Воспоминания. Часть 29. Третий курс

ТРЕТИЙ КУРС

Третий курс. На третьем курсе нам преподавали, в основном, по специальным дисциплинам, необходимым для нашей специальности. К лекциям появился большой интерес. Я стал увлекаться научной организацией труда, вопросами профориентации и профотбора. Первая половина цели коммунистического общества, от каждого по способности – каждому по потребности, стала всё больше интересовать меня. Из газет и других источников я видел, что многие люди были разочарованы жизнью из-за того, что не смогли найти своё место в жизни. Вопросы профориентации и профотбора всё больше и больше появлялись на страницах газет. По этим проблемам больше стали печатать книг. Газета «Комсомольская правда» по вопросам профориентации и профотбора провела дискуссию. В этой дискуссии принял участие и я. Я написал в газету свои соображения по этому вопросу.
В книжных магазинах я покупал книги по научной организации труда и вопросам профориентации и профотбора. В библиотеке я взял труды Гастева и Центрального института труда тридцатых годов. Из них я получил для себя много полезного. Я был удивлён тем, что в двадцатые и тридцатые годы в нашей стране так много уделялось внимания научной организации труда, профориентации и профотбору. Я пришёл к выводу, что вопросами профориентации и профотбора обязано заниматься государство. На каждого человека со дня его рождения должна быть заведена карта, в которой периодически отмечать способности, желания и возможности человека. В вопросах раскрытия способностей обязаны принимать участие родители, детские сады, школы, специальные учреждения, родственники и знакомые, т.е. те, кто постоянно с ним общается. От правильного подбора и подготовки кадров выигрывать будет каждый человек и общество в целом.
На третьем курсе меня начали волновать не только вопросы профориентации и профотбора, т.е. вопросы раскрытия способностей каждого человека, но и вопросы распределения потребностей. Перепроизводство одних товаров и дефицит других говорило о том, что система спроса и предложений не сбалансирована и требует совершенствования. Поиском сбалансированной системы спроса и предложений я также начал заниматься на третьем курсе. Проблема спроса и предложений вывела меня на более глобальную проблему – проблему товарно-денежных отношений. В обществе действительно стали назревать проблемы, связанные с товарно-денежными отношениями. Некоторые учёные стали это понимать. Стали появляться книги по проблемам товарно-денежных отношений. Наука должна была дать ответ: каким путём должно развиваться общество дальше. Партия объявила, что мы вступили в эпоху развитого социализма, что у нас образовался единый советский народ. Но эпоха развитого социализма требовала научного подхода в вопросах государственного строения общества, национального вопроса, развития товарно-денежных отношений, воспитания человека, в вопросах дальнейшего развития стран социалистического содружества.
Изучая все эти проблемы, я видел то, что наука стала отставать от развития общества. Обществу надо было развиваться дальше, но наука и коммунистическая партия не могла сказать как. С выходом книг по этим проблемным вопросам вселяло в нас уверенность, что коммунистическая партия пойдёт на более открытую дискуссию среди учёных, коммунистов и народа по этим проблемным вопросам, но, к сожалению, всё закончилось выходом только нескольких книг без широкой огласки возникших проблем. Меня эти проблемы глубоко затронули. Я стал искать ответы на возникшие вопросы в научных трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Пытался найти труды Сталина, зная, что он в своих трудах указывал пути перехода от социализма к коммунизму, но его трудов в библиотеках не было.
На третьем курсе я стал заниматься научной работой на кафедре экономики, управления и организации. Занимались проблемами ценообразования на Ульяновском радиоламповом заводе. Через эту работу я пытался глубже разобраться в проблеме товарно-денежных отношений.
На третьем курсе мы начали изучать курс военной подготовки. Нас готовили по специальности инженеров по зенитно-ракетному комплексу средней дальности. Занятия проходили один день в неделю. Занимались мы с группой электронщиков. Занятия проходили целый день. В основном нам читали лекции два преподавателя – это полковник Волков и подполковник Биленко. До обеда, как правило, лекции читал полковник Волков. Он читал немного скучновато. После обеда лекции читал подполковник Биленко. Он периодически делал лирические отступления от лекции. Шуткой он старался внести разрядку в лекционный процесс. Он говорил, что до обеда студенты борются с голодом, а после обеда – со сном. И это действительно было так. На одном из занятий, после обеда, когда сон стал брать своё, и некоторые стали засыпать, подполковник Биленко решил со всех сбросить сон. Он тихо подал начало команды: «Кто спит», - и громко: «Встать». Естественно, кто спал, не услышали первой части команды, а на вторую часть бодро встали. В аудитории раздался громкий смех. Они стали оглядываться. Почти все сидели. Стояло только несколько человек. Смущённые они сели. После такой разрядки сон со всех как рукой сняло.
