Зульфия

       

       З У Л Ь Ф И Я


       После выпускного вечера детский дом словно опустел, всех одноклассников Зухры забрали домой, одна она из своих сверстников осталась здесь...

       
       Как только ей было разрешено самостоятельно выходить и заходить "из территории детского дома" лишь только надо было предупредить старшую воспитательницу куда и на сколько уходит, она в первую очередь направилась в детский дом, в котором находилась ее младшая сестрёночка Зульфия, чтобы проведать ее.



       По дороге вспомнилось, как первый раз почти что пол года спустя (!), после того как оставили Зульфию в дошкольном детском доме, они вдвоём с Лайлохон навещали свою младшую сестру.


       Тогда несмотря на просьбу сестёр (они со слезами умоляли воспитательницу) «отпустить» их в дошкольный детский дом, чтобы проведать сестрёнку, им не разрешили выходить за пределы детского дома . И Зухрахону ничего не оставалось как, улучив момент, вместе с младшей сестренкой Лайло самовольно убежать через забор детского дома.

       
       Они с трудом нашли дошкольный детский дом, куда "сдавали" Зульфию вместе с папой. Оказывается Зульфию только пару месяцев назад выписали из больницы. Почти четыре месяца (!) Зульфия пролежала в больнице (какие-то палочки были обнаружены в организме). Еще бы (!), конечно, анализы по ко¬торым «сдавали» Зульфию в детдом были не её, а Зухры...


       Отец зная, что Зульфия болезненна и по состоянию здоровья могут отказать в приёме в детский дом, чтобы побыстрее ее туда приняли, велел старшей дочке сдать свои анализы вместо младшей сестры. Мочу и кал сдать по направлению выписанному на имя Зульфии Алимовой не составило труда, а вот кровь с пальчика и из вены было страшно сдавать… И не потому, что больно, а потому, что было стыдно и боязно, а вдруг обнаружат подмену… К счастью очередь была огромная и как конвеером одного за дугим укалывали медсёстра и никому не было дела Зухра ты или Зульфия Алимова.
 

       Оказывается уже на второй день, как Зульфию оставили в детском доме, она была помещена в городскую инфекционную больницу.
 
Спустя пол года девочкам удалось навестить свою сестрёночку. Сторож дошкольного детского дома указал девочкам на женщину, к которой им следовало обратиться. Воспитательница Зульфии разрешила девочкам повидаться со своей сестренкой.


       -Ладно, сейчас ее выведут. Она что, у Вас, совсем не разговаривает? Медики проверяли, со слухом у нее вроде бы в порядке...но…


       -Еще как разговаривает!- ответила Зухра.


       -Она просто малышкой по-узбекски разговаривала,-добавила Лайло, вспомнив, какие проблемы были и у нее самой с языком.


       -Да нет, тут с ней и по-узбекски пробовали говорить..., а она ни слова. Даже с детьми тоже не разговаривает, словно в рот воды набрала, а понимать вроде все понимает. Может быть позд-
нее развитие...


       -Никакое не позднее, значит она не хочет просто с Вами разговаривать, вот увидете сейчас она заговорит - сказала Зухра и подалась вперед, побыстрее чтоб увидеть сестренку.
Когда дверь открылась и оттуда вывели Зульфию, она с восторгом, криком и со слезами - Зухра-а -а!- кинулась на шею старшей сестры.
       

       Девочки обняли сестренку и Зухра подняла ее на руки. Она была тяжёленькая и неуклюжая в своем пальто с меховым во¬ротником.


       -Хочешь, мы посидим в помещении там? - спросила Зухра сестренку. Зульфия четко ответила, помотав головой,
       

       -Н-е кхочу!


       -Вот видете! Она у нас умеет говорить! - радосто воскликнула Лайло.


       - Даже по русски тоже! – сказала Зухра , изумленной воспитательнице Зульфии.


       -Только никуда отсюда не уводить, вот тут можете посидеть - сказала она, подведя их к беседке - или идёмте в помещение, здесь холодно - добавила она.


       -Можно мы с ней побудем тут чуть-чуть, а потом зайдем в помещение?


       -Хорошо, только не долго.


