Где так вольно дышит пианино

Давным-давно в незапамятные времена средних веков, когда жили еще на земле настоящие колдуны и ведьмы, кто-то из них создал пианино.

Ведьм и колдунов извели, а искусство пользоваться пианино, как колдовским средством проникновения сквозь пространство и время забылось.

Пианино на самом деле не роскошь, а средство передвижения.

Как и автомобиль, оно имеет две педали - газ и тормоз. Некоторые пианино снабжены третьей педалью.

По-настоящему, пианино действительно колдовской инструмент.

Оно дает возможность твоей душе путешествовать по необыкновенным траекториям, в то время как тело находится в покое, на стуле или в кресле.

Я приведу только одно доказательство того, что пианино действительно колдовской инструмент.

При выключении света, отсутствии электричества все радиоприемники, магнитофоны и т.п. замолкают. Одно лишь пианино способно звучать по-прежнему.

Сегодня пианино используют намного слабее, чем его действительные возможности.

Если на нем едут, то как на трамвае или троллейбусе, строго по нотам.

А ведь с его помощью можно ездить или летать, как на велосипеде или как на параплане.

Говорю это по собственному опыту, так как еще в детстве у меня открылся абсолютный музыкальный слух, а пианино подарило такую возможность, взлетать душой.

Вообще говоря, аккорды и другие сочетания звуков, это своего рода гласные звуки языка пианино.

Только у пианино этих гласных намного больше, чем в языке людей.

У людей это горстка гласных, меньше десятка в алфавите от "а" до "я", причем половина из этих гласных составные, например, "я" это на самом деле "йа", "ю" - "йу" и т. д.

Язык пианино намного богаче.

Настоящая музыка это голос пианино, который говорит без околичностей о самом главном, душе, любви, судьбе и еще о чем-то, что трудно передать словами людей.

Надо при этом сказать, что сам человек только на одну десятую существует в видимом мире, а девять десятых его, как айсберг, находится в мире невидимом.

Забавно, что этот мир, хотя для нас и невидим, но отчасти слышим для нас.

Жалко мне, что я тороплюсь, поэтому не имею возможности дописать все, что мне хотелось бы сказать, но, я думаю, что мы когда-нибудь поймем, что надо защищать и сохранять не только растения, животных, людей, природу, но и пианино, потому, что только там, где настроено и вольно дышит пианино, на самом деле вольно дышит также и человек.

- - -
Шульце Евгений Генрихович

Моего отца Шустова Николая Васильевича, военнослужащего врача, перевели в 1966 году служить в город Потсдам начальником военного госпиталя Группы советских войск в Германии.

Вместе с ним переехала семья, моя мама, мой младший брат и я, ученик восьмого класса.

Я учился в восьмом классе 3-й школы ГСВГ, при этом отец отвел меня в музыкальную школу при доме офицеров чтобы я смог закончить седьмой класс музыкальной школы по классу фортепиано.

Моим учителем по классу фортепиано оказался пожилой потсдамский немец Шульце Евгений Генрихович.

Он задал мне вопрос: "Молодой человек, вы желаете быть профессиональным музыкантом?"

На это я с ужасом и отвращением ответил: - Нет!

Шульце немедленно отреагировал - Успокойтесь, пожалуйста, будем просто готовиться к экзаменам.

По немецкому обычаю он встречал меня рукопожатием.

В классе зимой было довольно таки холодно, на что я, крымчанин, ему как-то пожаловался.

Шульце засуетился, стал смотреть на градусник, после чего сказал мне:" Все нормально, по градуснику 16 градусов".

Я решил, что у немцев такой обычай и стал привыкать к такому тепловому режиму.

Впрочем, он включал какой-то электрический обогреватель.

Был он седой, старый, рука его при рукопожатии была почти невесомой, из тонких косточек, обтянутых тонкой кожей, мне казалось, что если я чуть нажму сильнее, то косточки сломаются.

Он по-немецки был очень аккуратен, опрятен, с невероятно ровно уложенными седыми волосами такой прической, как на картинках в парикмахерской, волосок к волоску, от него всегда приятно пахло слегка каким-то мужским лосьоном.

