Искусство жить и управлять

Глава 1. Я начинаю жить!

Мой вес при росте 176 сантиметров составляет 89 кг. У меня пивной живот. Я с трудом одеваю носки. Потому что надо наклоняться, а живот мешает. Я не очень хорошо себя чувствую: у меня давление, головные боли, моя язва двенадцатиперстной кишки постоянно о себе напоминает, изжога просто замучила. Господи! Ну, разве можно дальше так жить? Сегодня воскресенье. Либо снова и снова потворствовать лени, как выкуренной сигарете, либо в этой жизни надо что-то менять. Кстати, а ну ее на хрен эту сигарету! Отвратительный привкус, сумасшедшее сердцебиение и головокружение. А у меня их и нет, в смысле сигарет. Намедни, кончились. Идти покупать – денег жалко, да и лень (вот лень здесь просто необходима!).
Я вдруг осознаю (из подсознания всплывает затаившаяся доселе информация), что мне сегодня необходимо заняться китайской гимнастикой УШУ! Прямо сейчас!
 Ну-ка, ну-ка! Все что я знал раньше об УШУ, мой мозг начинает с жадностью прокручивать…
«В мире все взаимосвязано, одно не может существовать без другого, если игнорировать духовную составляющую, то невозможно добиться истинного мастерства и физического совершенства.
Выполнение комплекса упражнений в быстром темпе продемонстрирует потенциал моего тела…» Я взглянул на свой живот! Гадом буду, уберу его к ядрёной фени!
 «…Любое упражнение УШУ может иметь боевое применение. При этом никакой агрессии, наоборот, появляется способность разрешать конфликты. Главная особенность УШУ - это то, что им могут заниматься все без исключения люди: разного возраста, пола, телосложения и уровня физической подготовки - одни и те же упражнения будут индивидуально воздействовать на каждого, являясь одновременно методом психической и физической тренировки, помогая достичь здоровья и физического совершенства. Поразительно, но 80-90-летние мастера выполняют сложнейшие элементы, демонстрируя юношескую гибкость суставов, отсутствие отдышки и других признаков старости.
Гимнастика УШУ равномерно нагружает все группы мышц и способствует формированию идеальной фигуры. Китайские медики установили, что медленные упражнения УШУ сжигают каллории не хуже, чем в аэробике…»
О-о-о! Да у меня память-то прекрасная!
Я посмотрел на спящую жену и тихонько встал. Пусть спит. Ей уж точно УШУ не понадобится. Пятьдесят килограммов веса при росте 170! Идеальная модель для подиума. Выглядит на 25! Хотя моложе меня всего лишь на 4 года! Вот же природа создала чудо, а не женщину. Ей бы характер помягче… Ладно, разберемся потом с ее характером. А сейчас к компьютеру, и в Интернет.
А позавтракать? Да ну его завтрак! Потерплю. Жена проснется, позовет. Только глоток воды.
Я включаю компьютер и с нетерпением «рыскаю» по Интернету.
А вот и первая ласточка: гимнастический комплекс УШУ – «школа змеи и птицы». В своем настоящем виде оформилась в середине XIX века и представляет собой законченную систему, проверенную многими поколениями. В комплексе все увязано и в первую очередь – состав и последовательность упражнений. Если правильно применять их, то можно не только размять суставы, мышцы сухожилия, но и нормализовать работу кровеносной, нервной системы, внутренних органов.
При выполнении упражнения, внимание концентрируется на самом движении и на рекомендуемых участках тела – это важный элемент в освоении искусства управления «внутренней энергией».
Упражнения нельзя делать при сильном голоде и не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды. Одежда должна быть свободной. По китайской традиции упражнения выполняют, стоя лицом на север.
Вперед и только вперед!
Я начал осваивать упражнения стоя.
1 упражнение «Руки толкают небо».
Исходное положение (ИП): ноги вместе, плечи слегка отведены назад, руки свободно опущены вдоль тела, ладони касаются бедер. Начинаю вдох нижней частью живота, при этом плечи, подаваясь вперед, сдавливают верхнюю часть грудной клетки, препятствуя ее расширению, мышцы ягодиц поджимаются. Ладони, поворачиваясь наружу, внизу перед телом соединяю тыльной поверхностью. Руки медленно поднимаю вверх, освобождая грудную клетку, способствуя заполнению при вдохе средней и верхней части легких. Одновременно с руками поднимаю вверх голову, глазами слежу за кистями рук. При движении рук в крайнее верхнее положение ощущаю мягкое потягивающее движение всего тела вверх, не лишенное определенной приятности. Пятки от пола не отрываю. (При выполнении этой фазы упражнения происходит интенсивный массаж поверхностью плеч боковых участков грудной клетки, которые являются важными рефлексогенными зонами, связанными с функциями дыхания, кровообращения).
Медленно выдыхая воздух, слегка расслабляясь, опускаю руки через стороны вниз, сгибая в локтях и максимально отжимая пальцы. Плечи, опускаясь, сдавливают грудную клетку, способствуя более полному выдоху; колени слегка сгибаю. Внизу руки скрещиваю, правая под левой, касаясь предплечьями, ладони повернуты кверху.
Делаю вдох несколько более энергичный, поднимаем руки вверх, поворачивая на уровне лица ладони наружу. При этом плечи массируют грудную клетку. Одновременно поднимаю голову вверх, слежу за кистями рук, колени выпрямляю. В конце движения пальцы отогнуты назад, нижняя часть левой ладони надавливаю на тыльную сторону правой кисти в области лучезапястного сустава. Руки напряжены в ладонях и как бы «упираются в небо».
(При этом происходит массаж в области нижней части предплечий и лучезапястных суставов, являющихся активными зонами, стимулирующими деятельность и функции центральной нервной системы).
С резким выдохом руки круговым движением опускаю вниз, разводя в стороны, (локти слегка согнуты, ладони смотрят вниз, пальцы отогнуты). Одновременно с опусканием рук отставляю левую ногу в сторону на ширину плеч, колени слегка сгибаю. Движение завершаю кратковременным напряжением рук и всего тела. Затем расслабляю тело и возвращаюсь в исходное положение, приставляя левую ногу к правой.
(Эта часть упражнения должна сопровождаться ощущением сбрасывания тяжести, которую я «держал» над головой).
Упражнение выполняю непрерывно, движения как бы «перетекают» одно в другое. Повторяю 3 раза.

