Учиться - хорошо, а хорошо учиться - еще лучше

Касаясь планов введения 12-летнего образования в России, ряд областей будет участвовать в эксперименте, и 20% школ этих регионов перейдут на 12-летнее обучение. /из новостей/

В том ли направлении идут перемены?

За всю историю человечества в ХХ веке впервые наступил момент, когда неизменный период смены поколений (в среднем 25 лет от рождения матери до рождения ребенка) сравнялся с длительностью постоянно уменьшающегося периода смены господствующих технологий. Если в древности основные технологические орудия (бронзовый топор) имели период жизни тысячелетия, следующие технологии (паровой двигатель) жили столетиями, то на сегодня успешное развитие связано с полным обновлением господствующих технологий каждые 5 - 10 лет, т.е. многократно при жизни одного поколения.

Это приводит к смене подхода не только в школьном образовании, но и к принципиально иному информационному состоянию общества, к смене логики социального поведения. Эти перемены обусловлены тем, что теперь, в отличие от всего предыдущего периода где человек рождался, получал некую сумму фактологических знаний, и они были незыблемы, вплоть до его ухода из жизни, сегодня, человек либо осваивает новые знания, ломает свои стереотипы, либо оказывается на свалке истории.

Раньше тот, кто в начале жизни получал посвящение в нечто, мог за счет монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю. Ныне пора посвящений закончилась, они утратили какой бы то ни было смысл, их хватает не более чем на 5 лет. Следовательно необходимо поменять и вектор цели народного образования. От кодирующей, фактологической педагогики мы должны перейти к педагогике методологической. Способной прежде всего привить навык и методологию освоения новых знаний. А информационную адаптацию к месту своей работы следует возложить на самого методологически грамотного человека.
 
Исходя из этого школьное образования должно давать следующие навыки: способность различения, то есть выделение из огромного массива информации полезной и важной на фоне менее важной и бесполезной. Способность к цельному, мозаичному восприятию, к осознанию современных методов эгрегориально-матричного управления. Кроме того образование должно давать способность формировать приоритеты целей и вектор цели управления общественными и частными процессами в своей сфере деятельности. Школа должна прививать достаточно высокий уровень сенсорных способностей. Вместо развития способностей мозга мы придумываем протезы к нему. Из практических умений, получивший базовое образование должен владеть: скорочтением, уметь читать книгу в темпе листания, свободно владеть двумя - тремя иностранными языками, должен понимать механизмы интуитивных прозрений. Обилие общеобразовательных предметов должно способствовать формированию навыков своего времени. Упор в учебном процессе должен делаться на формировании полных представлений о функциональных возможностях той или иной науки, а не университетской полноте курса и строгих доказательств. Предпочтительно, чтобы процесс обучения в школах был поставлен так чтобы он стимулировал самообучение, когда необходимый и возможный для учащегося максимум, ученик набирает сам. Стремление к самосовершенствованию и самостоятельной работе.

Еще один аспект. Процесс формирования личности происходит в период раннего детства, в дальнейшем идет лишь развитие полученных основ и предпринимаются всевозможные попытки перевоспитания. В этом аспекте на этапе дошкольного воспитания следует окружить детей воспитателями высочайшего уровня нравственности и профессионализма. Это должны быть учителя от Бога, именно они должны распознать внутренне призвание каждого ребенка и заложить направленность его развития. В Японии например воспитатель дошкольных учреждений одна из престижных и высокооплачиваемых специальностей. Очень важна в связи с этим и целенаправленная, системная работа с родителями от момента предшествующего зачатию ребенка, до момента окончания этим ребенком школы. Решение этих, как и многих других задач перехода к методологической педагогике не возможно без прямого участия в этих процессах, всех без исключения средств массовой информации. Также не исключено и создание «Родительского университета» с выделением этой организации теле и радиоканала под ежедневные учебные программы.

Увеличение же продолжительности школьного обучения до 12 лет принципиально ничего не изменит. Школьные программы, а в месте с ними и дети будут перегружены все возрастающим информационным бумом. И сейчас настала пора от надежд на количественные перемены, перейти к переменам качественным.


Рецензии
очень И Очень толковая статья...слов нет.....!!!!!

Анатолий Бурматоф   02.09.2015 10:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.