Уступая дорогу

(написано в соавторстве с Vlad N.Titov)

1.

- Ключи верни! – взгляд Светки не предвещал ничего хорошего. – И слезь с моего стола, алкаш. Когда только очухаться успел!
- Ка… кие ключи? Светик, ты с утра мыла наелась, что ли?
Молчание в ответ прозвучало более чем красноречиво. Максим сполз с краешка секретарского стола, положил обратно в карман дежурную шоколадку и направился к двери.
- Ну и оставь их себе, я сегодня же замки сменю. Свинья! – донеслось ему вслед.
Сегодня Максим никак хотел вникать в причины поиска Светкиных ключей в его карманах. До встречи с боссом по поводу его назначения вторым замом оставалось еще полтора часа, поэтому сам Бог велел заглянуть в «Увал» на чашку кофе. И пока, к сожалению, без коньячку. В двух шагах от входа телефон в третий раз за утро высветил все тот же незнакомый номер. «Может, после кофе? Ладно, вознаградим упорство» - решил Макс и снял трубку.
- Слушаю. Я… Кому четырнадцать?… Кто это?…
Рев из трубки, наверняка, услышала даже официантка:
- Ты из клетки на суде будешь невинные глазки строить! Понял, козел? Когда тебе судья впаяет столько же лет, сколько ей! Короче, готовь полтинник ойро, к вечеру скажу куда привезти.
«Еще один идиот, - Максим решил не продолжать беседу, - Претензии сегодняшнего утра начинают катастрофически увеличиваться в размерах. Нужно попросить безопасников пробить номер, мало ли что»…

Зайдя в директорский кабинет, он опустился в гостевое кресло. Минут пять шеф изображал занятость, разглядывая содержимое красной лайковой папки «На подпись». Выдержав подобающую своему статусу паузу, он секунд тридцать оказывал Максиму честь быть продвинутым по службе. Еще двадцать надеялся на плодотворное сотрудничество, и, извинившись в последних десяти за нехватку времени поболтать со столь ценным сотрудником, предельно кратко выразил основную мысль:
- Иди, работай.
Однако Макс решил, что работать в такой день будет преступно, кощунственно и просто недостойно руководителя такого ранга. А потенциально потяжелевший примерно в два раза бумажник, соблазнял вызвонить Андрюху на небольшой, но емкий сабантуй по случаю. Взяв в руки трубку, он обнаружил, что феноменальный нюх на потенциальные праздники не изменил его другу. Один из пропущенных звонков был именно от него. Второй заставил поморщиться и свернуть в дверь отдела службы безопасности.

- А не выпить ли нам, дорогой друг, энное количество алкоголя ценных сортов?… Нууу… В «Барсуке», например? Нет, я без ансамбля. С кем? Что за рыжая? Вчера? Ну, вы меня уже утомили непопаданиями в объективную реальность и исторический материализм. В общем, через полчаса. Да заплачу я тебе за тачку, езжай уже.

- Что, совсем ничего не помнишь? – издевался Андрюха. - Хех, клоун. Приперся сюда вчера с какой-то школьницей, глаза как у обожравшегося сметаны кота, хвост распушил как павлин перед ней, пальцы топырил так, что потолок поцарапал… Взял водки, потом коньячку… а потом мы со Светкой тебя на горбу до ее дома тащили…
Отвлек звонок шефа:
- Дополняя вышесказанное, Максим Анатольевич, я не вижу возможности больше продолжать наше сотрудничество. И вообще, сучонок, если подойдешь к офису ближе, чем на два квартала…
Гудки.
- А что празднуем-то? – насторожился Андрюха.
- Теперь и не знаю. Похоже, что ничего… - пожал плечами Макс, - Слушай, а ты с моим шефом не знаком? А то я что-то знакомую мелодию слышу уже от четвертого человека, а въехать в нее никак не могу. Что за маневры вы затеяли?

2.

