Человек-85. Образование

       Я не учёный, я не разрабатываю теорий, поэтому не могу ничего обосновать, вывести, опереться на данные. Когда люди общаются, они не аппилируют к верности определений и точности измерений, они "находят общий язык". И мне в свою очередь интересно смогу ли я найти "общий язык", или я всё-таки живу на другой планете. Терять его я начал ещё в дестве, когда то, что мне казалось правильным, естественным и разумным, было странным или смешным для сверстников. Обращаться с этим качеством я научился быстро, правда получилось, что я автоматически выпал из всех тусовок и кружков по интересам с одной стороны, и имел постоянную возможность взаимовыгодного сотрудничества с ними с другой.
       Плохо стало после школы. Когда классе в девятом стала набирать популярность тема поступления в ВУЗ, мои сверстники ходили и твердили, что в институтах ничему не учат, институт это всё для диплома, для откоса от армии, и вообще это выгодное предприятие. Я им никогда не верил. Откуда им знать, если они даже внутрь не заходили? Думаю они понабрались этой дури у родителей - у нас считается хоршим тоном со знающим видом рассуждать обо всём на свете, это правило усваивается ещё в юности, а потом видимо становится образом мысли. Я всегда хотел что-то уметь. Но ничего не получалось особо хорошо. И никто не учил. Я никого и не просил учить. А тут вдруг оказалось, что я настолько шустро соображаю, что вполне могу поступить в один из лучших технических ВУЗов столицы, и поступил. Там из меня могли сделать настоящего специалиста, научить неведомым наукам, натаскать в ремёслах, о которых я и не мечтал. На первом семестре учиться было тяжело, но радостно. На втором тяжело и не радостно совсем. Я вдруг сообразил, что никто меня здесь ничему учить не хочет, весь процесс проходит так, будто я делаю одолжение всему профессорско-преподавательскому составу и даже стенам, и даже партам, за то, что они меня посвящают в великое тайное знание, приобщают к какому-то священному культу, причастность к которому дорогого стоит. Под соусом непролазных технических дебрей и самой высокой успеваимости факультета обнаружился старый добрый конгламерат ботанства и школярства, щедро поощеряемый за совместные труды преподавательскими пряниками. Можете назвать это "открыл Америку", однако мне это не понятно. Что же это за "великое российское образование", о котором вещают все зависимые и независимые рупора? Где оно? Чему тут учат? Я видел два типа хороших студентов: одни преодолевают все глупости образовательного процесса усилиями мозга, другие ловкостью рук. У меня никогда не было таких способностей мозга, чтобы все проблемы решать в две секунды, и никогда не было большой изворотливости - она конфликтует с достоинством, совестью и честью. После нескольких объяснений препода бывает всё равно непонятно, потому что он отрабатывает, он торопится, он считает тебя тупым, если ты так быстро не врубаешься, а однокурсникам влом объяснять. Деканат ставит диагноз, что я не способен к обучению, потому что я не сдал два экзамена, а я ставлю диагноз деканату в невменяемости, потому что я интересовался этими их чёртовыми науками, и я писал работы школярам. Они берут на себя обязательства учить меня, я беру на себя обязательства выполнять, но они не учат, они требуют влиться в их академический мирок, который мне вообще-то параллелен. Я ушёл в другой ВУЗ, но там было всё то же только по-нарошку - как бы давали материал как бы прощали проступки, как бы спрашивали, правда отвечать надо было по-настоящему, поэтому я ушёл оттуда, это взаимное молчаливое надувательство совершенно не для меня. От армии родина меня сама освободила.
       Я вложил свой интеллектуальный капитал в пирамиду под названием "великое российское образование", и не только прогорел, но и потерял. Потерял время, потерял ум (соображаю сейчас не так шустро как шесть лет назад), потерял веру. Я как не ничего умел, так ничего и не умею, а учат там исключительно авантюризму, при чём не интеллектуальному, а экстремальному бытовому, как например подхалимаж и мелкое надувательство. Каждый год, а то и полгода из дверей этих ВУЗов выходят тысячи "дипломированных специалистов" , которым грош цена, как и их дипломам, как и мне, закончи я ВУЗ, потому что всё равно ничего не умел бы.
       Устраивался на работу, меня пытались убедить в том, что я необразован и стаж у меня никакой, что они меня не видят как специалиста. Хотел поспорить, прикинул в мозгу, что мерилом профессиональных знаний и навыков является диплом, а мерилом дееспособности трудовая книжка, а других и не придумано - всё остальное по большому счёту демагогия, когда существуют такие проверенные временем документы. Они же не могут пустить меня на рабочее место и обсудить подробности работы - нигде и никогда! Они должны полчаса выносить мозг разжёвыванием того, что означают записи в разноцветных книжечках и справочках. Не могу этого понять - нужен им работник, или у них фетиш какой-то по отношению к разным документам. Думаю просто многие из них не въезжают как это по собственному желанию можно уйти из ВУЗа да ещё и на четвёртом курсе - наверное меня выгнали с позором. Думаю, что они считают высшее образование необходимой ступенью в жизни любого благородного человека, однако всё полезное от образования я получил в школе - остальное так, непостоянные интеллектуальные забеги. Думаю, что эта фикция будет продолжаться, пока огромные массы людей идут скрываться в ВУЗы от армии, а когда перестанут, то ВУЗы резко опустеют, "дипломированных специалистов" станет мало-мало, работодатель пересмотрит свой подход к соискателю, а академическая тусовочка будет поменьше жрать.


Рецензии
Мемуары автора в переходный период развития общества и - героя.
Куда же выведет кривая опыта!?
Желаю счастья

Солнца Г.И.   25.04.2008 16:54     Заявить о нарушении