Штрих к философии разведки

В 1962 году я купил книгу американского бригадного генерала Вашингтона Плэтта "Информационная работа стратегической разведки". Поступив в академию, я оставил книгу товарищу по службе. И вдруг – обнаруживаю в Яндексе.
Мы тогда обсуждали эту книгу. Подробностей, конечно, не помню.
Но дискуссии…
Ах, «как молоды мы были!»

Штрих к философии разведки

Книга американского бригадного генерала Вашингтона Плэтта "Информационная работа стратегической разведки" выглядит как типичный учебник по журналистике. И это понятно — ее реальная суть лежит в той же плоскости: умение эффективно собирать и анализировать фактическую информацию. Поэтому в основе подхода лежит взгляд на информационную работу как профессию.
«Из достаточного количества НИЧЕГО разведка делает НЕЧТО»
В. Плэтт
В. Плэтт вводит принципиальное различие информационного документа разведки от научного труда: "Он должен быть полезен для обеспечения государственных интересов уже в данный момент". Полезность разведывательной информации определяется в том числе такими качествами, как полнота, точность и своевременность. Последняя характеристика весьма важна для потоков коммуникации в разведке: "Своевременность вообще имеет для информационных документов большее значение, чем для чисто академических трудов". Или далее: "В информации время имеет первостепенное значение, тогда как в научно-исследовательской работе оно играет обычно второстепенную роль. Отсюда мучительная необходимость для ученого, ставшего разведчиком, изменить свое отношение к фактору времени". Время играет особую роль и по той причине, что происходит падение ценности информации со временем. Средние нормы падения ценности информации, по В. Плэтту, выглядят следующим образом. Оперативно-тактическая разведывательная информация теряет 10 процентов ценности в день. Информация стратегической разведки во время войны теряет 10 процентов ценности в месяц. В мирное время информация стратегической разведки теряет 20 процентов ценности в год.

Моё мнение:
 
По В.Плэтту выходит, что через 5 лет ценность информации стратегической разведки будет сведена к нулю.
Я могу привести сотни опровергающих примеров. Суть не в этом. Суть, пожалуй, лежит в нескольких других плоскостях.

1. Место информации в «пространстве-времени»
Поскольку речь идет именно о мирном времени, то нельзя рассматривать приобретенную развединформацию исключительно с точки зрения ее применения на войне, хотя на гипотетические военные действия могут влиять (как в положительную, так и в отрицательную стороны) данные не только военной но и экономической и политической стратегической разведки. Разумеется, если война случится, то для выстраивания правильной стратегии её ведения, неизбежно должны использоваться все данные разведки, в том числе и полученные за десятки, а то и сотни лет тому назад.
Информация стратегической разведки может использоваться в политике своего государства спустя десятилетия, особенно в тех (можно сказать: банальных) случаях, когда руководство страны не поверило сведениям, порученным от разведки, а спустя годы переоценило их; либо не посчитало нужным воспользоваться этими данными; либо, когда руководитель разведуправления не довел своевременно эти сведения до высшего руководства страны (по мотивам карьеры, или из опасения потерять субсидии для своего ведомства, или по иной причине). Например, руководство Советского Союза, получив информацию о событиях в Иране до и после исламской революции, не сделало правильные выводы для своей политики в Афганистане в восьмидесятые годы, так как не учло мощность влияния «исламского фактора». Спустя 1 – 2 десятилетия, руководство преемницы СССР – России, столкнувшись с международным терроризмом, действующим под исламскими лозунгами, вынуждено проводить мероприятия в Чечне и строить взвешенную политику взаимоотношений с крупным соседним государством – Ираном, используя данные стратегической разведки 10- и 20-летней давности.

2. Отношение к разведке
В обществе, в литературе и СМИ, бытуют 3 аспекта отношения к разведке:
- Романтическое. Это книги и фильмы о героизме и подвигах разведчиков. В основном прославляются люди, работавшие в сфере агентурной разведки, связанные с применением локального оружия и с головокружительными интригами. Это направление подогревается спросом обывателя, всегда готового платить за интересную коллизию.(специалисты, впрочем, знают, сто примерно 90% развединформации поступают от инструментальных видов разведки!)
- Потребительское. Так к разведке относятся люди, добывающие и использующие развединформацию. Эти люди преследуют либо политические, либо идеологические, либо меркантильные стимулы. В любом случае, они не интересуются философскими проблемами разведки и могут ограничить свою деятельность только под давлением превалирующих факторов: общественного мнения, риска для жизни, законодательства своего государства, или приказов руководства.
- Отрицательное. Это отношение прокламирует аморальность самой разведки: «подсматривание в замочную скважину», «перетряхивание чужого белья» и т.п. Такое отношение характерно для защитников «прав человека», «свободы слова», неприкосновенности личности и частной собственности, жилья. Известны крупные скандалы, связанные с прислушиванием разведчиками телефонных разговоров, или с незаметными снятиями отпечатков пальцев.
Очевидно любое, претендующее на беспристрастность, исследование философских проблем разведки найдет массу оппонентов среди представителей всех трех аспектов.
И все-таки подобные исследования нужны, так как недостаточность развединформации приводит к большим потерям для государства, как в военное, так и в мирное время, а переоценка роли разведки и раздутые штаты разведучреждений приводят к тому, что разведка начинает выполнять не свойственные ей функции. Она в этом случае не только дает пищу политическому руководству, но и сама пытается влиять на политику, формировать политику как внутри, так и вне своей страны.

