Росинант не вынесет двоих, а троих тем более

       Отрадно, что и в наши дни, как и во времена Чехова, все и вся с необъятных просторов не только СНГ, но и значительной части Евразии стремится в Москву: «В Москву! В Москву! В Москву!.. Лучше Москвы нет ничего на свете!» ( А. Чехов. «Три сестры»).
       Но такое массовое центростремительное движение неизбежно создает в Москве хронический и постоянно нарастающий дефицит жилых и нежилых площадей, катастрофически утяжеляет транспортную ситуацию, энергетическую, водную и другие инфраструктурные проблемы. В качестве решения первой из них московскими властями предлагается, в частности, активное небоскребостроительство. Эта крайняя мера оправдана, возможно, в условиях Гонконга, Сингапура, княжества Монако или Великого герцогства Люксембургского, но не в России. К тому же она многократно увеличивает нагрузку на другие элементы инфраструктуры. Наконец, при любом бытовом сервисе небоскреб по самой своей сути антигуманная среда обитания:

Я жил бок о бок с другими людьми в домах, начиненных туго.
Там сухо и четко стучали часы,там люди не знали друг друга.
Иоганнес Р. Бехер (пер. А. Голембы)

Подчас и в нашем доме тесно,Но люди дружат меж собой;О каждом каждому известно,И дом живет одной семьей.Здесь сообща переживают Рожденья, свадьбы, похороны,Друг друга коротко все знают,Соседи боле, чем знакомы.Сидят на лавочках старушки,Мужчины режутся в «козла»,О чем-то шепчутся подружки,Играет в «классы» детвора…Облокотившись о перила,Смотрю с балкона я во двор;Судьба давно нас всех сдружила,Хоть не обходится без ссор.По счастью, иначе живуЯ, чем И.Р. Бехера герой:Я знаю всех в своем дому,И дом сей не условно мой.

О, где снега былых времен?…
Ф. Вийон

Стремясь по-западному жить,Зады чужие повторяя,Мы рвем веков святую нить,Уклад столицы разрушая.Все больше бизнес-маяки,А не музеи или храмыУ вод родной Москвы-рекиСтремятся к облакам упрямо.Вонзая в чудный город мойТьму стоэтажных небоскребов,Его мы делаем уродом,В котором нет души живой.Где двор, залитый под каток,Где красота его былая?Высотный мир, увы, жесток,Нас от природы отрывая,Нас отдаляя друг от друга,Реальность мира заменяяБесплотным виртуальным кругом.Ни телефон, ни ИнтернетДуши не источают свет.Мы средством подменили цель,И закрутилась карусель…

       Радикальный выход из складывающейся ситуации видится в другом – в перемещении из Москвы в ближайшие к ней областные центры от Твери на западе до Нижнего Новгорода на востоке, и от Костромы на севере до Калуги на юге большинства крупных и в первую очередь сверхкрупных бизнес-финансовых структур, а также некоторых органов федеральной исполнительной власти.
       Ведь когда-то все правительство Московии размещалось в одном Кремле. А в наши дни федеральные административные структуры расползлись по всей Москве. Не пора ли делать в этой области очередные шаги!?

Герой мой питерец. Прекрасно. *
Я был бы бесконечно рад,Когда б увез он властный поездОбратно в город Петроград.И пусть вновь древняя столица,Забыв торговые дела,Культурою своей гордится,Что в годы прежние цвела. Она «венчала бы царей»,Дух хлебосольства возродила,А суету имперских дней,Как сон дурной бы позабыла.Пусть небоскребы там встают,Рекой автомобили мчатся,А нам вернут садов уют,Что над домами вновь склонятся…
*)Фрагмент поэмы «Путиниана»

Московским воздухом дыша,
В часы дневные и ночные
Старается моя душа
Постичь высокий дух России…
Борис Тагиев

Но вряд ли там он. Он потерянСреди неоновых огней,Пред наглым бизнесом растерян,Кумиром окаянных дней.Изгнать торгующих из Храма,Сорвать рекламные щиты,Очистить город мой от срамаЕму несвойственной тщеты!Но кто возьмется, кто решитьсяНа этот геркулесов подвиг?Увы, мечтам моим не сбыться.И не уедет властный поезд…Но есть кольцо ведь Золотое,И там бы можно разместитьСтруктуры разные по двое,Чтобы столицу разгрузить,А города Кольца поднять!Но не к кому пока взывать…

       Москва должна остаться, прежде всего, духовной столицей России и всего русского мира, центром его культуры, науки (включая нанотехнологии) и образования, а бизнес-финансовым центром России и стран СНГ вполне может быть, например, Нижний Новгород.

       В рамках одного мегаполиса две эти ипостаси несовместимы, как гений и злодейство.

       За право сохранения или приобретения офисов в Москве компании должны платить.

       Что касается развертывания в Москве массового высотного строительства, то в силу серьезности и необратимости последствий такого строительства этот вопрос, как мне представляется, должен быть вынесен на общемосковский референдум.


Рецензии