рассказ О, Прометей!..

       Александр Скуридин
       О, Прометей!..
       рассказ

       Рано утром, когда ушла на покой Эос, и Гелиос выказал Свой зрак, Прометей заметил длинную вереницу людей, медленно взбирающихся в горы. Впереди - дозорный пеший отряд, за ним конники, ведущие лошадей под уздцы.
       Люди... Сердце Прометея радостно екнуло: "Освобождение!.."

       Как и все боги, мученик обладал даром предвидения. Сейчас наступит торжество его, непокорного титана, миг, которого он ждал миллион долгих лет.

       Постоянный спутник - мучитель орел, безмятежно парящий над ущельем, вдруг почуял опасность. Он резво взмахнул крыльями, стремясь набрать высоту. Но в это время, высокий человек в коротком плаще и шлеме, предводитель воинов, быстро наложил на тетиву лука стрелу.

       О, Гея, Мать-Земля, прародительница всего живого, помоги ему! Впрочем, стой, придержи руки дерзкого человека, иначе он может тотчас погибнуть, сраженный зевсовым перуном!..

       Противоречивые, сложные чувства овладели титаном. Он жаждал немедленного освобождения и жалел неведомого человека.

       Но вот лук изогнулся, и стрела со свистом устремилась с горной поляны ввысь. Орел, судорожно затрепетав крыльями, камнем рухнул в ущелье.

       На лбу Прометея выступил холодный пот: он ждал роковой развязки: сейчас ударит, загремит из-за туч... Но тучи тотчас разошлись, и ярко засияло над синью моря величественно солнце, словно сам Гелиос посылал прикованному титану привет.

       И ужасающее число мучительных дней пронеслись мысленно перед взором Прометея, точно видел он их наяву...

       Тогда, по приказу Верховного Олимпийца, он был доставлен на эту самую скалу, и Гефест тотчас принялся хлопотать вокруг пленника.
       - По высшему разряду сделаем, - бормотал он. - Скалу тебе сам лично подбирал, покрепче, надежней.

       Глаза его воспалены от жара углей, борода в копоти, бесхитростное лицо светится от удовольствия за работу, порученную именно ему работу. Да и кому еще мог поручить ее Громовержец? Изнеженному красавчику Аполлону? А может суровому, вечно чем-то недовольному Посейдону? Э, нет! Здесь не вода, огонь нужен. И не простой, животворящий или испепеляющий огонь, как у Гелиоса, а примененный с особым знанием дела, причем очень важного - кузнечного!

       - Ну-ка... сюда ножку, сюда ручку... Какие славные браслетики тебе изготовил, износа не будет. Любая красавица Олимпа позавидует, - сказал Гефест.
       -Хороши, слов нет, - хмуро откликнулся Прометей, стоя на площадке перед скалой, которая отныне становилась ему домом.

       - То-то, - удовлетворенно откликнулся Гефест, споро орудуя молотом.
       "Этот простак хоть не высокомерен, - подумал Прометей. - Другой бы насмехался, показывая свое превосходство, мол, ты В цепях, а я свободен".

       ...Гефест глуповат, однако все-таки догадался о неверности своей супруги. Он поймал жену и Ареса, в разгаре любовной утехи, медной сетью, специально откованной для такой охоты, медной сетью. Дабы устрашить преступников, обманутый муж представил их на суд олимпийцев. Помнится, при виде обнаженной Афродиты Зевс растерянно хмыкнул:
       - Однако... да... дела...

       И заскреб пятерней в затылке.
       Понятно, глаз тут же положил, впрочем, как и другие судьи.

       Расследование кончилось тем, что Афродита, репутация которой оказалась подмоченной, впоследствии пустилась во все тяжкие...

       "Медными рогами усеян ты, умелец..." - с сочувствием подумал Прометей.
       Бессмертные, к тому же, сторонились Гефеста и по другой причине: грязен кузнец, пропах дымом, но заказы ему поручали.

       Прометею, как богу ремесел, близок был Гефест именно с профессиональной точки зрения. Вот и сейчас он внимательно следил за уверенными, точными движениями мастера. И горькая мысль мелькнула в связи с приговором Громовержца: "Не пожалел столько железа..."

       В те времена украшения из метеоритного железа ценились безмерно. Сама Афродита недовольно надувала губки, сердясь на мужа за новые серьги:
       - Фи... Опять золото...

       Догадывалась ли легкомысленная богиня, что люди, те самые жалкие люди, во имя которых божественный кузнец приковал его, Прометея, начнут поклоняться этому металлу? Они забудут старых богов, придумают себе новых, но главный, верховный бог у них будет - золото!..

