С. Старкина. Хлебников. Серия ЖЗЛ

Стиль сух. Текст - «не-авторский». Впрочем, странно было бы противоположное.
Таким образом - не о книге - о времени, о каковом она дает представление неожиданно полное.

А время было фантасмагорическое.

1. В Харькове некто Петников организовал издательство «Лирень» и начал выпускать журнал «Пути творчества». Попросили Хлебникова написать для журнала статью, «где в доступной форме были бы изложены его принципы работы со словом и числом, его взгляды на искусство и поэзию…».
И абзацем ранее почти вскользь - «Тем временем жизнь становится все сложнее, приближается голод».

2. При организации в том же Харькове литературной студии приглашенный туда Хлебников встал и сухо сказал, что «им разработаны планы двух лекционных курсов. Один курс будет посвящен принципам японского стихосложения, другой – методам строительства железной дороги через Гималаи». Был при этом абсолютно серьезен, и о том и другом мог говорить вполне убедительно.

3. Того же стОит и его лекторство (!) в неведомой Персармии (от слова «Персия») во время его «похода» на Восток. Рядом – одни горцы, да и лектор из Хлебникова весьма-весьма неважный.

4. А председательство в романтическом «Правительстве Земного Шара» (идет Гражданская война, убивают!)? А чтение в Бакинском (!) матросском (!) университете (!) «Красная звезда» доклада «Опыт построения чистых законов времени в природе и обществе»!?
В общем – одни восклицательные знаки!.. Вперемешку с риторически-вопросительными…

5. И, наконец, последнее. Кто-то сказал, что писатель пишет, когда у него есть «энергия заблуждения». Вот уж чего, а этого тогда было - щедро!

«Энергия заблуждения»… Интересно, можем ли мы сейчас, в пресловутую информационную эпоху всеобщего благоденствия, себе ее позволить?
Или только ею одной давно уже судорожно и живем?


Рецензии