3. Разведка и История.
Бригадный генерал Д. Плэтт курировал в США в 50-е годы радиоразведку. Как специалист именно в этой области он должен был знать, что хорошо поставленная разведка Германии в Первой мировой войне и в годы, предшествующие Второй мировой войне, после нападения на СССР приобрела буквально тотальные размеры, «захлебывалась» в информации, не успевала её обрабатывать и отделять от дезинформации. Но важным, если не основным недостатком немецкой разведки было то, что она не смогла предсказать поражение Германии в войне с Россией. А она могла это сделать, если бы изучила информацию, полученную в течение более длинного исторического периода.
Конечно, во все столетия, предшествующие 20 веку, вся разведка была исключительно агентурной. Но не это предопределяло роль разведки в победах и поражениях. И во все времена руководители разведок преподносили правителям часто отсеянную информацию: безопаснее докладывать то, что правитель хочет услышать. Этим же грешат и разведки многих стран 20-21 веков.
За деяниями вождей, царей и императоров скромная работа разведок осталась малоизученной. Несмотря на это известны факты серьезного отношения к разведке со стороны римских и китайских императоров, и отечественных вождей: Владимира Мономаха, Богдана Хмельницкого, Петра Первого и Екатерины Великой. Во все времена и везде служба разведки полагалась тайной, а ее донесения хранились в секретных архивах или уничтожались.

4. Разведка и наука
Трудно оспорить тот факт, что развединформация обычно нужна уже сегодня.
Тут Плэтт прав. Он не прав в том, что это утверждение он возводит в абсолют, в особенности, когда речь идет о стратегической разведке.
Информация в стратегической разведке обычно собирается из всех видов разведки. Разведдонесения от самых низовых звеньев обрабатываются промежуточными отделами и управлениями, просеиваются, перепроверяются и формируются в новые разведдонесения. И так – пока информация не дойдет до центрального органа. Но и там в центральном органе она подвергается критической переработке десятками лабораторий, специалистами «направленцами», учеными. Только после этого развединформация становится инструментом политиков, а зачастую – попадает в архив, где «ждет своего часа».
Таким образом ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ ВО ВСЕХ, ПРИСУЩИХ НАУКЕ, АСПЕКТАХ.

4. Разведка и мораль.
История разведки часто находит отражение в мемуарах бывших разведчиков. Отметим характерное: все представляют себя рыцарями, не нарушающими общечеловеческую этику и при этом клеймят разведку противника как аморальную, жестокую и т.п.
В последнее время много материалов в Интернете о морали экономической разведки, и разведки, как вида человеческой деятельности и как часть философии. Что можно, а что нельзя с точки зрения морали. Пожалуй, стоит принять за аксиому, что разведчики – не какие-то особенные люди, что коллектив разведчиков отражает коллектив общества. И что есть разведоперации, приемлемые с точки зрения морали или противоречащие ей. И что нет четкой границы между тем и другим.
Очевидно, для этического воспитания «рыцарей разведки» нужны и серьезные работы по философии разведки и, на основании этих работ формирование такого «Кодекса разведки», исполнение которого исключило бы в максимальной степени подход «все средства хороши».
Только это никому не выгодно!


Рецензии
Я в развдке, как баран в апельсинах... Но прочла с интересом. А насчет морали в разведке? По-моему, когда нужны сведения, то это даже не оговаривается. Здесь и так понятно, что раз они нужны то "любой ценой". С теплом. Алена.

Алена Данченко   05.10.2009 17:44     Заявить о нарушении
Ну, что Вы, Алена!
В разведке, как и в любом виде человеческой деятельности, есть своя этика и своя мораль.
Хороший журналист - тоже разведчик. Что же он - над моралью и этикой?
Конечно, в военное время - другие законы. Главная задача - победить врага, понеся как можно меньше потерь.

То, что иногда (или часто?) спецслужбы действуют вопреки общечеловеческой морали - это не противоречит философии разведки. Такие люди совершают преступление и бывает - оказываются на скамье подсудимых, как, например - Шелленберг. В Интернете можете найти его мемуары!

Ваш!

Станислав Бук   05.10.2009 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.