Разговор с мамой явно не клеился. Еще пару дней назад Ане казалось, что в ее непростых семейных отношениях наступило долгожданное просветление. Но, увы, голос матери уже готов сорваться на визг. «Бог мой, как же я все это ненавижу!» - с надрывом подумала Аня, но вслух заговорила очень спокойно:
- Я не понимаю, что не так на этот раз?
- Мне стыдно соседям в глаза смотреть! Ты ведешь себя как последняя проститутка! Что это за старый козел привез тебя сегодня вечером? И почему он провел у тебя полтора часа?
- О чем ты? Я только что зашла. Можно кратко и по-русски?
Все же не выдержав ответного потока эпитетов и метафор, она прервала разговор кнопкой отбоя. «Пусть она для начала успокоится, а я слишком устала, чтобы разбираться в ее заблуждениях, - бормоча себе под нос, Аня двинулась в спальню, - Спать! И гори оно все гаром! Нет меня! Это не я! Это кто-то другой»!

Охранник на входе в офис попросил пропуск. Впервые за два года. Но удивилась Аня лишь когда зашла в кабинет. Ее стол был девственно чист. Ни компьютера, ни бумаг, ни коллекции статуэток из разных стран.
- Ань, тебя просили зайти в отдел кадров, забрать трудовую. А потом в кассу, за расчетом, - Сергей говорил, не отрывая взгляд от монитора.
- Меня что уволили?
Он все же поднял взгляд. Удивленный.
- Вчера. Ты же не думала, что это шутка?…
Уже в десять она вышла на улицу с тремя окладами в кармане, записью об увольнении по неизвестной пока статье и твердой уверенностью, что это чудовищная ошибка. Весь вчерашний день она провела у поставщика, выбивая цены. За успехи не увольняют! Но никто не пожелал дать ей никаких объяснений - приказ, подпись директора, ознакомлена… Пошла вон!

- Настя, - подруга ответила на втором гудке, - Привет!
- Ты уже вернулась?!! Ну, как Красное море? Надеюсь, ты переспала с каким-нибудь очаровательным дайвером?
- Извини, я перезвоню, - задыхаясь от нереальности происходящего, Аня спешно повесила трубку.

- Анюта! Проказница! – довольно потрепанный мужчина средних лет схватил меня ее руку и потянул к машине. – Зачем же ты убежала?…
Она оглянулась в поисках помощи, но обеденный бульвар был пустынен. Лишь вдалеке маячили мамаши с колясками, но на роль спасителей они точно не годились.
- Сейчас мы поедем ко мне и во всем разберемся. Только не убегай больше, хорошо? Я не хочу тебя терять… Моя девочка.. Только моя!
Хозяйским движением он потрепал ее затылку. Открыл дверь Мерседеса, приглашая сесть. И тогда она побежала. Быстро. Так быстро, как не бегала, наверное, со времен школы.

3.

На вывеске кафе был нарисован довольный жизнью барсук с кружкой пива в лапах. Название соответствовало изображению, только вот написанное по слогам «Бар–сук» заставило улыбнуться неоднозначности прочтения.
Аня села у стойки и попросила яблочного сока со льдом.
- А обещали, что будете работать над договором… – раздалось за спиной. – Зря что – ли мы с вами вчера целый день торговались?…
Говоривший мужчина понравился ей с первого взгляда, и казался смутно знакомым, но не настолько, чтобы вспомнить, как его зовут.
- Максим Анатольевич, - он разрешил это затруднение, - Начальник отдела поставок «Дизайн-маркета». Вчера вы с нашим Александром чуть ли не до полуночи сидели, а я заглядывал иногда.
- Да-да, припоминаю. Вы аккуратно контролировали переговорный процесс.
Аня вздохнула с облегчением. Все же есть в этом мире хоть один человек, реальность которого не вступала в противоречие с ее памятью. Она немного удивилась, когда мужчина тоже вздохнул, и тоже с явным облегчением.
- Меня уволили, - неожиданно для себя произнесла Аня, - Сегодня.
- По странному стечению обстоятельств, и меня …- улыбнулся ее собеседник. Минут тридцать назад.
- А вас-то за что?
- Понятия не имею! Сегодня с утра вообще творится какая-то чертовщина. И, вы не представляете, как я рад, что я вам знаком. А самое главное – помните тоже самое, что и я сам.
- Аналогично, - пробормотала Аня в ответ.

