Не повторяй моих ошибок

пьеса для школьного драмкружка

Действующие лица:

Света, 17 лет, учится в 11 классе
Нелли Фридовна, 40 лет, мама Светы
Марина Алексеевна, 35 лет, классный руководитель Светы
Врач, мужчина 30 лет
Наташа
Костя
Рустам
Алина
Андрей,
Оля
Тимур
Судьба, девушка в белом платье

(Темно. Звук метронома. В такт на сцену со свечой выходит Судьба.)

Судьба:
Я – Судьба.
Каждый из вас знает
Моё лицо.
Для кого-то я - ангел,
И над головой моей нимба кольцо,
И жизнь усыпана розами,
И все в шоколаде.
Не верите, что так, бывает?
Не верьте, не надо!
Живите так, как живется,
Живите!
Верьте, надейтесь, любите,
Или, хотя бы, пытайтесь.

К кому-то я повернулась
Спиной,
Стала проклятьем, демоном!
И черными цветом
Их жизнь расписана
Мной!
Не ими самими,
Нет!
Им холодно даже летом
И солнце душит их
Темнотой,
И каждый их шаг
Пронизан болью.
Никак.
Выхода нет.
Ведь я – Судьба.
Я решаю, кто виноват,
А кто прав.
Я сама выбираю жертву.

(Задувает свечу. Уходит под звук метронома.
Открывается занавес. Свет.
Сцена оформлена как комната девочки – подростка. В глубине – диван, столик с магнитофоном, гитара на подставке, книжный шкаф.
Выходит Света, устанавливает видеокамеру, садится на край сцены. Выглядит не просто усталой, больной.)

Света(себе): Ну, кажется, так. Где тут запись? (разглядывает пульт) Не могу разобрать, кажется здесь. (нажимает кнопку) Поехали.
Здравствуйте. Я не знаю, кто будет смотреть эту касету, поэтому просто – здравствуйте. Я не хочу, чтобы в моей смерти винили кого-то, а писать ненавижу с детства. Поэтому, лучше так, честнее. Объектив камера так похож на дуло пистолета…
Я хочу рассказать вам свою историю. Может быть, она станет для кого-то из вас уроком.
Мне плохо. Мне реально плохо. Дрожат руки, путаются мысли. Тяжело сосредоточиться… Нет, надо вспомнить, вспомнить с чего все началось… Наверно, на мой день рожденья…

(Вбегают девчонки, обнимают Свету)

Наташа: С днюхой, подруга!
Оля: (вручает коробку) Это тебе, Света!
Алина: Ты ещё не накрасилась? Беги быстрей, сейчас мальчишки придут.
Света: Стол ещё не накрыт.
Наташа: Сейчас все сделаем, подруга, не суетись!
Света: Ладно, я быстро.
Оля: Ага, быстро. За полчаса как раз и стол накроем.

(Мальчишки вносят стол со скатертью, тарелки,девчонки начинают расставлять посуду на столе.)

Алина: А вот и наши мужчины. Вас уже тётя Нелли запрягла?
Андрей: Не умничай, Линка, лучше девчатам помоги.
Тимур: А где именинница?
Наташа: Приводит себя в человеческий вид. А что за чел с тобой? (указывает на Костю)
Тимур: Мой практически двоюродный друг, товарищ и брат. Прошу, как говориться, жаловать.
Оля: А любить можно?
Тимур: Но-но, тебе – нет. (обнимает, уводит на кресло)

(Все подходят к Косте, знакомятся.)

Костя: А музыка тут у вас будет?
Алина: Любишь танцевать?
Костя: Нет, петь.
Рустам: Ребята, а давайте нашу.

(Андрей берет гитару, все рассаживаются на диване вокруг него и поют песню «Звезда по имени Солнце», группа «Кино»)

Андрей: Все, а теперь – дискотека. С вами ваш постоянный диджей, и в программе – кислота, кислота и чуть-чуть старого доброго рока. От винта!

(Включает быструю музыку. Вбегает Света. Все танцуют, Костя сидит в стороне, слушает плеер. Она останавливается, говорит в зал.)

