Диалоги об искусстве...

Творцы об искусстве, науке, религии и мистике...



В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах. Рост задерживается, чтобы потом "хлынуть". Таков закон всей органической жизни на земле — и жизни человека и человечества. Волевые напоры. Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм.

А. Блок. Дневник, 31 марта, 1919.




Если говорить о форме, то прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если о чувстве — искусство актера.

О. Уайльд




Мистика — богема души, религия — стояние на страже... Истинное искусство в своих стремлениях не совпадает с религией. Оно позитивно или мистично (то и другое однородно). Искусство имеет свой устав, оно — монастырь исторического уклада, т.е. такой монастырь, который не дает места религии. Религия есть то (о том), что будет, мистика — что было и есть... Крайний вывод религии — полнота, мистики — косность и пустота. Из мистики вытекают истерия, разврат, эстетизм. Но религия может освятить и мистику... Краеугольный камень религии — Бог, мистики — тайна: крайний мистик может стать машиной тайновидения, крайний позитивист — машиной понятовидения (профессор). Оба они одинаковы...
Мистики... любят скарб; они — переплетчики, библиотекари, книголюбы, антикварии. Мистика требует экстаза. Экстаз есть уединение. Экстаз не религиозен. Мистики любят быть поэтами, художниками. Религиозные люди не любят, они разделяют себя и свое ремесло (искусство).
Мистики очень требовательны. Религиозные люди — скромны.
Мистики — себялюбивы. Религиозные люди — самолюбивы.

А. Блок. Дневник, 18 янв. 1906.





Вся Россия наш монастырь!

Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями, 1847.






Слабая душа, вечно противящаяся "здравому смыслу" (во имя нездорового смысла), потеряет и то, что она имела. (Лучше ничего не иметь, чем иметь хлыстик вместо бича.)

А. Блок. Дневник, 18 янв. 1906.



Каждый художник, я думаю, должен быть публицистом в душе.

Н.К. Михайловский, 1888.




Не обоготворять народ надо, а просто работать над ним, вытаскивать его (прежде всего, конечно, вытащив себя самого) из всероссийского трупного болота.

Г.А. Баронов. Обожествление народа в "Исповеди" М. Горького, 1908.




Если меня спросят, "что я делал во время великой войны", я смогу, однако, ответить, что я делал дело: редактировал Ап. Григорьева, ставил "Розу и Крест" и писал "Возмездие".

А.Блок. Дневник, 5 мая 1917 г.




Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним — открытая дверь. Здесь этика становится эстетикой, расширяясь до области последней. Здесь индивидуализм в своем высшем напряжении творит общественность. Здесь Бог становится Богом Живым, потому что человек почувствовал себя достойным такого Бога.

Н. Гумилев. Наследие символизма и акмеизм, 1913.



Не Бог в ответе за человека, а сам человек в ответе за Бога.

Н. Бердяев.





Мгновение принадлежит мне!

В.Я. Брюсов, 1904.



Все, что было, вечно есть.

В.И. Иванов. Из письма Брюсову, 1905.


Что наша жизнь? Игра…

(Выражение, приписываемое многим авторам)



Все игра, усмешка на все, сомнения во всем — последняя мудрость мещанства.

Д.С. Мережковский. "Цветы мещанства", 1908.


В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.

О. Уайльд





Искусство — ровня жизни.

В. Набоков. Дар, 1939.




Наука — это летопись умерших религий.

Время — потеря денег.

Честолюбие — последнее прибежище неудачи.

На экзаменах глупцы предлагают вопросы, на которые мудрецы не могут найти ответ.

Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается.

Всякое искусство совершенно бесполезно.


О.Уайльд




К вечной заботе художника о форме и содержании присоединяется новая забота о долге, о должном и не должном в искусстве...
Польза и красота совпадали в народном творчестве..., одна из ранних форм этого творчества — рабочая песня — была неразрывно, ритмически связана с производимой работой. Так, связующим звеном между искусством и работой был ритм. В чем же этот путеводительный ритм нашей жизни?.. Ритм нашей жизни — долг... Только этим путем идет истинный художник. На нем испытывается его подлинность, так же как опытность капитана испытывается в самых опасных проливах... Долг — единственное проявление ритма души человеческой в наши безрадостные и трудовые дни, — и только этим различаются подлинное и поддельное, вечное и невечное, святое и кощунственное.

А. Блок. Три вопроса, 1908.









Пусть даже все под разными предлогами отказываются пропечатывать мои идеи. Это доказательство, что идеи — живые. Живое всегда враждебно умирающему.

А. Блок. Дневник, 11 декабря 1908.








Литература наша есть наука, недоступная неспециалистам. Есть литераторы, популяризаторы и прочь., и есть писатели. Часть держится еще традицией прошлого, но это — сидение между двумя стульями, которое должно рано или поздно кончиться.
Если хотите "почитать новенького", — возьмите то, чего мы не называем уже русской литературой. Если хотите учиться, — идите к нам, мы кой кого из вас, пожалуй, примем в ученики, при условии скромности и послушания.

А. Блок. Дневник, 10 августа 1909.



Читать надо не слишком много и, главное, творчески. Когда дело идет о "чтении для работы" (т.е. попадается много добросовестного и бездарного), то надо напрягать силы, чтобы вырвать у беззубого автора членораздельное слово, которое найдется у всякого, от избытка ли его куриных чувств, или от того, что сам матерьял его говорит за себя. Ко всякому автору нужно относиться внимательно — и тогда можно выудить жемчужину из моря его слов. Недостаток же современной талантливости, как много раз говорилось, короткость, отсутствие longue haleine (долгого дыхания); полусознал, полупочувствовал, пробарабанил — и с плеч долой. При этом надо читать "для работы" с мыслью и планом, ранее готовым, и все время проверять себя — не рушатся ли планы под тяжестью накапливаемых фактов и обобщений. Если нет — хвала им, и пусть воплощаются и принимают каменные формы.


А. Блок. Дневник, 20 окт., 1911.


Рецензии