые обвинения в свой адрес.
Эрих Мария Ремарк писал так в "Трёх товарищах": "можно упрекать себя за все, что делаешь, или вообще не упрекать себя ни в чем."

Книгу Севрикеева "Не всем дано так щедро жить!" хотел бы получить, но...

Вы вспомнили добрым словом и Лию Владимировну. Вы вообще добрый человек. А с Лией Владимировной этим редчайшим бессребреником, которая скрывала от всех своё чуткое ранимое сердце за напускной ершистостью и острословием, я дружил до самых последних её дней.
Она помогла мне выпустить два тома моей повести "Выживание". Теперь уже готов для третей книги, но нет моей палочки-выручалочки, дорогой Лии...
Читайте мой некролог о ней - http://www.stihi.ru/2014/09/16/10069 )

Жогова выпустила вообще-то две книги о Вуктыле:
"Дороги, которые сы выбираем" - подарочный фолиант, который щедро оплатил ворюга Захаров. И книгу "От Той-корта до Вуктыла".
Она любила Вуктыл и вуктыльцев, эта Жогова! Без громких слов. Делами любила...

Посылаю Вам, Надежда свои основные реквизиты моих основных страничек:
Мои основные почты: m.tukalsky@mail.ru
mtodos@mail.ru
matvej-tukalevskij@yandex.ru
Мой Скайп: логин: tukalevsky.m
Мои странички на сайтах:
Сайт «В контакте» - http://vk.com/id66122756
Сайт «Одноклассники» - http://www.odnoklassniki.ru/
Сайт «Fasebook» - http://www.facebook.com/profile.php?id=100001600960834
Сайт «Мой мир» - http://my.mail.ru/mail/m.tukalsky/
Мои основные творческие странички - http://www.stihi.ru/avtor/mtodos
И - http://www.proza.ru/avtor/todos
http://parnasse.ru/users/MTODOS
Творческая страничка на сайте «Парнас» http://parnasse.ru/users/MTODOS
Музыкальные сайты - http://www.runetmusic.ru/users/mtodos2009/
Мои песни на РунетМузик: http://www.runetmusic.ru/users/mtodos2009/
И ещё с десяток разных сайтов.
Мои альбомы - http://foto.mail.ru/mail/m.tukalsky/
Страничка на сайте «Одноклассники» http://www.odnoklassniki.ru/
Страничка на сайте «Фейсбук» http://www.facebook.com/profile.php?id=100001600960834&ref=tn_tnmn
Страничка на «Росфокус» (фотосайт): http://rasfokus.ru/mtodos

Я ежедневно бываю на Одноклассниках" и в "Facebook"
У Вас где-нибудь на каких-то сайтавх общения (В контакте, Одноклашках, МаилРу есть Ваши странички! Пришлите ссылку. Бум дружить. Я переписываюсь с вуктыльцами, примерно в сто адресов. На Вуктыле. В СНГ и за границей. Даже в Израиле, ЮАР, Америке есть вуктыльцы. Расплодились по всему миру.

До контакта!
Ваш,

Матвей Тукалевский   07.12.2016 00:03   Заявить о нарушении
Матвей Игоревич! Вы не изменились. Ваше пламенное сердце горит тем же пламенем справедливости и добра около которого хочется согреться. А я теперь уже не та. Еще тогда у меня сильно расширились глаза, когда эта тройка инициаторов быстренько заняла кресла администраторов, а потом... Не хочется мараться воспоминаниями о них в общении с Вами. Они того не стоят. Мне очень приятно читать Ваши добрые воспоминания о Лие, Сашке. Царствие им Небесное! Они оставили добрую память о себе. Книгу Севрикеева я Вам пришлю. На мой телефон 89511357977 пришлите адрес СМС. Матвей Игоревич! стыдно признаться в своей тупости. Не умею я заходить на сайты и вообще ничего не могу понять в этом компьютере. Вот научилась заходить на Прозу. Мою повесть выложили с телефона, а потом уже читатели помогли разобраться, как разбить по главам, как исправлять ошибки. Лариса зарегистрировала меня в Одноклассниках. А потом вместе пытались туда зайти, ничего не получается. Вот такие мы компьютерщики. А вот скайп нам подключили. Когда появится у Ларисы свободное время, мы пообщаемся. Вы увидите меня-старушку, мою замечательную внученьку и младшенькую дочь. Старшие - Вадим и Виктория зарабатывают пенсию в Вуктыле. У Вадима 25 ноября родился сын Илья. Старших дочерей он учит в Саратовском престижном институте на прокурорш платно. Виктория воспитывает двух приёмных мальчиков одна. Она их взяла на воспитание после гибели доченьки. А Лариса - одна из лучших ветеринарных врачей Белгорода. Живём втроём в домике, который купила ей администрация. А я перенесла остановку сердца. Спасли Белгородские кардиологи - поставили стент. Теперь Лариса запрещает заниматься любимым делом - выращивать овощи и розы, долго засиживаться за компьютером, борется с моими вредными привычками. Живу под неусыпным контролем, что, конечно, очень приятно. Матвей Игоревич! Как же мне приятно общение с Вами. Могла бы писать бесконечно. Так много хочется сказать и вспомнить, но.... Пока до свидания! Встретимся на скайпе. С теплом и большущим уважением, Надежда.

Надежда Комарова 3   08.12.2016 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.