Дом - пароход

Беданушка любил свой деревенский дом. Он был похож на пароход. С двумя трубами, с мезонином наверху, который все называли "вышкой". С дверью посередине дома, которая никуда не вела. А самое главное – с трапом, по которому все поднимались на "пароход" и, когда надо, спускались обратно на "берег". Когда в июне семья Беданушки приезжала в деревеню, они открывали огромную дверь на поветь, выдвигали и устанавливали трап. В конце августа, когда они уезжали в город, трап обратно задвигался, на окна приколачивали ставни, закрывались ворота на поветь и на ворота вешали большой замок. Крыльца в доме не было, хотя и была нормальная дверь, которая как бы висела в воздухе. Как рассказывала бабушка, дом был не совсем достроен. Дедушка получил работу в городе, и они уехали, так и не построив крыльцо и не закончив отделку внутри. С тех пор дом так и стоял. Бабушка рассказывала, что на этом месте раньше стоял другой дом, в котором родился дедушка, и который был построен лет 100 назад. Дом тот поломали, но кое–какие материалы из него были использованы. Так дверь в сени была явно из другого времени так же как и половицы в сенях и чулане. И на двери, и на половицах просматривался рисунок из ярких красок. Наверное старый дом был очень красочный. А что было до него – бабушка не знала. Папа рассказывал, что там раньше жила Белоглазая Чудь. Кто такая Чудь Беданушка не знал, но представлял себе почему–то черных задумчивых людей с большими белыми глазами – короче чудаков. Честно говоря, насчет Белоглазой Чуди Беданушка не был уверен, как не был уверен и в существовании Птички Белогрудки, с которой папа все время разговаривал, когда они ложились спать в их городском доме. Птичка прилетала к форточке и выдавала папе удивительные вещи, а он пересказывал их Беданушке и Гальке. Только ни Беданушка, ни Галька никогда Птичку не видели.

В доме было пять комнат. У каждой комнаты было свое название или просто номер.

Кухня –это главная комната, в ней стояла большая русская печка, лавка вдоль стены, стол и шкаф для посуды. Когда было очень холодно Беданушка с Галькой спасались на печке. Печка топилась почти каждый день рано утром. В ней готовилась еда на весь день, пеклись шаньги и пироги, и она оставалась теплой весь день. Спереди на печке было большое черное отверстие, куда пихали чугуны и кринки с помощью ухвата. Бабушка рассказывала, что в некоторых глухих деревнях, куда дедушка ездил в командировки, люди мылись прямо в печках и даже ему дедушке предлагали один раз. Беданушка этого никогда не понимал. Конечно, Беданушка с удовольствием бы залез в печку проверить, но представить себя там с тазом и мочалкой он никак не мог. Даже если бы он умудрился вымыться в печке, как потом вылезать так, что бы не запачкаться с ног до головы в черной жирной саже? И куда же вода девается? А уж представить бабушку, карабкающуюся в печку, ну это просто невозможно! Бабушка сама этих печек не видела и ответить на Беданушкины вопросы не могла.

Вторая Комната – эта была столовая. Там ели, когда вся семья была в деревне или, если приходили гости. Чай всегда пили в этой комнате, наверное, потому что, там было место на столе для самовара. Самовар был большой и пузатый, вода в нем кипела, когда он стоял на столе. Все пили чай по многу чашек, потея и заедая шанешками и пирогами с морошкой. Бабушка всегда пила из блюдца с сахаром вприкуску.

Третья Комната – комната, где стоял шифонер, большой сундук, который играл музыку, когда его открываешь ключом. Висели старые фотографии дедушки а позже картина Беданушки, которую нарисовал дядя Федя - папин друг. Конечно, Беданушке было приятно, что кто–то нарисоавл его портрет настоящими масляными красками, но с другой стороны портрет ему не совсем нравился. Какой–то Беданушка был на нем толстый и сердитый. А с третьей стороны, у Гальки не было ни толстого, ни тонкого, ни сердитого, ни веселого портрета.

Последняя Комната – это спальня. Там стояли старые металлические кровати с матрасами и подушками, набитыми соломой. Каждый раз, когда семья приезжала в деревню, бабушка жала серпом свежую траву, сушила ее и набивала матрасы и подушки. Одеяла были самодельные, набитые ватой и сшитые из разноцветных кусочков материи.

Все четыре комнаты были расположены как бы по спирали. В каждой комнате была большая белая печка. Бабушка очень гордилась этими печками, постоянно подкрашивала их и начищала медные отдушины наверху.

Заднюшка – это любимая комната Беданушки и его папы. Расположена она как бы посередине дома, ближе к его заду – поэтому и название. Там тоже была русская печка, которую потом сломали. В углу стоял умывальник. Самое главное – в этой комнате были все рыбацкие снасти: крючки, леска, удочки, поплавки, катушки для спиннинга и многое другое. Беданушка с Галькой любили играть в этой комнате. Там были их игрушки. Была там и большая корзина с разными старинными вещами. Старые деньги величиной почти с тетрадный лист с бородатыми царями на них, и поновее мелкие, но с цифрами с большим количеством нулей. Беданушка и Галька играли в магазин этими деньгами. Были там еще старые журналы, иконы, папины записные книжки с рисунками рыб, местных озер, снастей, рыбацких узлов и других полезных вещей.

Поветь – Беданушка видел у соседей Олонцевых, что поветь предназначена для хранения сена и веников для скота, что б они не умерли с голоду зимой, но поскольку скота в их доме не было, огромные площади повети использовались для детских игр. Сюда приходили соседские дети. Здесь играли в разные игры, например, в пароходы. Устанавливали "пристани" по периметру, и два парохода курсировали по кругу, останавливались отдавая гудки у пристаней Ракула, Волочек, Сия, Челмохта, Хоробрица.


Рецензии
Очень точный образ вы выстроили. Детский мир-на одном дыхании-выдыхании, всё интересно,каждый уголок потревожен,исследован,запечатлен,серебристыми нитями вышит в детской памяти.Все эти знаки сначала благополучно забываются,уступая место новым событиям, более важным с т.зр. социальных задач, затем годы должны пройти, прежде чем поймёшь,что нет ничего важнее территории детства.
Жаль, у меня пока нет внуков.Почитала бы им обязательно вслух, прошептала бы ласковые словечки на ночь, чтобы спалось им сладко и вставалось утром легко.
Удивительно,моя бабушка тоже рассказывала мне,что в русской печке раньше мылись. Помню, занимал меня один- единственный вопрос:КАК? Раз сорок прокручивала в воображении сценарий вползания-выползания,с тазиком и без,да чтоб в саже не испачкаться.
Вы так хорошо и просто описали свой дом-пароход,что хочется подарить такой же своим будущим внукам.
Пожелание: перечитайте свои рассказы про Беданушку, возможно,не сразу, но почувствуете их слабые концовки. Как будто пружинка у заводной игрушки сломалась и не позволила ей дойти до победного финала. Рассказ " Кораблик",пожалуй,является исключением. Но о нём- отдельный разговор.

Любовь Куликова   04.07.2011 12:48     Заявить о нарушении
Спасибо за хорошую рецензию, Любовь, и конструктивную критику. Рад, что вам понравилось. "Жаль, у меня пока нет внуков.Почитала бы им обязательно вслух" - надеюсь, у вас появятся внуки, а то, что вы им хотите почитать эти рассказы - для меня это самая лучшая похвала.
Спасибо еще раз!

Василий Челмохотский   01.07.2011 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.