 
2 упражнение « Птенец покидает гнездо»
ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне груди, предплечья горизонтальны, ладони обращены к телу, слегка повернуты вверх, пальцы расставлены (как будто держу чаши).
На вдохе развожу локти в стороны до предела, повторяя движение дважды с небольшим возвратом, затем возвращаюсь в исходное положение. Максимально разворачиваю кисти ладонями наружу и на выдохе, повторяя движения. Все упражнения выполняю на 4 счета. В локтях руки полностью не разгибаю. Повторяю упражнение 7 раз. (В этом упражнении разминаются суставы рук, отрабатывается культура движения «рука-змея», используемого в спортивных и боевых приемах).

 
3 упражнение «Почешите плечом ухо».
ИП: ноги на ширине плеч, правая рука поднята вверх, кисть свободно свисает, левая рука опущена вниз, кисть ее максимально отогнута вверх, ладонь повернута вниз, пальцы обеих рук слегка расставлены.
На вдохе два раза отвожу руки максимально назад. Затем меняю их положение и на выдохе повторяю махи руками. При выполнении упражнения руки в локтях не сгибаю, а «верхнюю» руку максимально приближаю к голове так, чтобы при взмахе касаться уха.
Повторяю упражнение 7 раз. Делая махи руками, сосредоточиваю внимание на концентрации напряжения в области лучезапястных суставов. (В этом упражнении производится интенсивное сокращение мышц шейной области, что способствует нормализации тонуса сосудов головы, снятию усталости и раздражительности, устранению скованности в плечевом поясе).
Повторяю упражнение «руки толкают небо».

 

Упражнение 4 « Змея в танце»
ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и сложены на затылке так, что большие пальцы упираются в подзатылочные ямки, остальные пальцы сцеплены. Голову держу прямо, локти максимально отвожу назад. Сохраняя фиксированное положение головы и ступней, выполняю 7 круговых движений тазом против часовой стрелки. Движение таза вперед соответствует выдоху, а назад – вдоху. Ноги в коленях не сгибаю. Затем выполняю вращение по часовой стрелке. Стремлюсь делать упражнение с максимальной амплитудой. (Это упражнение хорошо разминает мышцы поясницы, способствует увеличению подвижности поясничного отдела позвоночника, оказывает профилактический эффект при болях в пояснице, головных болях).
 
Упражнение 5 «Дракон в танце»
ИП: ноги сомкнуты и согнуты в коленях, кисти рук плотно обхватывают колени, корпус слегка наклонен вперед, смотрим прямо перед собой.
Выполняю круговые движения в коленях против часовой стрелки 7 раз, затем меняю направление вращения. (Согласно представлениям народных врачевателей Востока массаж и разминание коленных суставов оказывает тонизирующее действие).