       …Как им было вместе здорово! Зухра веселила сестренок, играя с ними в догонялки. Лайло и Зуьфия громко смеялись и радовались...
...А потом... когда надо было девочкам уходить... как громко и горестно Зульфия плакала, цепляясь то за одну, то за другую сестру и не отпуская их…


       Воспитательница еле-еле удержала Зульфию, рвущуюся вслед за сестрами. И принесли-то они тогда в качестве гостинцев всего четыре карамельки, припрятанные с ноябрьского праздничного полдника...
Пять с половиной лет прошло с тех пор. Вся картина этой встречи как кинолента пронеслась в памяти Зухры….

       В тот день "самовольный уход" девочек из детского дома был обнаружен и доложен старшей воспитательнице и по возвращению долго они были предметом нарекания, нравоучений и подзатыльников старшей воспитательницы. Больно дёргая за уши Зухры, она ограничилась строгим предупреждением.

 
       Последний раз Зухра навещала свою сестренку полгода назад в середине учебного года (восьмого класса), получив официальное "разрешение" старшей воспитательницы, на то, чтоб навестить свою младшую сестренку. Тогда Зульфия училась во втором классе и уже находилась в другом детском доме, для детей школьного возраста, расположенном в другом конце города. Об этом Зухра узнала от бывшей воспитательницы сестренки, которая подробно объяснила как найти тот детский дом.


       Зухра нашла и детский дом, и группу в которой была Зульфия, но увидев свою сестренку, очень огорчилась... Ее любимая, самая красивенькая, беленькая с пышными светлыми волосами сестренка... была похожа ... на мальчишку(?!)...


       Зухра сначала даже не поняла, что бегущая к ней с лысой головой девочка ... и есть ее сестренка, Зульфия.
Она с горечью и болью в голосе рассказывала своей старшей сестре, как их стригут на лысину для профилактики от вшей, как потом в школе (в этом детском доме в порядке эксперимента, детдомовские дети жили в детском доме, а ходили учиться в школу N 21 наряду с домашними детьми, при чем полкласса составляли дети детдомовские, а полкласса - домашние дети) "домаки"- домашние дети "издеваются" на перемене над ними.


       - Домаки, обзываются, "бездомными" называют нас. У меня имя есть свое, а вместо имени ко мене "вшивая", обращаются, это же обидно, а учителя им не делают замечание, они тоже "за них", так же не честно, они (учителя) нас тоже не любят - рассказывала чуть не плача Зульфия, с обидой в голосе.


       -Ты не обращай внимание на таких, сделай вид, как буд - то не к тебе обращаются, сами отстанут - говорила ей Зухра.


       -Да-аа? А когда я их не трогаю, а они бьют по голове и убегают... лысая башка, говорят, дай пирожка...тоже не обращай внимание! Они же издеваются над нами...А училки, они нас детдомовских не любят. Даже домак первый полезет, а они его защищают, нам подзатыльники дают, так не честно - с досадой возражала та.


       -У нас учителя лучше, и вообще у нас нет "домаков", одни детдомовцы, - сказала Зухра.


       -А на лысину, заставили, даже не спрашивают! Я им говорю: у меня же нет вшей, медсестра проверяла, а они (взрослые) даже не слушают. Я не хочу здесь быть! - сказала Зульфия, затем помолчав спросила:


       -Зухрахон-апа, а у нас был когда-нибудь дом? Я не хочу больше здесь быть, я домой хочу!


       -Да, сестреночка, у нас был дом..., но теперь...нет...


       -Пока нет, - помолчав добавила та,- скоро мы все будем вместе и ты и Лайло и я, как только закончу учиться, устроюсь на работу...пока еще потерпи немного.


       Теперь до боли в груди было понятно почему Зульфия не любит ходить в школу, почему "она убегает"...,почему "выловили ее из чердака», почему «доставляли в милицию...». Скорее бы мне вырасти, устроиться работать... еще чуть-чуть надо потерпеть...придет время Зухра не оставит свою сестренку здесь, заберет ее отсюда,- решила она.Как бы не стало поздно...


       Она отстает в учебе, ей совсем "отбили охоту учиться", вот если б она была с нами, если б она училась в нашем детском доме! Зухра вместе с Лайло занимались бы с ней и тогда Зульфия тоже была бы отличницей, уж они бы ее не дали в обиду, пусть бы кто - попробовал ее обзывать или подзатыльники дать...


       -Это правда, что ты убегаешь из детского дома? Твоя воспитательница, говорит, что ты ночевала в чердаке где-то, что милиция тебя нашла и возвратила в детский дом, это правда?


       -Да...было такое, всего два раза- ответила Зульфия,- мне так хотелось домой.