Света: Когда я зашла в комнату, где хозяйничали мои друзья, я и увидела его.

(Музыка стихает, нарастает звук метронома, Костя замечает Свету, встает, идет к ней. Его опережает Тимур.)

Тимур: Светланка, прости, что без предупреждения! Это мой друган…
 
(Костя отодвигает его. Тимур возвращается к танцующим. Костя обнимает Свету. Появляется Судьба. Звук метронома стихает. Костя вкладывает один наушник Свете. Нарастает медленная музыка.)

Костя: Я знал, что сегодня встречу тебя.
Света: Откуда?
Костя: Не знаю. Но ведь встретил.
Света: Кажется, да. (В зал): И время летело незаметно. Мы танцевали весь вечер, и мне казалось, что минутная стрелка часов на его руке летит, как секундная. Рядом с ним было так тепло и спокойно…

(Пары перестраиваются, танцуют уже вокруг них. Алина смотрит на часы.)

Алина: Ого! Андрей, нам пора!
Андрей: Да, мы пойдем.
Алина: Пока Светик. (целует Свету)
Андрей: Ну, всего хорошего!
Света: Спасибо за дискотеку!
Андрей: Да ладно, свои люди. Пока.

(Уходят.)

Оля: Ну, не скучай.
Света: Вы тоже домой?
Тимур: Ага. Покеда, подруга!
Оля: Не забудь, завтра вместо химии дополнительная алгебра!
       
(Уходят.)

Рустам: И мы тоже домой.
Света: Как? Так быстро?
Наташа: Ты на часы давно смотрела? Мне же опять влетит!
Света: Ну ладно… Пока!
Рустам: С днем рождения!
       
(Уходят.)

Костя: Вечер был сказочный. Пока.
Света: Ты мне, позвонишь?
Костя: Конечно!
       
(Уходит.
Света садится на стул.)

Света: И он позвонил наследующий день. И мы долго гуляли в парке.

Вошел, увидела его и сразу поняла,
Что это он. Так много лет любовь свою ждала!
Открылся мир совсем иной, прошла по телу дрожь,
Хочу увидеться с тобой, когда же ты придешь?
Перед глазами только ты сегодня и вчера,
И повторяю, я люблю! Люблю, пришла пора!
Любовь… Когда-то далеко была ты от меня,
Сейчас мне сердцу не легко, пылает от огня.
Не ем, не сплю, его люблю, но как же мне узнать,
Есть ли взаимность или нет, и стоит ли страдать?
Нет. Даже думать не хочу, в ответ он скажет «да»,
Двоим все будет по плечу.
Люблю. Светлана. Навсегда.

А потом стали встречаться почти каждый день. Чаще всего наша компания собиралась у нас дома.

(Входит мама)

Мама: Я считаю, дочка, что лучше толпа старшеклассников дома, чем моя дочь где-то в подворотне. Правда Света?
Света: Мамочка, ты у меня золотая!
Мама: Твои друзья сегодня придут?
Света: Нет, только Костя. Ой, мамочка, мне нужно тебе столько рассказать!
Мама: Не сейчас, дочка, я на смену. Сегодня будет трудная ночь. Много тяжелых пациентов. Потом поболтаем, ладно?
Света: Ладно.
Мама: Ведите себя хорошо!
Света: Ну конечно, мам!

(Мама уходит. Света садится на диван. Входит Костя)

Костя: Привет! Чего такая грустная?
Света: Не знаю. Веселиться не хочется.
Костя: А я как раз знаю средство от тоски.
Света: (в зал) Я думала, он скажет мне сейчас что-то важное, от чего ледяной ком в груди растает, а он…

(Звук метронома. Появляется Судьба. Становится за их спинами.)

Костя: (достает из кармана таблетку) Попробуй, станет весело.
Света: (в зал) Все мы знаем, что нельзя брать и пробовать неизвестные таблетки. Нам твердят об этом и в школе, и дома, и по телевизору. Но я не смогла сказать ему «нет» (к Косте). Что это?
Костя: Это не колеса не бойся. Просто помогает расслабиться (Дает таблетку, включает музыку)
       
(Судьба уходит.
Начинают танцевать вдвоем. Появляется черно-красные фигуры. Общий танец. Фигуры исчезают. Света и Костя падают на диван и смеются)

Костя: Ну как?
Света: Весело!
Костя: Я же говорил! (смотрит на часы). О, мне домой пора. Пока, зайчонок!

