Ралли Семиречье

Ралли «Семиречье».

15-16 марта 2008 года в городе Капчагай, с главной площади стартовал первый этап Совместного Чемпионата Узбекистана и Казахстана по авторалли. И наши степи на два дня наполнились азартом, дикими скоростями и свистом перепускных клапанов турбированных многосотсильных агрегатов.
 
Организаторами соревнований выступили Центр Водительского Мастерства Арсенал и Комитет ралли ФАМС РК, были так же привлечены спонсоры.

К сожалению, никто из спортсменов Узбекистана на старт нашего этапа не приехал. С узбекской стороны были только судьи. Как не участвовала в гонках знаменитая команда Astana Motors. Гонки проходили в окрестностях Капчагая по разным видам покрытия – машины прошли и песок, и грунт, и гравий. Общая дистанция составила 356,75 км, из них на Спец участки пришлось 121,83 км.

По протоколу к участию были заявлены 23 экипажа, включая и «нулевые». «Нулевые» экипажи это машины, которые открывают трассу первыми. Обычно в этом качестве выступают новички, те, кто первый раз вышел на раллийную трассу. На ралли принимали участие две зачетные группы. Класс РК11 – 6 автомобилей (машины с объёмом 1600-2000 кубических сантиметров включительно, и с приводом на одну ось). И класс РК12 – 12 автомобилей (машины с объёмом 2000-4000 включительно, привод автомашин не ограничен). Но в основном в этом классе выступают полноприводные, от которых всегда ожидают ярких действий, и впечатляющих побед.

Вот и на этот раз в РК 12 были заявлены спортсмены на настоящих раллийных машинах. Фаворитов гонки было четверо – Антон Ли и Дмитрий Фелонец, Евгений Сапогов и нынешний Чемпион Казахстана – Олег Балюк. На ралли существует такое понятие, как «метла» - это автомобиль, проходящий после всех участников по трассе. После него едет лишь финишный автомобиль. «Метлой» на этом ралли был небезызвестный в автоспортивных кругах нашей Республики джипер Евгений Ревин, известный как «Борода», со своим бессменным штурманом Дановым Виталием. «Подметали» они на боевой разноцветной «Мурке» - TOYOTA Land Cruiser.
Погода за неделю до проведения соревнований выдалась очень теплая, весь снег растаял, и спортсменам предстала почти сухая «летняя» трасса. А в день старта вообще было + 18 градусов Цельсия и порой светило яркое солнышко.

За два дня до гонки прошла пресс-конференция для журналистов, на которой была представлена новая команда ArtMSport. Члены команды только что вернулись с прописки ралли и больше часа отвечали на вопросы журналистов.

Не секрет, что в Казахстане в ралли принимают участие спортсмены, выступающие на автокроссе. Команда ArtMSport является первой раллийной Казахстанской командой, которая уже проявила себя на ралли «Ермак 2008» - на первом этапе Чемпионата России. У команды обоснованные и весьма здоровые амбиции, направленные на победу, и большие планы, как по развитию собственной команды, так и всего автоспорта в Казахстане. Команда является частной и не имеет титульного спонсора. На данный момент в команде три машины – Mitsubishi Evо IX (пилот Антон Ли, штурман Ковалев Антон), SUBARU Impreza WRX STI (пилот Дмитрий Фелонец, штурман Александр Маслаков) и Ваз 2108 (пилот Глушаков Денис, штурман Ченцов Дмитрий).

По новым раллийным правилам участники получают стартовые номера согласно Листу приоритета ФАМС. Номер один Олег Балюк, номер два – прошлогодний победитель ралли «Чарын 2007» Андрей Бурмистенко на Toyota Celica GT-Four. Эти два пилота находятся в составе раллийной команды MT Rally. Большие ставки делались на «моноприводника» Дмитрия Плясова, а вся наша столица болела за своих 2 экипажа.

Первая «поломка» случилась еще на торжественном открытии ралли. Subaru Impreza WRX под номером 6 алматинского экипажа Рудковского Александра и Вдовиченко Алексея при съезде с подиума на площадь, зацепилась выхлопной трубой за неровный стык съезда. Сдвинуть машину получилось лишь при помощи зрителей и других спортсменов. Пилот так и «стартовал», задним ходом съехав с нежданной ловушки. В трех экипажах штурманами были девушки. Два экипажа представляли город Капчагай – под номером 11, на полноприводной Toyota Celica выступали Медведник Владислав и Давыденко Василий. И под номером 17 Возженников Николай И. и ВОЗЖЕННИКОВ Николай Н. на Honda Civic.

Первый СУ назывался «Парная гонка» и проходил на картодроме, недалеко от площади. Стартовали одновременно две машины, в разные стороны. Часть трассы – картинговая узкая извилистая дорожка, с лесопосадками между участками трассы, вторая часть – полукольцо, проложенное по пляжу.

СУ был очень зрелищным и собрал большое количество зрителей. Некоторые раллисты показывали поистине филигранное вождение, входя в управляемом заносе во все повороты и порой чудом уворачиваясь от деревьев. Было такое впечатление, что мы присутствуем на съемках фильма «Токийский дрифт». Завершал второй день соревнований такой же точно этап. Здесь хочется отметить просто фантастическую езду Дмитрия Филонца, прошедшего асфальтовый участок в диком ритме. Было такое впечатление, что Субара Дмитрия скользит по льду, под многочисленные овации зрителей. Ни один другой участник даже близко не показал такой техники вождения. Наши алматинские дрифтеры могли бы позавидовать. Звук перепускного клапана Субару подпевал в такт раскрученному движку. Как и следовало ожидать, Дмитрий выиграл парную гонку.