Они быстренько перешли на «ты» - соблюдать служебные формальности уже не было никакой необходимости. Не смотря на отнюдь невеселые события, Максим постоянно улыбался и шутил. После второго или третьего виски Аня тоже немного расслабилась.
- Интересно, куда это запропастился мой дружок? – Максим обернулся и посмотрел за свой столик.
- Ты это про кого?
- Я с другом был… - улыбка слетела с его губ. – Разве ты его не видела?
- Нет. Когда я заходила, ты сидел один и смотрел в окно.
- Точно?
Аня кивнула.
- Ну и ладно, - Максим вернул своему лицу довольное выражение, - Главное, что я сам жив, здоров и не кашляю.
Но он все же достал из кармана телефон и набрал номер, который знал наизусть. «Пожалуйста, проверьте номер, который Вы набрали… Please, check the number»… Взгляд вниз. Буквы имени на дисплее. Отбой. Бесполезно. Андрюха тоже канул в небытие.

- И что ты планируешь теперь делать? – интерес Максима не был праздным.
Теперь, когда они обменялись историями, все происходящее уже никак не вписывалось в теорию заговора. Здесь явно имело место вторжение сил, не поддающихся рациональному объяснению. И самым паршивым было то, что не оставалось никакого выхода, кроме как признать, что все по настоящему. Их обоих уволили. Его прессуют за совращение несовершеннолетней. Она тоже уходит от преследования, и тоже на сексуальной почве. Путем «следственного» эксперимента, они быстро выяснили, что их сотовые стали совершенно бесполезны, категорически отказываясь опознавать и вызывать любые номера. Чья-то могущественная рука просто вычеркивала их обоих из этой реальности.
- Знаешь, - неожиданно спокойно начала Аня, - Планирую пойти домой и выспаться. И тебе рекомендую. Все самое плохое с нами уже случилось…
- Думаешь? – перебил ее Максим.
- Надеюсь. Если ждать еще какой-нибудь гадости, то можно свихнуться.
- Я провожу?
Они уже давно петляли по улицам.
- Да мы пришли практически, - Аня махнула рукой, - Вот мой дом, нужно только за угол завернуть.

Максим увидел первым! Просто он шел немного впереди… Незнакомый двор, повышенное внимание, и его взгляд наткнулся на поразительно знакомую девушку - она ждала, пока таксист вытащит из багажника ее чемодан. Схватив Аню за руку, он быстро затащил ее в соседний подъезд.
- Там – ты, - объяснил он, - Ну, в смысле другая ты.
Он приоткрыл дверь и снова выглянул наружу. Аня номер два, улыбаясь, разговаривала с какой-то женщиной. На ее чемодане висела багажная бирка. Максим прищурился, - «Hurgada». Аня дернула его за руку.
- Дай посмотреть!
- Нельзя!
- Это почему?…
- Не знаю. Читал где-то, что если встретишь самого себя, то можно сойти с ума. Или там нарушить что-то в измерениях.
- Хуже не будет, - Аня решительно отодвинула его в сторону.
Она долго не отрывала взгляд от загоревшей, помолодевшей и, судя по всему счастливой, самой себя.
- Домой – не получится, - констатировала она, когда за Аней номер два закрылась дверь, - Там уже есть хозяйка.
Как ни пыталась она сдерживаться, как ни хотела выглядеть уверенной и спокойной, но последний эпизод выпустил слезы наружу. Беззвучные, и от этого особенно болезненные. Максим молча обнял ее за плечи, и не отпускал, пока Аня не перестала вздрагивать.
- Поедем ко мне.
- Хочешь увидеть себя со стороны? – она попыталась съехидничать, но вышло жалко.
- А кто сказал, что сценарий обязательно должен повториться?
- Ладно, давай рискнем…

