Не так давно

 
Евгений Пряничников 11 апреля 2008 в 14:37

в электричке "Севастополь - Симферополь" я увидел человека проповедовавшего идеи Л. Толстого. Говорил он очень убедительно и все его увлеченно слушали.
Но после того, как он им предложил взять маленькую брошюрку с идеями Л. Толстого, разумеется, бесплатно, они вдруг потупили глаза. Возможно им было стыдно за то, что вот так сразу они превратились в типичных обывателей, равнодушных ко всему, что не касается напрямую их жизни.
"блаженны нищие духом" - значит первый шаг, чтобы бытьблаженным состоит в том, чтобы стать нищим духом, а чтобы случайно не разбогатеть в этом смысле, нужно отгораживать себя от всего подозрительного, кто знает, что там скрыто в этих идеях... начитаешься ещё...
Или другой взгляд: достали, везде реклама! По ящику - реклама, на улице - реклама, в электричке - реклама! Мучают обывателя. Шел бы ты со своими идеями...
Но все же что-то смущало их, возможно они смутно осознавали, как свое невежество, так и ту правду, которую нес проповедник. Потому и потупили глаза.
Это вызвало легкую насмешку у проповедника.
"тех кому ничего не надо, можно только пожалеть".
И хотя к тому времени я уже был знаком с идеями Л. Толстого и не питал к ним особого уважения, я, единственный из всех в вагоне, взял эту брошюрку, именно благодаря насмешке проповедника. Она позволила мне увидеть в нем не просто слепое выражение идеи, а достойного человека.
Теперь я, к сожалению, не могу найти эту брошюрку. Но я помню, что в ней было написано и думаю об этом.
Вопрос простой - в чем сила идей Л. Толстого?
В принципе, знаю, в их бескомпромисности, в их предельной идеалистичности, глубокой религиозности - они решаю раз и навсегда одну из важнейших проблем человечества, проблему насилия.
Знаю и их слабость - их утопичность.
Но это надо еще доказать.
Мысли кое-какие уже есть. Но должно как-то начать доказываться само, я не занимаюсь насилием разума...


Рецензии