       - Знаешь,апа, я думала, что мои родители умерли. Не помню кто-то там еще в дошкольном говорил мне, что моих родителей нет в живых, и поэтому мол никто не навещает - продолжила она. -И я думала, что это действительно так. Потом здесь, тетя Дуся, хотела меня удочерить и стала бумаги готовить. Оказалось, что у меня есть папа, что он живой. Я маленькой помню, что он вроде был...


       Затем помолчав и призадумавшись продолжила:

       -Вот когда его вызвали и он пришол сюда, я хотела чтоб папа меня забрал, а он сказал, «потом, сейчас не могу». Когда он стал уходить, а я через забор и выследила, где он живет...и убежала.


       -Ты была у них дома? - Зухра и сама удивилась сказанному (действительно они были уже ей чужими, поэтому "у папы", это значило "у них")


       -Да, но папина жена, меня не пустила домой, оба раза выгнала, сказала, что отец на работе. Первый раз когда убежала, я стала ждать папу. Долго-предолго я ждала его, а его все нет и нет. Потом я попросилась в дом, говорю я проголодалась, а она «иди в свой детский дом, у меня нет еды для тебя» говорит. Я возвратилась в детский дом, на обед не успела, на полдник попала, поела и обратно туда. Стучу, а она мне, папина жёнушка, «уходи по добру и здорову, а то милиции расскажу». Я опять ждать. Уже ночь настала, а папы все нет. А там дерево такое есть огромное…-Зульфия развела руками.


       -Огромное такое да, с дуплом? Прямо напротив ворот папиного дома, да ? - подхватила, перебивая внимательно слушавшая Зухра.


       -Да с огромным дуплом внутри, вот я туда и залезла. Выглядываю, выглядываю, а папы нет, вот я и уснула там до утра.


       -К-а-к ? Ты там не боялась одна ночью? А вдруг бы что, а..


       -Да поначалу мне страшно было. Знаешь как в дупле было холодно ночью и ст-раа—шно, я аж ночью со страху во сне описалась, вся мокрая, замёрзла и проголодалась, еще раз уже совсем ночь была стучу, никто не выходит. И ты знаешь (?!) - глаза ее засияли, - меня собачка признала за свою! Если б не она, у меня бы сердце лопнуло со страху. Она выползла и всё время рядом со мной и пробыла.


       -Маленькая, черненькая, да? Зийрак, да? - спросила подхватив Зухра.


       -Да!


       -Эту собачку ещё щенком ты вместе с Лайло приютила, не помнишь?
 Поэтому тебя она и признала, ты ее еще кормила и все время с ней играла, когда была маленькой "там", "у них".


       -Я не помню когда мы у них были раньше. Мы чо с ними жили что-ли?


       -Это же наш дом…- воскликнула Зухра, затем словно вспомнив что-то неприятное, поникнув, добавила - ...был раньше… когда мы с нашей мамой, папой все - и Лайло, и ты тоже жили там…


Помолчав немного она продолжила:

 - Мы, в первый раз, когда ходили анализы сдавать, с папой все: ты, я и Лайло, тебя папа на руках нес, ты слабенькая была и ходила еле-еле. Он устал тебя тащить, опустил на землю, чтоб немного передохнуть, а ты увидела черного щенка маленького такого и стала хныкать, просить дать его тебе. Ну папа, чтобы успокоить тебя поймал его и дал. А потом ты не хотела его отпускать, так всю дорогу мы его носили с собой. А дома мачеха не хотела его пускать во двор, ты опять плакать да хныкать. Папа тогда велел, чтоб щеночек жил с нами во вдоре. Мы его ещё "Зийрак"ом прозвали. Так он там значит и прижился. Хорошая собачка!
Ты даже без нее не хотела засыпать. Мы с Лайло, пока не уснешь Зийрака держали при тебе, проснешься тоже сразу спрашиваешь"где Зияк", ты "р" плохо выговаривала.


       -...Зухрахон -апа ты мне по- правдашнему скажи, где наша мама, она живая?


       -...Нет, к сожалению её нет в живых.


       - Я почти не помню ее, забыла как она выглядит. А какая
была наша мама, ты ее помнишь?


       -Да, она была хорошей. Вкусно кормила нас, тебя больше всех любила, добрая такая, красивой была. Ты на нее больше похожа. Не знаю почему, но её нет с нами...


       -А сколько мне было лет, мне мама рассказывала сказки (?!), сама укладывала спать? - оживленно спрашивала Зульфия.