(Костя уходит.)

Света: (садится на стул). С тех пор без веселых таблеток не обходилась ни одни дискотека. И мы всегда были самой заметной, самой веселой парой. И я даже не спрашивала откуда у Кости столько этих таблеток. Я начинала бояться, что когда- нибудь они закончатся. Я обманывала себя, когда говорила маме, что не могу без него жить. На самом деле, я уже не могла обходиться без таблеток. Пара дней – и я становилась агрессивной, тоска на меня наваливалась с новой силой, я плакала без повода, а если Костя задерживался – начинало тянуть и ломать все мышцы так, что хотелось завыть. Однажды я призналась во всем подруге.

(Входит Наташа.)

Наташа: Привет! Как настроение?
Света: Неважно.
Наташа: Скучаешь по своему любимому?
Света: Его уже три дня нет.
Наташа: И ты уже так выглядишь? Побледнела, осунулась.
Света: Да это не из-за него. (В зал): И я рассказала Наташе обо всем. Я думала, что она будет шокирована, но она…
Наташа: (смеётся) Ох, рассмешила! Да я колеса прошла еще два года назад!
Света: Это не колеса. Костя сказал…
Наташа: Не знаю, что наплел тебе твой Костя, но, милая моя, посмотри на себя со стороны: ты наркоманка. Еще пару часов без таблеток и у тебя ломка начнется!
Света: От таблеток?
Наташа: Да хоть от сигарет! Главное не форма, а содержание (показывает вены). Вот мы с Рустамом детством не страдаем. Его брат помогает нам доставать более серьезные вещи.
Света: (с ужасом) Да ты же наркоманка!
Наташа: А ты?
Света: Костя говорил, что таблетки не вызывают привыкания, не вызывают!
Наташа: (передразнивает) Костя говорил, Костя говорил… Где он, твой Костя?

(Света начинает плакать.)

Наташа: Ну ладно, прости…Да не реви ты… (обнимает Свету)
Света: (сквозь рыдания) Я не наркоманка, я брошу!
Наташа: Бросишь, бросишь, конечно бросишь… Вот только если захочешь попробовать что-нибудь более серьезное, звони!

(Уходит.
Метроном. Входит Судьба. Садится рядом со Светой)

Света: Она ушла, а я еще долго плакала.

Солнце за тучу спряталось, снова на сердце боль…
Почему это все досталось именно мне одной?
Почему и друзья и подруги не могут меня понять?
Почему все так получается? Вот и слезы из глаз опять.
Каждый день похож на вчерашний: утро, вечер, темная ночь,
Где же Костя, ведь он помог бы прогнать все сомнения прочь.
Он ушел, а мне плохо, тоскливо, мир поблек, ярких красок нет…
Почему за окном дождливо? Кто мне даст на вопросы ответ?..
Пустота, тишина, усталость, дождь все льет, нету сил, нету слов,
И терпенья уже не осталось, и не греет сердце любовь.
Все летит в никуда, без ответа: счастье, радость, улыбки, грезы.
Впереди я не вижу света, только боль, пустота и слезы…

К вечеру боль в мышцах стала невыносимой, я звонила Косте, но никто не отвечал. Мама была на смене. (Судьба толкает Свету, девушка падает на колени, бессильно опустив руки, кричит) Я никому не нужна! (Судьба протягивает Свете телефон) И я не выдержала, позвонила Наташе. Она назвала меня умницей и сказала, что придет, но не одна. Через некоторое время раздался звонок в дверь.

(Звонок. Судьба уходит)

Света: (кричит) Открыто!
Наташа: О, да нас тут ждут!

(Входят друзья Светы, все, кроме Андрея)

Наташа: Удивлена? А мы на игле давненько. Только Андрюха пока еще не с нами. Но это ненадолго, поверь мне. (к ребятам) Располагайтесь, будьте как дома.