       "Не пожалел Зевс, расщедрился. И вечность дарит, хотя мог бы и умертвить..."
       Почти вечность. Мятежный титан знал, что только примерно через миллион лет человек, терзаемый стихийными бедствиями, эпидемиями и голодом, сможет пройти фазу своего становления.

       Он окажется единственным живым существом на земле, который не боялся огня. Прочь саблезубый тигр и пещерный медведь! Отныне вы не страшны! И он, Прометей, спас Человека, заплатив страданием за это!..

       Когда Гефест, сделав свою работу, отбыл, срок наказания начался. Прометей стоял, распятый на скале. Он был горд своей решимостью, вызовом официальному Олимпу.

       Но тут появился орел. Огромная серая птица прилетела к вечеру. Орел медленно планировал и задевал кончиками крыльев лицо распятого, как бы ощупывая, прицеливаясь. Он опустилась ниже, и - впился острыми когтями в правый бок Прометея. Страшная боль пронзила титана. А орел рвал печень кровавым клювом. Прометей, обессиленный, теряющий сознание, безжизненно повис на цепи. Насытившись, орел сел на скалу и принялся чистить об нее клюв. И безмятежно задремал тут же, на скале, едва наступили сумерки.

       Лишь к ночи пришел в себя Прометей. В артериях и венах его тела тек божественный ихор, который и затянул к утру рану. Однако титан простонал и проохал всю ночь. Прохлада принесла некоторое облегчение, а утро вселило радость. Радость не только от утихшей боли, но и от сознания, что далеко там, в долинах рек и в лесах прожит еще один день Человеком, вооруженным отныне не только Огнем, но вместе с ним и тайной Ремесел.

       "Кто ты будешь, потомок Девкалиона (1), предназначенный Судьбой для моего освобождения?.. Геракл... Прекрасное имя, означающее "Слава Геры"... Я полюблю тебя как брата, как сына, хотя и сам ты сын Зевса. Да и я, Прометей, - двоюродный брат Верховного".
             1-сын Прометея, создатель после всемирного потопа нового человеческого рода.

       Род Прометея и Зевса шел от самой старшей линии. От брака Геи, Матери-Земли и Урана, Свода Небесного явились к жизни различные чудовища - сторукие великаны, одноглазые - и, наконец, первые подобные человеку существа - титаны и титанши.

       Самый старший был Япет, самый младший - Крон. Перворожденным сыном первого титана Япета и был Прометей. Но, увы, он вовсе не жаждал властвовать... И в знаменитом восстании титанов он участвовал на стороне Зевса, даже брата своего младшего, Эпиметея, убедил принять сторону Громовержца.

       Эпиметей, родная кровь, родная боль... Что ты сейчас делаешь, следуешь ли совету старшего брата не брать в жены Пандору, красивейшую женщину земли, которую по заказу Зевса выковал Гефест, а Афина вдохнула душу. Помнишь ли ты наш последний разговор?
       -Эпиметей, отцом-матерью заклинаю: отступись от этой
       пустышки!

       -Прометей, брат мой, она прекрасна...
       -Пандора тщеславна, зла! Запомни: "Не все золото, что блестит".
       -Но...
       -Никаких "но"! Она - несчастье!..

       Тут, пришедший некстати, Гермес повелел Прометею прибыть к самому Зевсу.
       Громовержец принял опального титана приветливо.

       -Дорогой брат мой, - сказал он, изображая улыбку.
       - У тебя есть еще шанс поправить дело. Раздели-ка тушу жертвенного животного на две части: между людьми и богами, покажи воочию: кого ты больше любишь.

       Члены судилища, сидящие на скамьях ниже трона, понимающе переглянулись. Только Гефест таращил глаза, недоумевая, в чем сложность задания? Подумаешь, взял топор, взмахнул несколько раз, и - порядок!

       Прометей, провожаемый пристальными взглядами двенадцати высших иерархов Олимпа, прошел в соседнее помещение, где стоял, приготовленный для заклания упитанный годовалый бычок, взял лежащий на столе нож, приблизился к бычку и споро полоснул тонким лезвием по горлу животного, затем тщательно спустил кровь. Разделав тушу топором, он изготовил два мешка из шкуры, в один сложил самое лучшее мясо, но сверху прикрыл его отвратительным на вид желудком. В другой, полный костей, он сверху разложил аппетитное сало.

