В довоенное время советский журнал «Огонёк» имел юмористическое приложение под названием «Чудак». В этом приложении в 1929 году были опубликованы 11 рассказов Ильфа и Петрова под общим названием «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска». План города Колоколамска был нарисован художником Константином Ротовым.
Прошу взглянуть на этот план. (Дается во вложенном файле)


Давайте вместе со мной углубимся в содержание отдельных эпизодов рисунка и рассказов.
Колоколамск – вымышленный город. Корень слова – колокол.
История мировой литературы на сегодняшний день насчитывает три «Колокола»:
1. Шиллера,
2. Герцена и Огарева,
3. Ильфа, Петрова, Ротова.
Относительно простой, относительно сложный замысел сказаний о Колоколамске отчетливо перекликается с основным мотивом «Колокола» первых русских демократов. Вот начало первого номера журнала Герцена и Огарева:

Россия тягостно молчала
Как изумленное дитя,
Когда неистово гнетя,
Одна рука ее сжимала.

А теперь посмотрите, что находится в центре города? Членская площадь. А кто по ней идет, кому милиционер обеспечивает беспрепятственный проход? Тому, кто:
- носит одежду военного покроя,
- фуражку,
- сапоги,
- портупею,
- и имеет усы.
И кто сжимает одной левой рукой нечто русоволосое.
Конечно же, художник Костя Ротов на Членской площади изобразил Иосифа Сталина -
• члена коммунистической партии с 1898 года,
• члена Политбюро (Президиума) ЦК РКП(б),- ВКП(б),- КПСС в 1919 - 1953 г.г.
• члена Оргбюро ЦК партии в 1919 - 1952 г.г.,
• члена ЦК партии в 1912 - 1953 г.г.,
• члена Совета труда и обороны в 1918 - 1919 г.г.,
• члена Реввоенсовета Республики,
• члена РВС ряда фронтов, включая тот, что осаждал Львов.
Так что нет ни малейшего сомнения в том, что именно фигура душителя народа Иосифа Сталина отображена в центре Колоколамска. Генеральный секретарь коммунистической партии, чье пятидесятилетие прославлялось во всех средствах массовой информации, отождествляется с царем – тираном и самодержцем.
«А писатели здесь при чем? - скажете вы. - Мало ли что взбрело в голову человеку, приглашенному для иллюстрирования рассказов?».
Спешу выдать доказательства, что писатели и художник в диссидентском плане представляли собой неразрывное целое, что они били в одну точку.

В рассказе «Страшный сон» повествуется о том, что к Иосифу Ивановичу Завиткову - любителю красить сапожной ваксой табуретки, во сне стали приходить и кланяться партийные работники в кожаных куртках. Вначале трое, потом десятеро. И, наконец, приехал на автомобиле сам председатель губисполкома и бухнулся в ножки.
Иносказание более чем прозрачное. Конечно же, авторы предупреждают общество о начале нарастания культа личности Иосифа Сталина – сына сапожника и русофила, прибывшего на одну из дореволюционных партийных конференций под подпольной кличкой «Иванович».
Ильф и Петров своего Завиткова-Сталина под конец рассказа признали идиотом и направили в Сибирь. Этим самым они подсказывали советскому народу правильное поведение по отношению к Генеральному секретарю ВКП(б) Иосифу Сталину. Не преклоняться, не восхвалять, а отсечь от власти недееспособного лидера – такой пламенный призыв прозвучал из уст Ильфа, Петрова, Ротова в далеком 1929 году – в году 50-летия Иосифа Сталина.
Если бы работники НКВД внимательно изучили план Колоколамска и слегка завуалированные иносказания рассказов, то своей смертью ни один из соавторов не умер бы. С них живьем содрали бы шкуру. В том числе вот за что.
Негативное отношение к персоне Иосифа Сталина отражается не только перекличкой с «Колоколом» Герцена и Огарева. Костя Ротов схематически зарисовал в центре Членской площади … мужской половой член!
Здания треугольными не бывают, а мужской половой член состоит именно из трех пещеристых, ячеистых тел. Есть и другие признаки тождества, но перечислять их не стоит. И так видно.
Художник в основании члена-здания поместил своеобразный завиток в виде отогнутой арматуры. Вот откуда фамилия «Завитков» у сапожника Иосифа Ивановича из рассказа «Страшный сон»!!! Вот еще одно доказательство существования творческого трио, а не просто писательского дуэта.

Ильф, Петров и Ротов на момент работы над «Необыкновенными историями из жизни города Колоколамска» были молодыми людьми 30-ти и 24-летнего возраста. Хорошо знающими, как принято говорить, душу и быт обыкновенного гражданина нашей страны. Мы все немного матершинщики. Мы не ругаемся матом, мы на нем разговариваем. И это очень плохо, ибо как разговариваем, то так и живем. Тройка озорников, точнее, величайших в довоенном СССР политических диссидентов, выразилась едва ли не откровенным матом. Но такой мат не режет слух, ибо он возносит художественное творение до недосягаемых высот политического плаката. Внешне не такое уж и замысловатое художественное решение Членской площади выражает простую и поистине пророческую истину – во главе огромной страны оказался не прозорливый политик, не человек с большой буквы, а … Сами понимаете, кто.
Сказано действительно по-русски! Без обиняков и реверансов. Я не знаю в истории довоенного СССР, да и послевоенного тоже, другого такого практически не прикрытого, упреждающего во времени и очень меткого выпада против тирана Сталина.
Не позавидуешь тому политику, которого народ начинает обзывать мужским половым членом. Подобное проклятье неминуемо ляжет на его мало в чем повинное потомство вплоть до седьмого колена.
Трижды несчастна та страна, в которой между низами и верхами взаимопонимание осуществляется на подобном х...м уровне.

Автор сенсационного открытия и статьи Иван Пашук.


Рецензии