Он дал мне разучивать какое-то произведение и через несколько дней сам сыграл какое-то другой произведение после чего сказал:" Будем считать, что вы это выучили и мне сдали."

Однако, немецкая педантичность и добросовестность побуждала его делать из меня музыканта, насколько это было возможно.

Однажды он схватил мою руку и, растопырив мои пальцы, засунул их между клавишами так, что между вторым и третьим пальцем получился прямой угол.

Затем ту же самую растяжку он сделал между третьим и четвертым пальцем, а потом между четвертым и пятым.

Было очень больно, я подумал:" Ах ты фашист! Ты не увидишь слезы русского мальчика!"

Поэтому я сидел за пианино тихо и ждал, что же будет дальше.

Шульце отошел в сторонку, посмотрел на меня, улыбнулся, а потом сказал:" Молодой человек, это упражнение заменяет полтора часа гамм."

Гаммы я очень не любил, поэтому когда я это услышал, я даже обрадовался.

Шульце показал на пианино, как он делает эту растяжку для пальцев, причем также поднимал вверх ладонь, чтобы перепонка между пальцами больше растягивалась и советовал мне перед началом игры на фортепиано делать это каждый раз ежедневно.

Я дома отцу рассказал о том, что было в школе, как Шульце делал мне растяжку, что я при этом думал и даже попытался отцу показать на пианино как делать растяжку пальцев.

Пальцы его не гнулись совершенно.

Он вскрикнул и пообещал мне, что напишет директору музыкальной школы жалобу на Шульце за издевательства.

Я обомлел после такого поворота событий, которого совсем не ожидал и сразу же стал объяснять отцу:" Ты что, не вздумай делать этого, Шульце мне доверил секрет, а ты жаловаться? Никуда не ходи, это очень хорошее упражнение."

К моему счастью отец успокоился, хотя и с некоторым недоверием, но никуда не ходил жаловаться на Шульце.

После очередного урока Шульце сказал мне:" Молодой человек, У Вас пальцы, как сосиски."

Он показал мне как следует играть гамму, так называемую хроматическую терцию когда попеременно играешь двумя пальцами, например, третьим и четвертым или четвертым и пятым сначала до, затем ми бемоль, затем до диез, затем ми и т.д.

Он дал мне задание прямо на уроке играть это, а когда я спросил сколько раз играть он ответил:" Играйте, играйте".

Я играл, пока у меня не заболели мышцы руки.

Тогда он сказал играть левой рукой, причем опять до тех пор, пока не заболит.

Он сказал мне играть эту хроматическую терцию дома и на уточняющий вопрос:" Пока не заболит?" ответил - "Да, пока не заболит." тогда надо продолжать или другой рукой или другими пальцами тоже, пока не заболит.

Это оказалось прекрасной зарядкой для пальцев, пальцы мои укрепились, причем очень меня поразило, что это же надо было делать первым и вторым пальцем, причем первый палец, как и другие пальцы, должен свободно ходить по черным клавишам, а не только по белым, как меня учили другие учителя музыки.

Шульце научил меня брать октаву именно кистью, а не всей рукой, это как в баскетболе ведут мяч кистью руки.

Он фактически расковал мои руки и я стал играть по слуху все, что мне хотелось, аккомпанировал девочкам в школьной самодеятельности, когда они пели песни, в том числе, выступая в воинских частях перед солдатами ГСВГ.

Как то я спросил у Шульце:" Где вы учились музыке?"

Он ответил:" В Ленинградской консерватории."

Сам он был удивительный виртуоз, он непревзойденно играл сложнейшие произведения Листа, других композиторов, выступая периодически в Потсдамском Доме офицеров на концертах после выступлений учеников музыкальной школы в которой он работал.

Экзамен по специальности в музыкальной школе я сдал на отлично.

Когда еще я готовился к экзамену, Шульце добивался от меня точного исполнения нескольких аккордов в произведении Глиера.

Они достаточно долго у меня не получались, Шульце был терпелив, однако, когда аккорды стали у меня получаться, он вдруг сказал мне: "Здесь достаточно сложная гармония, если ошибетесь на экзамене, продолжайте играть, как ни в чем не бывало, никто не разберется. Умный промолчит, а дурак не поймет."