       -Про рассказывала ли она сказки или нет не помню , но что сама тебя укладывала спать точно помню и еще что-то напевала при этом. Когда её не стало тебе было всего 3 годика...ты была совсем такой маленькой, сладенькой малышкой...-при этих словах Зухра почувствовала остроту ощущения жалости и сочувствия к младшей сестрёнке лишённой ещё в младенческом возрасте материнского внимания и любви. И желая как-то смягчить состояние и дать понять сестре, что не только одна Зульфия в таком положении быстренько добавила:


       -И вообще Зульфия это еще ничего, мне аммашка рассказывала, что, когда я была ещё меньше чем ты - девятимесячной, почти полтора года пробыла в доме грудного ребенка, тебя и Лайло еще тогда не было.


       -А потом, что было потом, ну расскажи, а?


       -Я сама не помню, всего что было потом, но аммашка рассказывала мне, что "Лайло тоже познала такую же участь", что она тоже малюткой с полгода что ли, не помню сколько, находилась в том же доме грудного ребенка, где и я. Вродебы мама у нас больная была… - задумчиво протянула Зухра."Неужели столько долго болеют люди и почему?"- такой вопрос промелькнул в голове...


       -Вот как я была в дошкольном детском доме, это я точно помню. Там еще такая беседка с куполом, а кровать моя стояла у окна. Ну вообщем нас то отдавали, то забирали, а потом как видешь и не забирают вовсе... Ну ничего, вон ты какая уже большая девочка...


       -Зухрахон - апа , а ты маму любишь? Ты вспоминаешь ее?


       -... Конечно, кто не любит свою родную мать... - при этих словах перед её глазами промелькала словно в киноленте врезавшаяся в память картина:


       Как то раз они с одноклассницами играли вдоль заборов детского дома в мячики, их внимание привлек шум, крики, пьяная брань, доносящиеся по ту сторону заборов. Любопытство девочек взяло верх и они прилипли к щели, откуда просматривалось всё происходящее.
       Там за забором мальчишки дразнили пьяную женщину, по пояс обвалявшуюся в грязи (в глине арыка под забором). Один из мальчишек поддразнивал её, вертя бутылкой в руке из под водки, на дне которой еще сохранился остаток водки. Женщина кричала, сопровождая матерной бранью ему: "Отдай... убью", а тот: "попробуй догони", остальные ребята: кто подбегая тыкал её в бок палкой, кто пинал, а женщина отбивалась... Вообщем картина была не из приятных...
       Увидев происходящее, одноклассница Роза со всей яростью стала кричать угрожающе на ребят,чтобы пошли прочь, а то худо будет... При этом она стала искать удобное место в трёхметровой стене, пытаясь туда залезть...

       Все детдомовцы знали, что у Розы папы нет, мама лишена родительских прав и "сидит" в тюрьме. Последнее время Роза сама "попадала" в милицию за мелкие кражи: то с прилавков что-нибудь печёное стащит и якобы носит кому-то, то что-либо, что в руки попадётся... Поговаривали, что последнее время она зачастила по вечерам после отбоя куда-то сбегать, родственница вродебы объявилась.
       Окрики Розы ещё больше подзадорили мальчишек, те ещё больше распоясались.
       - Да помогите же девчёнки, мою мать бьют.
Эти слова одноклассницы быстро привели в действие девчёнок, безучастно с любопытством глазевших в щель забора. Они все дружно перелезли через забор разогнали камнями и палками ребят.

       Но не это поразило тогда Зухру...

       После удачного спасения мамы Роза о б н я л а свою мать(!) Взяла её под руки, вытряхнула прилипшую грязь и подолом своей юбки вытерла ей лицо!... А как она бережно обтирала ранки и царапины на щеке и на руках своей матери...Это надо было видеть!..

       Казалось бы лишённая родительских прав (значит есть за что), отсидевшая в тюрьме (значит было за что), пьяная, валявшаяся под забором детского дома в таком состоянии... эта женщина казалось бы не заслуживает называться матерью..., а тем более любви и внимания дочки. Более того, хуже такого позора для девчёнки подростка возможно нет... Но тем не менее... Как важно оказывается ребёнку какою бы она не была, пусть хоть такою, лишь бы она была жива, твоя родная мать... дороже её никого нет на свете.


       -Маму любят все, потому что это Мама и всё тут!


       -Как мне хочется к мамочке! А папу ты любишь?


