Творчество, как золотая середина общественного и л

Творчество, как золотая середина общественного и личного (мысли вслух).

В данной статье я хочу поговорить о сочетаемости понятий Личности, женской судьбы и общественной пользы. За последние сто лет стремительно увеличилась нагрузка на понятие Личность. Что касается мужчин, то это замечательное звукосочетание связывалось с внутренним миром мужчины с момента зарождения цивилизации. Все привыкли, что понятия мужчина-мыслитель, мужчина-творец, созидатель и добытчик суть неразделимые вещи. И это присуще почти каждому из представителей сильного пола. А вот женщины…
Все мы знаем историю развития женского самосознания, ощущения своей общественной значимости. Об этом начали говорить лишь два столетия назад. Понятие Женщина испокон веков было неразрывно связано с Материнством, Нежностью, Любовью. Женщина – всегда была «хранительницей очага», но никто никогда не связывал суть женского начала с понятием Личность. Скорее женщину рассматривали с позиций материального мира, а именно как вещь, красивую, нужную, но не достойную самостоятельно мыслить и действовать. Источником самосознания явилась не столько развитие науки, сколько, на мой взгляд, развитие цивилизации, изменение политических и экономических критериев развития общества. И это привело к тому, что женщины начали задумываться о своей роли, как самостоятельной единицы общества. Думаю, есть еще одна очень важная причина начала возрождения женского я – это институт брака, испокон веков практиковавшийся в мире. Не секрет, что женщина, достигнув брачного возраста, выдавалась замуж без ее желания для улучшения ее социального статуса или мотивировкой этому были исключительно коммерческие интересы ее родителей. В таком ключе роль женщины сводилась лишь к тому, что бы быть красивым приложением к мужчине, рожать ему наследников и быть почти в девяноста процентах случаев душевно совершенно одинокой. Конечно, на каком то историческом этапе, женщины стали противиться такому положению вещей и на свой манер с этим бороться. Здесь можно вспомнить исторический пример такой борьбы Великой Женщины и очень серьезной Личности княгини Екатерины Ивановны Голициной, как ее называли в те времена, «Ночной княгини». «В какой-то мере княгиня Голицына явилась в России провозвестницей женской эмансипации, на свой лад отстаивая право слабого пола на государственную и политическую деятельность, интеллектуальный поиск, научное дерзание.» [1].
С наступлением двадцатого века с его стремительностью развития науки, искусства, политических институтов очень сильно поменялась и роль женщины, а в конечном итоге и общественное мнение в отношении неё и роли в общественном развитии. Женщина начала восприниматься не только как мать, но и как личностно значимая единица. И уже понятия женщина-научный работник и женщина-философ не вызывают такого праведного гнева и иронии, как например в восемнадцатом или девятнадцатом столетии. Изменился в связи с этим и институт брака. Женщину уже трудно выдать замуж насильно, хотя и сейчас еще встречаются такие примеры. Хорошо это или плохо судить не мне, но, на мой взгляд, браки по любви в свете того, что женщина стала принадлежать не только семье, но еще и профессии, стали менее прочными. Брак на современном этапе держится только на взаимной симпатии мужчины и женщины. Теперь они только равные партнеры в общественном смысле. С исчезновением Любви разваливается и семья. Может быть, это было бы и не очень страшно, если бы не дети. Они, растущие в неполной семье, очень много теряют в смысле психологической адаптации к жизни. Без одного из родителей в их развитии наблюдаются разного рода перекосы, что ведет к неправильному воспитанию последующих поколений своих потомков. И это первая и самая важная отрицательная сторона эмансипации, когда женщина уже не может уделять всю себя семье и детям. Тяжелые последствия в свете вышеперечисленного возникают, когда женщина, ассоциируя себя как Личность, начинает уподоблять себя мужчине и выбирает не свойственные женской природе направления деятельности. Например, женщина – научный работник. Многие могут сейчас мне возразить, что ничего плохого в этом нет, но я думаю, что все-таки есть. Научная деятельность, как процесс познания окружающего мира, требует полной самоизоляции от всего того, что может этому процессу мешать. Наука требует от Личности особого образа жизни, который зачастую совсем не совмещается с семейными обязанностями, которые даже на современном этапе развития человечества, считаются исключительно женскими, за редким исключением. И уже совсем не совмещается с воспитанием детей, потому что дети, так же как и наука, требуют полной отдачи сил и энергии, если конечно мы желаем воспитывать интересных, образованных и удачливых в жизни детей. Поэтому, рассуждая таким образом, можно прийти к заключению, что желая сделать полноценную