Как заправский агент 007, Максим решил не лезть на рожон. Он попросил таксиста притормозить на параллельной улице, с которой отлично просматривался весь двор. Несколько минут ничего не происходило, и когда он уже собирался выдохнуть «все в порядке», из подъезда вышли двое. Внешний вид не оставлял сомнений в роде их деятельности. Почти лысые черепа, тяжелые куртки, не смотря на теплую погоду, машина с тонированными стеклами, в которую они запрыгнули, но не тронулись с места.
- В центр, - скомандовал Максим, - и, откинувшись на сиденье, закрыл глаза.

Ночь застала их на балконе небольшой гостиницы.
- И все-таки, что же нам теперь делать? – спросил он без особой надежды на внятный ответ. Просто нужно было издавать хоть какие-нибудь звуки, чтобы не было так страшно и так безысходно.
- Сейчас мы с тобой как беспомощные котята перед огромным паровозом. Или мы сойдем с рельсов, или эта махина нас раздавит.
- То есть ты предлагаешь сдаться?!
- Ничего я не предлагаю, - выдохнула Аня, - Но как с этим бороться я не представляю.
- Занять свое место! – Максим вскочил и стал ходить, размахивая руками. – В конце концов, они вломились в наши с тобой жизни!
- А может наоборот?… Может мы с тобой очутились в чужих?… Говорят, что линейность времени – лишь иллюзия, и что реальность имеет много пластов и вариантов. Похоже, что мы с тобой постигаем эту науку на практике. И знаешь, я почему-то не хочу бороться сама с собой. Мне кажется, что это не правильно. Та, другая я, просто светилась счастьем. Я ей просто позавидовала. Может быть, и для меня здешней есть место и время, где я буду так же счастлива. И для тебя – тоже…
- Ты забыла про ту, которую уволили!
- А ты про «свои» приключения не забыл?… Получается, что нас много сейчас здесь…Я, которую уволили, ты – который натворил что-то серьезное, я – с престарелым любовником… Может быть, и есть еще один ты. И еще одна какая-то я. И вообще нас может быть очень много… Что-то случилось, какой-то катаклизм… Все перевернулось и перемешалось. Не ты ли бормотал что-то про измерения?…
- И что же ты все-таки будешь делать? – Максиму хотелось именно «делать», но тоже не представлял, что именно.
- Пить, а потом спать, - Аня протянула свой стакан. – И тебе предлагаю присоединиться.
Мини-бар быстро пустел, и Максим старался не думать о том, что кредитка, уже тоже, возможно, пуста. Если бы он мог, то вообще бы сейчас ни о чем не думал. Разве что о сидевшей рядом девушке, которая ему явно нравилась, и о том, что ее присутствие заставляло чаще биться сердце.

4.

В начале десятого Максим вышел из номера. Вчерашние посиделки в хаотичной компании виски, вина, коньяка отзывались набатом в распухшей голове. Администратор, с некоторым сочувствием в голосе, сообщила, что бар откроется лишь в полдень, и порекомендовала магазин через дорогу.
Максим решил, что пару кварталов пешком он вполне осилит. Его машина стояла где-то на офисной стоянке, и он с легкой тоской подумал, что с удовольствием сел бы за руль и поехал бы… Куда-нибудь далеко – далеко… Туда, где он никого не знает и он никому не знаком.
Загорелся зеленый, и он шагнул на дорогу. На третьей полосе он заметил серебристую Тойоту, потом глянул на номер и замер, вглядываясь в лицо водителя. Потом сорвался, подбежал к водительскому окну и принялся стучать.
- Открой! Давай поговорим! – кричал он самому себе. Но второй Максим делал вид, что ничего не происходит, напряженно барабаня пальцами по рулю.
- Это моя жизнь! Слышишь? Моя!!! Какого хрена!…
Стекло немного опустилось и другой Максим раздраженно, сквозь зубы, произнес:
- Уступи дорогу, придурок!
Машина дернула с места, и Максим ударил ладонью по крышке багажника.
- Ну, подожди же!!!
Он побежал следом, все еще что-то крича. Со всех сторон ему сигналили, раздавались нервные окрики. Он сделал пару шагов в сторону, и последнее, что он увидел, были испуганные глаза водителя троллейбуса, который просто не успевал затормозить.