Этот совет мне хорошо пригодился позднее.

Прошло уже полгода после окончания мной музыкальной школы, как меня поставили в программу в Доме офицеров по самодеятельности в концерте.

Я к концерту подготовился плохо, поскольку классическую музыку редко играл и все произведения подзабыл.

Тем не менее этюд Черни я сыграл точно.

А в сонате Гайдна, которая состояла из трех частей, когда я уже заканчивал вторую часть я вдруг с ужасом понял, что третью часть, главное, ее начало я совсем забыл.

Помятуя совет Шульце и используя свои способности к импровизации я на ходу сочинил в стиле Гайдна что-то наподобие его сонаты, с гармониями популярной тогда музыки из кинофильмов "Генералы песчанных карьеров" и "Семнадцати мгновений весны".

Я играл на сцене Дома офицеров и слышал, как утихает легкий шум в зале, было очевидно, что все стали особенно вслушиваться в мою музыку.

Допускаю, что она им нравилась.

Когда я закончил, раздался шквал аплодисментов.

Впоследствии девочки из моего класса просили меня, чтобы я сыграл то, что играл на концерте, я играл Черни, Гайдна, но они говорили мне - Не то.

Ни один человек не попенял мне, что я извратил Гайдна.

Я до сих пор не знаю, или они действительно ничего не поняли и приняли мою импровизацию за Гайдна, или умные промолчали, как один.

В жизни моей я остался музыкантом любителем, но только на первом курсе института в общежитии был небольшой зал с пианино, на котором в свободное время я играл в свое удовольствие и однажды туда зашла девушка шестнадцати лет, на которой я через два года женился и мы живем вместе до сих пор.

- - -

Влияет ли музыка на судьбу человека и как она это делает?

Профессиональные музыканты ответят утвердительно, ведь так они зарабатывают деньги.

А те, кто не зарабатывает деньги, как меняется их судьба, к лучшему ли, к худшему?

Статистика показывает, что те, кто в течении 10 лет своей жизни играл на пианино живут на 10 лет дольше тех, кто не отличается от них по остальным параметрам, кроме игры на пианино.

Выходит, время потраченное для игры на пианино не надо считать выброшенной из жизни.

Однако, что же меняет музыка в человеке, что продляет его жизнь?

Начну издалека.

Если Вы вышли в ночь с красным фонариком, то все предметы становятся красными.

Если с синим, то синими.

Свет нашего разума, озаряющий окружающий нас мир, придает ему многие характеристики нас самих.

В известной степени мы создаем, формируем окружающий нас мир.

Даже такое явление, как свет, который мы видим в цвете, на самом деле просто электромагнитные волны, а цвет, присущий этим волнам, рождается только у нас в голове.

Звуки, которые мы слышим, для нас не просто колебания воздуха, струн и т.п., это прежде всего сигналы, несущие определенную информацию.

Есть такой совет людям, которые выступают публично, знать намного больше, чем дается время сказать. Невысказанное также влияет на высказанное, оставляя на нем свой отпечаток, делая речь убедительней.

Так и в музыке, чтобы она была содержательной, она должна состоять не просто из набора звуков, а отражать определенное представление о жизни, сообщая слушателям общее, в том числе эмоциональное, представление о счастливой, благополучной жизни.

Тот мир, который мы знаем, на самом деле своеобразное произведение материального мира, окружающего нас, на наше самоощущение, рождающееся в нашей голове.

Бесконечно сложный мир, окружающий нас, умножается на величину нашего слабого разума и результатом этого умножения, итогом является наша жизнь в том виде, в котором мы ее наблюдаем.

Поэтому наше сознание и наше самосознание это неотъемлемые части окружающего нас мира, как цвет луча фонарика неотъемлемая часть видимой для нас картинки.

При этом мир, созданный нашими представлениями и впечатлениями при взаимодействии с окружающей средой, является динамичным и постоянно меняется.

В этом мире мы постоянно решаем какие-то задачи.