(Сцена подготовки к дозе. Достают шприц, жгут, делают друг другу инъекцию.)

Алина: Туже перетягивай!
Оля: Как классно!
Коля: Я сам, хорошо?
Рустам: Ты прям как будто врач.
Наташа: Все мы здесь такие врачи.
Тимур: А теперь твоя очередь, Света!
Света: Я боюсь уколов!
Наташа: Это теперь не укол. Это твоя жизнь!

(Делает ей инъекцию .Отходят к дивану. Нарастает музыка. Сначала все сидят без движения, потом начинают шевелиться, показывают на лежащую неподвижно Свету, смеются, девушки начинают танцевать, под музыку все убегают. Света встает, садится на край сцены)

Света: Костя больше не появлялся. Как-то Тимур случайно проговорился, что его поймали за сбыт наркотиков менты, и он теперь мотает срок. У меня даже не было никаких эмоций. Самое главное место в моей жизни заняла доза. Мама часто дежурила в ночь, и наша компания постоянно тусовалась у меня. Я могла достать у мамы на работе халявные шприцы, поэтому доза мне доставалась бесплатно. Мы даже кололись вначале по всем правилам, каждый своим шприцом. Но потом маму перевели в другое отделение, и халява прекратилась. Часто в компании был один шприц на всех. Нам было все равно.
Первой обратила внимание на моё состояние наша классная. Она пришла к нам домой поговорить с мамой. Меня выгнали из комнаты, но я подслушала все до единого слова. У меня больше нет совести.

(Входят мама и классный руководитель)

Учительница: Знаете, Нелли Фридовна, ваша дочь стала неузнаваемой.
Мама: А что случилось?
Учительница: Раньше она была на хорошем счету в школе, но теперь… скатилась на тройки, стала рассеянной, грубит мне, огрызается на одноклассников… Чуть что – в слезы. Может быть, у вас дома проблемы?
Мама: Понятно. Вы знаете, как трудно растить ребенка одной? Особенно девочку. И одежду новую ей хочется, и компьютер… Сейчас выпускной класс, нужно и на учебу деньги собрать, и репетитора нанять.. Вот и кручусь, как белка в колесе. Стараюсь больше в ночные смены, они оплачиваются дороже. А с дочерью мы как подруги.
Учительница: Но ведь нужно что-то делать! Мы теряем девочку.
Мама: Я сейчас вам все объясню, Марина Алексеевна. Дело в том, что у Светы первая любовь. Она встречалась с мальчиком, а сейчас он куда-то пропал. Она очень сильно переживает, даже похудела. Плачет, на меня кричит.
Учительница: Но ведь надо какие-то меры принимать!
Мама: Не нужно никаких мер! Это пройдет само. Это просто возраст. Пойдемте, я вас провожу.
       
(Уходят.
Входит Света. Садится на стул)

Света: Марина Алексеевна была права. Это не просто возраст, это наркота. Очередным тревожным звонком стало известие, после которого во мне что-то сломалось. Как всегда, мы собрались у меня дома.

(Входят друзья Светы.)

Света: А где Рустам?
Андрей: Сказал, что позже придёт, Наташа в больнице!
Алина: Она заболела?
Андрей: Кажется, передоз. Она на игле дольше вас всех.
Оля: Мне страшно.
Тимур: Не боись, все будет нормально!
Петя: Не знаю!

(Метроном. Выходит Судьба
Вбегает Рустам.)

Рустам: Ребята! Наташка умерла! (рыдает)

(Коля обнимает его, отводит в сторону.)

Алина: (кричит) Нет!
Оля: Успокойся!
Света: Так не должно быть! Так не бывает!

(Судьба подходит к Тимуру, шепчет ему на ухо.)

Тимур: Это Судьба!

(Судьба кивает, берет гитару, отдает Андрею.)

Андрей: Света, спой!
Света: Не могу!
Андрей: Спой для Наташи, она услышит!

(Света поет «Город», песню группы «Аквариум». Все подходят, обнимают ее за плечи, опускают головы. После песни звук метронома. Уходит Судьба, за ней расходятся остальные. Света садится на диван.)