В двенадцать Аню разбудила горничная. Бесцеремонно открыв дверь своими ключами, она презрительно сообщила, что наступил расчетный час.
- Ваш спутник ушел. Три часа назад, - ничего не выражающим тоном сообщила администратор.
- Спасибо. Я знаю, - ответила Аня, пряча глаза. Она не успела принять душ, лишь слегка пригладила волосы, и сейчас сгорала от стыда. Во-первых, из-за своего потрепанного внешнего вида, и, во-вторых, от осознания того, что думают все эти люди о ней и о причинах ее остановки здесь всего на одну ночь.
Покопавшись в сумке, она нашла свой пропуск в фитнесс-клуб и улыбнулась своей находчивости. Там есть душ, фен, и полотенца там выдают... Она подняла руку, вторая же машина оказалась такси. «Жаль, что он сбежал. Едва ли не впервые мне кто-то смог так сильно понравится, - подумала Аня, - И вдвоем мы бы точно что-нибудь придумали! Может быть, мы и встретились вовсе не случайно»…

На приличном расстоянии от собственного подъезда Аня вела наблюдение уже насколько часов. Наконец, произошло то, чего она так долго ждала: Аня номер два в джинсах и кроссовках, с рюкзаком на плече вышла из подъезда. В магазин. Аня знала это наверняка, также она знала, что тридцать минут – это все что у нее есть. Максимум. Влетев в собственную квартиру, она начала быстро переодеваться. Потом побросала в сумку самое необходимое, пожалела, что ее любимая обувь перекочевала к новой хозяйке, и мысленно обругав себя идиоткой, полезла в ящик под телевизором за деньгами и документами.
- Прости, дорогая, - обратилась она вслух к другой Ане, - Оставляю тебя без средств к существованию. Но взамен уступаю не самую плохую жизнь. Так что, будем считать, что мы квиты.

Вокзал встретил вполне обычным гудением толпы и запахом поездов.
- Ближайший поезд дальнего следования? – спросила Аня.
Девушка в окне кассы оторвала от монитора изумленный взгляд.
- Пражский…
- А в какую сторону он идет?
- В Чехию.
- Тогда один купе до Праги, пожалуйста, - сказала Аня, протягивая паспорт.
Совпадение или нет, но у нее в паспорте красовался Шенген трехдневной давности. В конце - концов, случайности иногда могут быть и хорошими.
Она проспала почти сутки, отрываясь от подушки лишь на границе и чтобы сказать проводнице, что чай она будет попозже. Аня понятия не имела, почему она согласилась на Прагу, и по мере того, как тормозил поезд, она волновалась все больше.

Шагнув на перрон, она растеряно осмотрелась. Куда идти? Что делать?… Как вдруг кто-то обнял ее сзади и приятно-знакомый голос зашептал в ухо:
- Наконец-то я тебя дождался…
Максим улыбался в своей неподражаемой ироничной манере.
- И это все твои вещи? – он показал на более чем скромную Анину сумку, - Ну и правильно! Новую жизнь нужно начинать с чистого листа. Пошли! Господи, как же я рад, что ты все-таки решилась!…
- Это решение было неожиданным даже для меня…
- Два года самолетов, поездов, писем и уговоров. Хороша неожиданность!
- Ну, - Аня развела руками и улыбнулась, - Все хорошо, что хорошо кончается.
- Начинается! Все только начинается, - Максим махнул рукой в строну города и двинулся вперед.
- И теперь я буду паровозом, который никому не уступает дорогу, - пробормотала Аня.
- Не понял, - обернулся Максим.
- Все хорошо, Макс! Это я так… С тенями разговариваю…

март 2008 г.


Рецензии