Проекты решений постоянно формируются в нашей голове, сначала в неявной форме, а потом в явной, осознанной форме.

Занимаясь музыкой, мы формируем у себя такие ассоциации, которые маловероятно чтобы появились, сформировались сами по себе.

Ведь современная музыка, это итог многих веков отбора самых лучших вариантов, чтобы самому человеку додуматься до этих вариантов, необходимо много веков, жизни не хватит.

Кроме этого, музыка, оживляя эмоции человека позволяет приблизить неосознанные мысли к их осознанию, быстрее находить необходимые решения.

Если представить себе, что между сознанием и подсознанием имеется своего рода некая грань, которую должны преодолеть зарождающиеся  мысли и решения, чтобы стать осознанными, то музыка позволяет этим неосознанным, неоформленным побуждениям, мыслям и решениям усилиться настолько, что они становятся осознанными, таким образом человек быстрее и эффективнее решает стоящие перед ним задачи.

Тем самым мир, в котором живет человек, становится более пригодным для жизни, что и продлевает его жизнь.   

Кажется, в Венесуэле, когда после очередного переворота к власти пришла очередная хунта, одного известного рок-музыканта, члена хунты, назначили министром культуры.

Товарищи, захватившие власть, спросили его: " Что тебе надо для культуры?"

Он ответил:" Когда я учился в школе, мне очень хотелось иметь гитару!"

Ему дали достаточно денег и он накупил гитар, ударных установок и всего прочего, что надо для самодеятельных ансамблей и раздал это все в школы.

Немедленно в стране упала подростковая преступность, наркомания.

Вместо бесчинств на улице, дети после школы бежали заниматься в ансамблях, мальчики, девочки торопились в музыкальные школы, эти занятия стали очень престижными.

Общий уровень музыкальной культуры в стране возрос настолько, что дирижера в Парижскую оперу пригласили из Венесуэлы.

Я имею свойство отвлекаться, поэтому вспомнил, как мой сын просил совета при одном несложном заболевании.

Мой совет показался ему слишком простым настолько, что сначала он даже обиделся на меня.

Он рассказывал потом:" Но я подумал, самое хорошее лекарство не окажет никакого действия, если его не применить. Я применил твой совет и он, на удивление, помог."

Я позволю себе завершить свой опус выводом - если Вы хотите улучшить жизнь своих детей, учите их музыке.

Примечание.

По своему обыкновению я решил добавить ложку дегтя в бочку меда, а именно сказать о плохой стороне занятия музыкой.

Вообще говоря, нет ничего такого плохого, что не содержало бы в себе хотя бы капельку хорошего.

И наоборот, всякое хорошее где-то рядом с собой прячет что-то плохое о чем полезно, ка всякий случай знать, чтоб остерегаться.

У профессиональных музыкантов рабочий день, как правило, начинается вечером и длится достаточно часто ночью.

Это может приводить к нарушению ритма сна и бодрствования, к возникновению неврозов.

Один мой одноклассник, профессиональный музыкант, с которым мы после школы на длительное время расстались, а потом встретились, когда я уже работал главным врачом санатория, пришел ко мне на прием и просил принять на должность водителя.

Во-первых, музыка не давала ему ожидаемого и стабильного заработка.

Во-вторых, вечерняя работа вредила его здоровью и нарушала гармонию в семье.

Впоследствии он меня от души благодарил, что я помог ему поменять профессию, поскольку профессией водителя автомобиля он оказался совершенно доволен.

--""--

Иногда приходится слышать, что надо обладать чувством прекрасного, чтобы заниматься искусством.

Что до меня, то я не понимаю, что такое чувство прекрасного.

Напротив, я считаю, что творческий человек должен обладать обостренным чувством относительно всего безобразного.

Тогда, в процессе творчества, он, замечая недостатки своего творения убирает  и убирает те частицы безобразного, которые он чувствует до тех пор пока ничего безобразного не остается.

То, что получилось в итоге и есть прекрасное, когда придраться не к чему.

А тот, кто не обладает чувством безобразного это безобразное не будет замечать, что и испортит любое произведение.


Рецензии