       - Папу я очень любила, больше всех на свете,.. теперь нет, не люблю. Никогда я ему не прощу теперь, что бросил нас и сдал в детский дом, никогда.- Твёрдо ответила она.
Помолчав немного добавила:
- Они ещё услышат о нас... Когда -нибудь, если встретимся, я ему т-а-кое скажу, ему мало не покажется, -с горечью в голосе. И в этот миг вновь возобновились чувства пережитые, когда мачеха буквально выгнала их из дома... - Мы такими станем, такими... что многие ещё нам позавидуют... когда-нибудь... - мечтательно сказала она.


       - Если б ты знала... У наших "домаков" в классе у всех есть мамы. ...Как им хорошо, какие они счастливые!...


       -И мы будем счастливыми, вот увидишь. Даже больше чем они и даже без родителей. Только нам в отличие от них нужно больше трудиться поняла? Побольше читать, по лучше учиться, не делать ничего плохого. Нам нельзя понимаешь, ничего плохого, нельзя! Мы должны быть хорошими, должны стать Б-о-ль-ш-и-ми людьми, понимаешь? Мачеха и папа пусть увидят, что и без них мы не пропадём, а станем такими..., ну короче лучшими чем даже те, у кого есть и родители и положение - настоятельно говорила Зухра.
 

       - Если будешь убегать с детского дома, пропускать занятия не научишься ни читать, ни писать. Будешь все больше и больше отставать и ничего в жизни не добьёшься. А ты научись читать и писать лучше чем другие, вот и докажешь что ты не хуже них. Посмотри Лайло у нас круглая отличница, у нее даже в тетради четверки нет, не то чтобы в журнале.


       -Я тоже хочу ну у меня не получается.


       -Получится, надо только сильно этого захотеть, будь повнимательней на уроке! А потом, не стесняйся, подойди к учительнице или воспитательнице спрашивай, что не понятно. Сама старайся! Само собой не получится конечно. Снова и снова перечитывай пока не получиться, снова и снова пиши до тех пор, пока не получится. А потом увидешь всё получится.-Говорила Зухра внушительно глядя в глаза Зульфии.
-Ты думаешь у меня сразу все получалось, нет конечно. А я все равно давай заниматься, заниматься пока лучше других не освою заданное. За то теперь отличница. Ты знаешь, как приятно, за то потом, когда у тебя будут другие спрашивать как решить такую-то задачу или как написать такое-то упражнение. Ты зато ни от кого не будешь зависима. Все к тебе будут обращаться, а не ты. Пообещай мне, что будешь вести себя хорошо и не будешь больше убегать отсюда, хоп (хоп-узб. Ладно)


       -Ладно,- пообещала Зульфия.


       -Зульфия, потерпи немного, придет время я заберу тебя отсюда, хопик. Мы все втроём будем вместе.




       Зухра без труда нашла лагерь детского дома.
       Теперь Зульфия должна была перейти в третий класс, после окончания учебного года отдыхала в детдомовском летнем лагере.


       Увидев свою старшую сестру, Зульфия вся засияла и побежала к ней на встречу,радостно обняла её. Волосы ее чуть подросли и зубы выросли, вместо опавших, и ростом вроде бы чуть вытянулась.


       -Ну, как закончила второй класс?


       -Если честно, нет… Меня оставили на второй год…- еле выдавила Зульфия.


       -Снова во втором классе будешь учиться?...- с досадой спросила Зухра. – Все будут второгодницей обзывать и дылдой?


       -А я им морду набью, я же старше их буду…


       -И когда ты… так школу-то закончишь…


       -Ну а здесь, как, теперь лучше?


       -Конечно, без "домаков", лучше, все одинаковые. Правда есть некоторые плохие. Несправедливость творят тут. Все вкусное забирают. Дежурить вместо себя заставляют. Не уберешься или полы не помоешь за них, отлупят.-С горечью в голосе говорила Зульфия.
- А когда ты заберешь меня отсюда?


       -Скоро, а может быть... теперь очень скоро - задумавшись ответила она.


       Сёстры долго вместе общались. Зухра рассказала Зульфие о житье бытье как у них в детском доме, Зульфия о своем. А потом прошли на прогулочную плошадку и катались там на качелях.


