Моё
…Это самое святое, что осталось во мне…
Это, что хранит и лечит, как Господня благодать,
Это то, что не купить и не продать…
(С. Трофимов)
В конце семнадцатого столетия в Россию приехал французский виноторговец Годэн. Женился, обрусел, за службу получил от Петра Алексеевича земли в Тверской губернии…
Шло время, предки мои занимались разведением лошадей и были весьма успешны в этом. Жизнь шла тихо и размерено. Так было до 1917 года…
А потом началась коллективизация, людей с хуторов сгоняли жить в одно место. Так появилась ранее не существовавшая деревня Новый Бор. Есть она и до сих пор. Очень часто бываю там. И всё история, все дышит ею. Вот здесь раньше был дом, в котором жили мои прабабка и прадед… А еще дальше за небольшим лесом, на поляне был хутор, в котором жило не одно поколение моих предков. А теперь там трава и кустарник…
Прадед Никаха высокий статный, красивый, был большим любителем женского пола. В Отечественную воевал на Балтике. Моряк. А в это время прабабушка Прасковья была одна в деревне. Последний ребенок родился в декабре 41. А через год, зимой пришли немцы. И все было: и страх, и голод, и рытье противотанковых рвов… И сын старший Павел на фронте. А линия фронта близко, и Павлу двадцать с небольшим. Ходила через две армии сына кормить: через немцев - к нашим и обратно. А потом сбежал Павел, и прятала она его в сарае. В соседней деревне стоял со своей эскадрильей Василий Сталин, умолила она его взять сына к себе, а иначе - трибунал и не жить Павлу.
До сих пор жива Марья Васильевна, которая отлично помнит самого Василия, и сколько мерзлой картошки нужно было за ночь начистить, что б накормить летчиков. Она официанткой служила в офицерской столовой, красивая была…
И кончилась война, но жизнь и история продолжались… А Павел с Молотовым летал в Сан – Франциско и доллары видел. Крестьянствовал и пил, конечно…
А еще часто ездим на базар в город Торопец. Само название: То-ро-пец…Как музыка! А город – то старинный, существует с 1074 года. Торговый город был, стоит на древнем пути из варяг в греки, много видел город…Со временем заглох торговый путь, и город пришел в упадок…Богат историей город. Еще при въезде видны огромные курганы. Тридцать храмов стоит. А вот и мой любимый, самый маленький, в отдалении на горе. Храм Всех Святых. Венчался в этом храме Александр Невский, а жена его поднесла в дар храму икону Корсунской Божьей Матери. Теперь там только список с нее, подлинник в Русском музее в Питере.
Здесь я крестила свою дочь. Моя дочь носит красивое древнее имя Ева и польскую фамилию по отцу. Ей всего два месяца и ее история только начинается!
Солнечное осеннее утро. Рязаньщина….Деревенька Демидово. Уже прохладно, росно, и воздух такой прозрачный и свежий… Старое брошенное кладбище за рощей. Мои предки… Сколько их? Разные фамилии…Старинная могила: камень и большой кованый крест. Воронов Корнилий Алексеевич, 1838-1906, мой прапрапрадед. Кажется, правильно посчитала. Крест отколот, в войну станцию бомбили – осколком задело. Корнилий занимался лошадьми и конюшня была, в городе жил и деньги были. Уважаемый был человек! Иначе могила была бы: простой холмик да крест деревянный.
Прабабка Пелагея Михайловна уже лет 10 как умерла. Тихо, пахнет пылью, старых вещей в избе уже нет. Мама лезет на чердак, достаем грязный самовар с медалями, старый утюг (очень тяжелый, как им гладили!?) и фонарь. Фонарь непростой, с историей. Мой прадед был станционным служащим, а фонарь сигнальный, с разноцветными стеклышками, очень красивый.
А совсем рядом деревня Константиново. Вот он дом с плетнем и школа… Как будто только вчера мальчик Сережа Есенин лазил на это самое дерево и сидел за этой партой!
Как быстро идет время! А здесь его просто нет, не чувствую! Я вне времени… И все это моя история. И все во мне: и тихая есенинская грусть, и холодность тверских лесов, и большая благодарность и бесконечное удивление делам моих предков. Дай Бог, мне памяти, чтоб передать свою историю дальше в поколения!
Сентябрь 2005 г.
Свидетельство о публикации №208042700165
С уважением,
Фарби 12.09.2008 14:44 Заявить о нарушении