научную карьеру, женщина должна отказаться от того, что было заложено в нее природой. Она должна отказаться от создания семьи. Но это случается исключительно редко. Природный зов женского начала заставляет женщину, выбравшую научную стезю, все-таки создавать семью и рожать детей, а это в свою очередь, приводит к тому, что она становится лишь посредственным исполнителем научных выкладок ее более удачливых коллег, в основном мужчин. Кроме того, такое метание от детей к науке так же приводит к тому, что и процесс воспитания детей у такой женщины оставляет желать лучшего. Более чем уверена, что она не может этого не понимать и внутри нее растет недовольство собой, выбранной профессией и в конечном итоге приводит к депрессии. А дети, воспитанные наполовину в семье наполовину отданные на откуп самим себе, редко достигают какой то конечной цели в процессе самоидентификации себя как Личности, порой половину жизни тратя на то, чтобы найти свое место в жизни. То же самое можно сказать и о женщине в бизнесе. Но тут появляется еще один сектор, которого нет, когда мы говорим о науке, потому что на нынешнем этапе экономического развития России наука еще не везде и не всегда является высокодоходной областью. Леди, у которой получилось создать полноценный и высокодоходный бизнес, по внутреннему самоощущению является счастливой личностью. Правильно сделанная карьера говорит о том, что все внутренние личностные качества этой женщины были высоко-оценены обществом. Такая женщина может себе позволить хороший дом, штат прислуги, который будет заниматься ведением домашних дел, высвобождая женщину для занятий тем, что ей нравится, нанять гувернанток и учителей своим детям или даже отправить их учится в какой-либо пансион за границей. Но вот последнее обстоятельство и является, по моему мнению, самым опасным. Отделяя своих детей от себя и отдаляя их от своего внутреннего мира, мы теряем связь со своими детьми, а следовательно преемственность духовного развития поколений одной семьи. Такие дети могут получить замечательное образование, но в душе у них будет чего-то не хватать. Хорошо, если их духовным развитием будут заниматься достойные люди. А если нет? Высокий интеллектуальный потенциал при достаточно высокой бездуховности может привести к тому, что этот ребенок в дальнейшем может стать мозговым центром какой-либо преступной группировки или просто убийцей. Отсюда возникает вопрос, а зачем тогда бизнес-леди иметь детей? Что она с этого получает? Какой дивидент? Ответ очевиден, процесс рождения детей у такой женщины превращается с одной стороны просто в физиологическую потребность, а с другой в потребность иметь наследника накопленного капитала. А духовная сторона вопроса остается не развитой. Это явление можно тоже назвать очень плохим качеством процесса эмансипации. Все то, что было описано мною выше, относится и к другим исконно мужским областям самореализации. Но, все же, я не отметаю полностью такие проявления женского я, потому что, если женщине удастся все-таки гармонично вплести одно свое проявление в другое, то ей можно только позавидовать и более детально изучить ее опыт, для того, чтобы выработать в дальнейшем руководство к действию для других.
Но что же все-таки можно предпринять, чтобы не ущемлять женщину в ее законном праве быть Личностью? Я думаю, что здесь можно подумать о том, чтобы задействовать женское творческое начало, которое будет, на мой взгляд, органично сочетаться с ее природными женскими задачами. Творческая компонента для женщины, конечно же, опирается на поддержку её семьи (родители, взрослые дети, муж) прежде всего, и просто мужа в частности. Задействованность и успешность в творческой среде может быть и у одинокой женщины, у которой вся её семья может состоять из одного только ребенка. Но успешность и творческая проявленность в данном случае у женщины, которая опирается на семейный финансовый и духовный капитал, выше. Кроме того, связь её с семьей и детьми тоже очень высокая. Ведь, в сущности, ей не приходится черстветь душой на поприще мужских профессий и можно быть рядом с детьми и мужем, а кроме того можно проявить себя так, как может и хочет душа женщины, ощущая, что она сделала и еще сделает многое, за что её семье есть и будет чем гордиться. В сущности, на мой взгляд, творчество и является той золотой серединой для женской души, которая на современном этапе позволяет ей быть личностно проявленной в общественной жизни, и счастливой в личной. Это обствоятельство очень важно в эпоху технического и научного прогресса, когда стремительно возрастает роль личности и так же стремительно вырождается институт семьи, сохранить который может и должно любое государство, чтобы выжить.

Использованная цитата:
1. Забабурова Н. В., Ночная княгиня, Научно-культурологический журнал, № 12(157), 2007 (Интернет издание)


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.