       Из рассказов самой Зульфии, ее подруг и воспитательницы, Зухра ещё больше убеждалась, что скорее Зульфию надо забирать отсюда, пока новый учебный год ещё не начался…


       А ведь Зульфия могла бы сейчас учиться вместе со своими сверстниками в 3-ем классе, если бы… у них была мама..., если бы они все вместе жили одной семьёй, если бы не папина новая жена…(если бы она была доброй по отношению к ним), ну если бы хотя бы они все три сестры учились в одном и том же детском доме…и много много… если бы …все эти мысли терзали душу Зухры.



Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте Сорахон
Прочитал "Зульфию"...!горло душит ком.
Особенно сцена встречи сестёр, а ещё их диалог"
тетя Дуся, хотела меня удочерить и стала бумаги готовить. Оказалось, что у меня есть папа, что он живой. Я маленькой помню, что он вроде был...
Затем помолчав и призадумавшись продолжила:

-Вот когда его вызвали и он пришол сюда, я хотела чтоб папа меня забрал, а он сказал, «потом, сейчас не могу». Когда он стал уходить, а я через забор и выследила, где он живет...и убежала.
-Ты была у них дома? - Зухра и сама удивилась сказанному (действительно они были уже ей чужими, поэтому "у папы", это значило "у них")
-Да, но папина жена, меня не пустила домой, оба раза выгнала, сказала, что отец на работе. Первый раз когда убежала, я стала ждать папу. Долго-предолго я ждала его, а его все нет и нет. Потом я попросилась в дом, говорю я проголодалась, а она «иди в свой детский дом, у меня нет еды для тебя» говорит. Я возвратилась в детский дом, на обед не успела, на полдник попала, поела и обратно туда. Стучу, а она мне, папина жёнушка, «уходи по добру и здорову, а то милиции расскажу». Я опять ждать. Уже ночь настала, а папы все нет. А там дерево такое есть огромное…-Зульфия развела руками.
-Огромное такое да, с дуплом? Прямо напротив ворот папиного дома, да ? - подхватила, перебивая внимательно слушавшая Зухра.
-Да с огромным дуплом внутри, вот я туда и залезла. Выглядываю, выглядываю, а папы нет, вот я и уснула там до утра.
-К-а-к ? Ты там не боялась одна ночью? А вдруг бы что, а..
-Да поначалу мне страшно было. Знаешь как в дупле было холодно ночью и ст-раа—шно, я аж ночью со страху во сне описалась, вся мокрая, замёрзла и проголодалась, еще раз уже совсем ночь была стучу, никто не выходит. И ты знаешь (?!) - глаза ее засияли, - меня собачка признала за свою! Если б не она, у меня бы сердце лопнуло со страху. Она выползла и всё время рядом со мной и пробыла.
-Маленькая, черненькая, да? Зийрак, да? - спросила подхватив Зухра.
-Да!
-Эту собачку ещё щенком ты вместе с Лайло приютила, не помнишь?
Поэтому тебя она и признала, ты ее еще кормила и все время с ней играла, когда была маленькой "там", "у них".
-Я не помню когда мы у них были раньше. Мы чо с ними жили что-ли?
-Это же наш дом…- воскликнула Зухра, затем словно вспомнив что-то неприятное, поникнув, добавила - ...был раньше… когда мы с нашей мамой, папой все - и Лайло, и ты тоже жили там…
Помолчав немного она продолжила:

- Мы, в первый раз, когда ходили анализы сдавать, с папой все: ты, я и Лайло, тебя папа на руках нес, ты слабенькая была и ходила еле-еле. Он устал тебя тащить, опустил на землю, чтоб немного передохнуть, а ты увидела черного щенка маленького такого и стала хныкать, просить дать его тебе. Ну папа, чтобы успокоить тебя поймал его и дал. А потом ты не хотела его отпускать, так всю дорогу мы его носили с собой. А дома мачеха не хотела его пускать во двор, ты опять плакать да хныкать. Папа тогда велел, чтоб щеночек жил с нами во вдоре. Мы его ещё "Зийрак"ом прозвали. Так он там значит и прижился. Хорошая собачка!

Испытания через которые пришлось пройти героиням,читать тяжело.Но написано просто и доступно,читается легко. Очень поучительно многим...
Я согласен с рец, ещё пока мне неизвестной,но обязательно зайду к ней на страничку потом, Таиси Ирс:

"До глубины души трогает читателя отношение между сестрами,особенно та любовь Зухры,заменившей Зульфии любовь материнскую"
.. я буду ждать продолжения, сегодня непременно загляну и прочту начальные главы.

С пожеланиями успехов,
Миссан.

Мисан   25.04.2008 12:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.