       -Готово! - произнес он, входя с поделенной тушей в тронный зал.
       Зевс величественно поднялся, медленно подошел к мешку, принесенному двоюродным братом, постоял немного, гневно указал перстом:
       -И мне? ЭТО?

       "Этим" оказались кости, то есть отныне и навсегда жертвенная доля, узаконено отдаваемая людьми богам!

       Взбешенный, Зевс закричал:
       -Взять его!
       Иерархи, отталкивая друг друга, бросились к Прометею, впереди всех оказался злобный, мстительный здоровяк Арес...
       
       Провидение сказало титану: Эпиметей принял Пандору, которая тут же выпустила на людей болезни, родовые муки, смерть. Словом, все то, что на заре творения Прометей лично упрятал в особый ящик...

       К вечеру вновь прилетел орел, и с тех пор опальный титан и птица стали неразлучны.

       Прометей в течение многих десятков лет молча переносил каждодневную пытку, пока пернатый мучитель не взмолился:
       -Почему ты, гордец, не разговариваешь со мной?

       -О чем нам разговаривать, тварь? - усмехнулся титан.
       -Не тварь! Я - посланец самого Зевса! - заклекотал со злобой орел и еще сильнее впился в печень.

       Через двести лет во время пытки он уже каждый день трещал, не умолкая:
       -Ты погубил, несчастный, мою жизнь! Не будь тебя, я имел бы орлицу, имел бы детишек! Тьфу!.. - и он харкал кровью в лицо Прометея.

       А потом, пуще озлившись, выдумал и вовсе непотребное: садился на голову пленника и... испражнялся.
       Только дождь приносил теперь радость Прометею, и Человек! Жив он, развивается, несмотря на раскрытый Пандорой из любопытства злополучный ящик, крепнет!..

       И вот, наступил волнующий миг встречи с Ним. Мужественный, широкоплечий воин легко вскарабкался на площадку перед скалой, крикнул весело:
       -Я приветствую тебя, о великий Прометей!

       -И я приветствую тебя, Слава Геры! - откликнулся опальный титан, немного жалея об орле - свыкся он все-таки с глупой божественной птицей.
       -Светлый бог! - Почтительно склонил курчавую голову Геракл.
       -Я сейчас разрублю цепь, а потом мои воины раскуют тебя.

       -Спасибо, - благодарно прошептал Прометей, и сердце его торопливо застучало: "Сей-час...Сей-час..."
       Воин выхватил из ножен меч и с силой обрушил на железо.

       Освобожденный Прометей почувствовал под ногами твердь, задвигал затекшими членами; куски цепи, звеня, болтались на запястьях.
       -Не боишься отца? ? спросил он.
       -Мне был дан знак... А страх... Он всегда есть, присутствует. Ты, Прометей, увы, не избавил нас, людей, от него.

       Вдруг, в скалу, сотрясая ее, ударил огненный перун.
       -Зевс...- прошептал, бледнея и опускаясь на колени, Геракл.
       -Да, я!- позвучал хлесткий отклик, и на площадке появился Громовержец.
       Борода его всклокочена, в глазах пляшут неистовые вихри.

       -Непокорный... - прошипел он, затем возвысил голос, да так, что задрожала скала. Люди там, внизу, попадали ниц? Вот тебе последнее испытание: лучшие представители ЭТИХ,- он презрительно кивнул в сторону лежащих людей, - не будут ведать страха, обретя наконец-то понимание бессмертия их собственной души, если ты добровольно примешь... смерть!

       -Ты даешь слово, Верховный?
       -Слово Зевса!
       -Тогда и мое будет: "Прощай, Человек!.. - полный отчаянной решимости, Прометей шагнул к краю площадки.

       -Остановись, безумец! Советником на Олимп возьму! - закричал Верховный. - Иначе не будет тебе иначе ни святилища, ни храма на земле, ни созвездия на небе! (1)
       Прометей тихо, но твердо произнес:
       -Встань, Слава Геры!
       И, удовлетворившись, что Человек поднимается с колен, прыгнул в ущелье, куда совсем недавно рухнул орел.
       -Он победил... - горестно произнес сквозь сжатые губы Зевс и исчез, оставив потрясенного Геракла стоять у края пропасти и с болью смотреть вниз, туда, где тонкой струйкой вился легкий прах...
       
       _____________________________________________________
       1-действительно, отсутствует какой-либо храм или святилище Прометея. Созвездие в честь Орла (того самого) и то есть.


Рецензии
Класс! Даже зарегистрировалась, чтобы написать это. Пишите ещё о том, как Прометей Восстал!

Джанина Ловлина   13.04.2015 23:03     Заявить о нарушении