Первый Су принес первые поломки, и в ремонтном секторе вовсю кипела работа. До старта второго СУ, который назывался «Пески», оставалось не так уж и много времени. Сразу выявились лидеры ралли - Дмитрий Филонец, Евгений Сапогов и Олег Балюк – это класс РК 12. В моноприводе отлично себя показали Дмитрий Плясов, Николай Возженников и Сергей Михеев.

После города раллисты вырвались на свободу, и попали в свою стихию диких скоростей, пыли и чтения стенограмм. На некоторых участках машины совершали эффектные прыжки, отрываясь всеми четырьмя колесами. Трасса была скоростная, но короткая, и уже через пол часа пилотов ждал третий СУ – «Заречный». Старты давались точно минута в минуту, как и было заявлено в Регламенте гонки. Судьи, организаторы, безопасность и перекрытие работали, как часы. СУ 4 – «Бугристый» - это те же «Пески», но в обратную сторону. И опять прыжки с многометровыми шлейфами пыли из-под колес, казалось, что на буграх не тормозит ни кто, даже «нули» шли в боевом режиме.

СУ 5 – «Капчагай» имел одну водную преграду, экипажам нужно было выбрать лучшую и грамотную траекторию, чтобы не перевернуть машину на расщелинах и буграх. СУ 6 – скоростная «Степь», и затем машины опять возвратились на трассу «Карчагая», но проехали ее в обратном направлении, опять прыгая, входя в непростые повороты и поднимая тучи пыли, которые видны были за несколько километров. Это был завершающий СУ первого дня. Уставшие спортсмены отправились в лагерь. Первые поломки, штрафы, протесты и первые официальные итоги. Лидировал после первых семи СУ Евгений Сапогов, на втором месте оказался Олег Балюк, третим стал Дмитрий Фелонец. В классе Р11 лидировал Дмитрий Плясов.
Ночью прошел дождь, прибивший пыль. Старт первого СУ второго дня был назначен на 8-30 утра.

Самый длинный участок воскресенья – СУ 13 «Мойынкум» был длинной в 37 километров и на укатанном грунте машины развивали скорости до 200 км в час. На этом участке произошла самая крупная авария всей двухдневной гонки. Она произошла в первый день, и СУ-6 носил название «Степь». Антон Ли, пилот Mitsubishi Evо, допустил небольшую ошибку пилотирования. «Заряженная» Эва несколько раз перевернулась через передний бампер, и улетела с трассы на пригорок. Качественный каркас безопасности, четырехточечные ремни и спортивные сиденья «Рекаро» спасли пилота и штурмана от серьезных травм. Многие зрители говорили, что экипаж спасла судьба, но опытные спортсмены добавляли – «Их спасло приложение J регламента FIA». Насколько нам стало известно Антон Ли и его опытные механики надеются восстановить машину даже не меняя кузова. После гонки мнения насчет ошибки пилота были разные, как и мнения насчет ошибки штурмана, и мнения насчет того, что никто ни в чем не виноват – виновата ямка на трассе. Еще пару машин в ней клюнули «носом», но скорости были значительно меньше, а Антон Ли, как любят повторять сами гонщики, ехал «на все деньги». Сам экипаж говорит, что это была проверка возможностей машины.

Кто следит за автоспортивной жизнью нашей республики, должен помнить ралли «Чарын 2007». Антон Ли тогда выступал как новичок и был «нулем». На второй день на старте спецучастка на его Митсубиши «напал» вертолет, с пьяным пилотом за рулем, который повредил крышу автомобиля и ребята лишь чудом избежали серьезных травм. На этой гонке, на первом СУ в машине произошла небольшая поломка и выбило предохранители. Предохранитель поменяли прямо на трассе и экипаж смог выехать на следующий СУ, но со штрафом.

Все те же «Мойынкумы» должны были решить судьбу ралли, Евгений Сапогов опередил лидирующего до этого этапа Дмитрия Фелонца на 16 секунд, это достаточно большой отрыв.
 На «Мойынкумах» произошло еще одно событие – экипаж Олега Балюка финишировал без левого заднего колеса, без тормозов, с пробитым бензобаком. После отмашки флага машина тормозила еще метров двести, распространяя шлейф «аромата» бензина, искры летели из-под тормозного диска, на котором катилась «трехногая» машина, скрежет запчастей был слышен на много метров. После всего это Олег сумел стартовать на последнем СУ 14- «Парная гонка». Правда, стартом все и закончилось…

Евгений Сапогов после двух дней напряженной борьбы оказался впервые на высшей ступеньке пьедестала, вместе со своим штурманом Сергеем Ильиным. Вторым был экипаж Дмитрия Фелонца, третье место занял экипаж Александра Валитова и Сергея Рублева.
В классе Р11 красиво завершили гонку Дмитрий Плясов и Юлия Орлова и поднялись на первую ступеньку пьедестала почета, вторым стал семейный капчагайский экипаж Возженниковых, бронза досталась Сергею Михееву и его штурману В. Белову.


Рецензии