Фотография 1945 года

       Среди папиных бумаг случайно нашёл старую фотографию молодого гвардии капитана... лицо показалось знакомым... На обороте полустёртая надпись: В.Амитин. 1945.
Чуть напрягся и сразу вспомнил: это Виктор Амитин. Муж тёти Риты – очень близкой подруги моей матери. Рита и моя мать дружили всю жизнь с детства, поскольку с довоенных времён жили в одной коммунальной квартире на Малой Никитской...
       Рита в семнадцать лет вышла замуж за своего одноклассника Виктора Амитина. А тут и война… Виктор с первых дней на фронте, у Риты грудной ребёнок – одним словом почти обычная ситуация сорок первого года… В конце сорок второго из Сталинграда пришла похоронка: «Ваш муж Виктор Амитин пал смертью храбрых… и т.д. .. похоронен в братской могиле… и т.д…»
       С Ритой сердечный приступ…. потом больница (а какая тогда больница?) Тем временем ребёнок простудился и умер от воспаления лёгких… Получается, та же пуля или осколок, что попали в Виктора, убили его ребёнка…
       Полгода спустя на Малую Никитскую приходит письмо от Виктора: «…был тяжело ранен, валялся в разных госпиталях, посылал письма, но ответа не получал… Где вы, как вы? А я опять воюю, конца-края не видать..» У тёти Риты очередной приступ… еле выходили…

       Как потом рассказал моим родителям сам Виктор – его с кучей убитых сволокли к месту захоронения… даже смертный жетон с него содрали и в штаб отдали, (что для того момента удивительно, ведь тысячами хоронили не опознав…)

       В последний момент, когда Виктора за ноги волокли к яме, он очнулся и застонал… Потом госпиталь, другой, третий… потом опять фронт.

       После войны Виктор вернулся домой гвардии капитаном. Успели с тётей Ритой произвести дочь – Лену.
Виктор даже успел поступить в академию.
Я тогда ещё в школу не ходил, но представьте: помню его! Я помню его блестящий парадный мундир (вот у папы моего никогда не было парадной формы…)
       А ещё у дяди Вити была настоящая шашка! Офицерам-артиллеристам тогда к парадной форме полагалась шашка!

Очень скоро Виктор Амитин заболел и умер.
 
       Бывая на разных кладбищах, я часто обращаю внимание, как много там лежит молодых ещё мужчин (фото в военной форме, в орденах), умерших в 1946-50 годах…
 Война продолжала убивать их и потом…
       Вот какие картинки прошлого и мысли способна всколыхнуть старая фотография...

P.S.
А, как видно по фотографии, на груди у фронтовика всего одна медаль "За оборону Сталинграда", и единственный орден "Красная Звезда". И две нашивки за тяжёлые ранения...


Рецензии
Добавлю немного к истории. Мой отец вышел из госпиталя после второго ранения в марте 1945 года в Восточной Пруссии. Принял роту и в составе 2-го Белорусского форсировал Одер на правом фданге общего наступления 22 апреля. Роту перемесило на плацдарме в грязь. Его эвакуировали с тяжелым ранением. Медсанбат. Санитарный поезд, а в Польше его вместе с другими мертвяками выгрузили на насыпь. Пакет с документами за аоротник. И кто-то из похоронной команды признал в нем живого. Погрузили в следующий поезд, а там эвакогоспиталь 5004 в Москве, где медсестра моя будущая мать. Пробыл там полтора года. И хотя давали ему врачи немного лет жизни прожил, практически, без одного легкого еще 61 год.

Владимир Островитянин   09.06.2015 21:53     Заявить о нарушении
Господи, сколько несчастий, испытаний выпало на долю народа...

Виктор Свиридов   09.06.2015 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.