Света: После этого несчастья посыпались на нас со всех сторон. Андрей уехал. Рустам не смог пережить смерть Наташи и прыгнул с крыши. Ему не повезло, он пролежал в больнице еще 2 недели, а потом мы проводили его в последний раз. На кладбище. Олю отправили лечиться в частную клинику, Тимур сбежал из дома. Милиция его еще не нашла. Со мной осталась только Алина. Мама стала часто бывать дома. Ребятам иногда удавалось передать мне дозу. Кололась я сама. По ночам, в туалете. Но одного укола в сутки мне было уже мало. Наташа была права. Доза стала моей жизнью. А я стала сама себе врачом.
Однажды ребята не смогли вовремя передать мне наркоту и меня скрутило прямо на уроке. Классуха вызвала скорую, а мама забрала меня домой.

(Света ложится на диван. Входит мама, укрывает ее пледом. Садится рядом. Входит врач. Мама встает.)

Врач: Я привез вам анализы вашей дочери. В ее крови обнаружены достаточно сильные наркотические вещества.
Мама: Как?
Врач: А вот так. Мы вынуждены взять ее на учет.
Мама: Не может быть! У нас благополучная семья! Друзья моей дочери нормальные – дети обеспеченных родителей!
Врач: Неужели вы не знаете, что наркоманами чаще становятся дети из обеспеченных семей, у которых есть доступ к деньгам родителей!
Мама: Что вы! Моя дочь никогда не смогла бы! Я воспитывала ее не так.
Врач: К сожалению, не все в мире зависит от родительского воспитания. Есть еще друзья, улица, телевидение, газета…
Мама: И что мне теперь делать?

(Метроном. Входит Судьба)

Врач: Лечить дочь. Вы должны ее спасти! Кстати, завтра будет готов анализ на ВИЧ.
Мама: А это еще зачем?
Врач: Теперь кровь всех наркоманов проверяют на вирус СПИДа. Не бойтесь, вероятность, что она заражена, минимальна. У нас не зафиксирован еще не один случай ВИЧ-инфекции.

(Судьба уходит.)

Мама: Спасибо, доктор. Пойдемте.

(Уходят. Света встает.)

Света: Все, кажется, моя исповедь подходит к концу. На следующий день я застала маму в слезах над листом бумаги. Она спрятала его и обняла меня. Я сразу поняла, что мне нужно делать, и сказала ей, обязательно порву с наркотиками. Невозможно жить во сне. Когда-то придется проснуться. И пробуждение это вряд ли будет приятным.
А сегодня я нашла этот листок в ее сумочке. Тест положительный. У меня СПИД. И я не хочу умирать медленно. Ненавижу ждать! Я умру быстро. Прощайте.

(улыбается сквозь слезы)

Ну, вот и все, все близится к концу: любовь, страданья, боль, улыбки
Соленая слеза стекает по лицу. Не повторяйте же мои ошибки!
А я? Что я? Я ухожу, всю боль с собою забираю,
Нет больше сил, терпенья нет. Прощайте все, я умираю…

(Нажимает на пульте кнопку. Медленно закрывается занавес.
Метроном. Выходит Судьба.)

Судьба: Попытка самоубийства Светы оказалась не просто попыткой. Она умерла. Линка тоже оказалась ВИЧ – инфицированной. Она находится на лечении. Труп Тимура нашли через неделю после смерти Светы. Оля вылечилась, живет и учится в другом городе. Постоянно боится сорваться. Косте осталось сидеть 3 года. Он еще не догадывается о судьбе своих друзей. После жестоких ломок и тюремного лазарета Костя освободился от ада наркотиков. Каждую неделю он пишет Свете длинные письма в стихах и ждет ответ. Он не знает, что ответа не будет (кричит) никогда.

(Финальная песня: «Пока горит свеча», группа «Машина времени». Выходят участники со свечами в руках. В конце песни выходит Судьба. Она проходит и по очереди гасит свечи всех участников. Они опускают головы и уходят со сцены.)

В спектакле использованы стихи автора и ученицы 11 класса Марины Пушкаревой.


Рецензии