Тетрадь для лекций у всёх была пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Учебники и тетради хранились в чемоданах, которые опечатывались и сдавались в специальную библиотеку. Ничего выносить с собой было нельзя.
На третьем курсе ко мне в комнату, в общежитии, на освободившиеся места подселили троих студентов. Один из них был Ларин Гена из нашей группы. С этими ребятами я прожил до моей женитьбы. Но я продолжал переписку и с Царьковым Женей. Он служил в Прибалтике. Увлекался чеканкой.
После службы в армии устроились на работу в Рязани Мамонов Сергей и Шатилов Володя. Встречались не часто, но дружеские отношения продолжали поддерживать. В 1973 году работать в Москву уехал Лескин Паша. Я очень жалел, что теперь редко буду встречаться с ним.
На третьем курсе в нашей группе первой вышла замуж Темешова Валя за Пичугова Лёшу. Эта свадьба дала толчок и моим отношениям с Верой. Мы стали понимать, что подходим к черте, когда надо принимать решение о наших дальнейших отношениях. Я стал уже постоянным посетителем в их семье. С Анатолием Ивановичем часто играли в шахматы. Он был заядлый игрок. К игре всегда относился серьёзно. Валентина Титовна была рада меня накормить. Я не отказывался. После еды в столовой и общежитии, домашняя пища и домашний уют доставляли мне удовольствие. Армейская жизнь в казарме, а затем студенческая в общежитии стала надоедать. Душа уже требовала домашнего уюта. Особенно это стало сильно проявляться, когда стал чаще бывать у Веры на квартире. Я всё чаще стал задумываться о том, что пора жениться и начинать строить семейный очаг. Пожалуй, с появлением этого чувства можно говорить о том, что юность стала уходить.
После сдачи весенней сессии, для нас третий курс ещё не закончился. Предстояло пройти ещё технологическую практику. Технологическую практику я проходил на одном из предприятий в г. Рязани. На технологической практике мы обязаны были работать на рабочем месте, ознакомиться с технологией изготовления изделий и написать курсовую работу.
Работал я радиомонтажником на участке изготовления радиотехнических блоков. Мне выдали паяльник, кусачки, припой и флюс. Ежедневно под роспись я получал из кладовки радиодетали и печатные платы. Мне понравился учёт расхода деталей. После окончания института, и работая на предприятии, я часто приводил пример по системе учёта, с которой мне пришлось столкнуться впервые на технологической практике.
В период прохождения технологической практики у меня с Верой созрело твёрдое решение подать заявление в ЗАГС. Я поставил в известность своих родителей о том, что намерен жениться, и просил у них на это их родительского разрешения. Родители не были против женитьбы. После чего я и Вера пришли к её родителям и объявили о нашем решении подать заявление в ЗАГС. Верины родители также не были против нашего решения.
После этого мы подали заявление в ЗАГС. Заявление от нас приняли. Расписать нас должны шестого октября 1973 года, то есть через два месяца после подачи заявления.
Началась подготовка к свадьбе. Верины родители предложили свадьбу играть у них на квартире. Предложение нами было принято. Вместе с Вериными родителями составили список приглашаемых на свадьбу, а также смету расходов.
До отъезда к родителям на каникулы я ездил с Анатолием Ивановичем и Верой в село Борок. Я помогал крыть крышу на доме матери Валентины Титовны. После этой поездки, я уехал в деревню к родителям. В деревне, как всегда, помогал родителям по дому. На речке хорошо ловился крупный белый карп. Я навялил карпа целое ведро для ребят в общежитие и для Анатолия Ивановича. Ко дню рождения Веры я решил выжечь её портрет на дереве. Это была моя первая попытка выжигания по дереву. Для этого я использовал кусок тесины. Инструмент для выжигания сделал из высоковольтного трансформатора от приёмника и нихромовой проволоки от резистора. Это была моя первая проба по выжиганию, и она получилась. Но после этой работы я не брался выжигать продолжительное время. Желание снова начать выжигать появилось где-то в конце восьмидесятых годов.


Рецензии