 

На сегодня хватит! Помню, что надо соблюдать главное правило: постепенность в нагрузке, заниматься регулярно, пусть и понемногу.
А теперь душ и в кабинет…Да, да не удивляйтесь, у меня свой кабинет с неплохой библиотекой в полторы тысячи книг.
Зачем в кабинет, спросите вы? Да интересно узнать, что представляет собой человек, как личность, творец. Есть ли предел совершенству человека? Обладаю ли я той энергией, которая может быть направлена в жизнеутверждающее русло? Русло, в котором зиждется вера и уверенность, смирение и терпимость, деловитость и предприимчивость? Русло, по которому я достигну вершин самопознания, творчества и гармонии?

Глава 2. Я творю!

Помнится мне, что Платон описывал идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, которые становятся прообразами реальных предметов. Я достал с полки книгу и начал листать.
… С точки зрения Платона идея, или душа, постоянна, неизменна и бессмертна. Тогда и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменны, и открытия, совершаемые человеком, не являются чем-то новым, а лишь осознанием того, что хранилось в душе.
Душа является хранительницей нравственности человека. Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами. Да он рационалист! Поэтому он обожествлял числа. Даже на воротах его Академии воцарилась угрожающая надпись: «Не знающий геометрии, да не войдет сюда». Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон полагал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей.
Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Душа – это колесница, запряженная двумя конями. Черный конь (вожделеющая душа) не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. А разумная часть души – это возница, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. М-да! Геометрия, понимаешь ли, основа всех наук! Четкие черно-белые линии: разумная часть однозначно хорошая, а вот вожделеющая и страстная – плоха и низка. Ну что тут скажешь? Уж очень прямолинейно.
Собственно, неплохая концепция, однако ж страсть может породить творчество. Здесь я категорически с Платоном не согласен. А вот мысль о том, что человек и космос едины, прекрасная идея, требующая развития.
Так, ладно дальше.
Познание мира происходит через ощущения, память и мышление. Память – это «отпечаток перстня на воске». Память - хранилище всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент.
Память и ощущения – пассивный процесс, напротив мышление носит активный характер. Мышление есть диалог души с собой (говоря современным языком, внутренняя речь). Поэтому активность мышления обеспечивается его связью с речью. Человек имеет возможность проникнуть в суть вещей с помощью интуитивного мышления, проникнуть в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком.
Что-то похоже на озарение, а скорее на insight ( проницательность, проникновение в суть) – мгновенное (а не в результате длительных поисков) решение проблемы, что обеспечивает переход к новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым.
Я ещё раз перелистал книгу, но больше для себя ничего не нашел. А вот нет! Платон, образец для подражания. Настоящее имя Платона – Аристокл, но еще в юности он получает новое имя – Платон, что значит широкоплечий (в ранние годы он увлекался гимнастикой). Платон и поэт и философ! А одним из учеников был знаменитый Аристотель.
Я взял другую книгу…
То, что Аристотель был учителем самого Александра Македонского, это мы знаем со школы. Я припомнил репродукцию картины Рафаэля «Афинская школа», на которой изображен Платон, перстом указывающий на небо, а ладонь Аристотеля направлена вниз, к земле. Показательная картина: Аристотелю, «по душе» земные вещи, чувственно воспринимаемые человеком и раскрываемые в общении.
Аристотель рассматривал живое тело и его способности, как определенную действующую систему. Система! Человек - это система!
И что же в этой системе?
Тело и его работа – две составные неразделимые части предназначенные для решения какой-либо задачи. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение». Здорово ты сказал, Аристотель! Чудо!
Душа способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Даже в растениях есть душа! Значит с ними можно говорить! Душа не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела нельзя отделить. О-о-о! Да ты отвергаешь версию о прошлой жизни, о перемещении души после смерти в другое тело или растение. Тело благодаря души учится, размышляет и действует…
А вот здесь, я думаю, дорогой ты мой Аристотель, споткнулся. Или понял, что душа – это бездонное пространство, которое невозможно постичь! Ладненько, пойдем дальше.
Душа не может существовать без пищи, поэтому исходным для жизни является питание как усвоение окружающего. Пища, как материальное вещество поддерживает тело, а такое духовное питание, как чувственные впечатления, способность ощущать ведет к познанию мира. Душа проходит ступени своего развития: растительные, чувственные и умственные (присущие только человеку). Разум в его высшем, сущностном выражении отличается от тела. От чувственной способности (начало познания), к самому высокому уровню познавательной деятельности – «верховным разуму», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, являющегося базой циркуляции крови и приводящее в действие органы чувств и движений. Впечатления, полученные от внешней среды, наш организм закрепляет в виде образов «фантазии». Сейчас мы бы сказали об этом несколько проще: так понимаются представления о памяти и воображении. А дальше ещё интересней! Впечатления соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. Вот так, впервые, Аристотель сформировал законы ассоциативной психологии.
А вот кое-что новенькое, чего у Платона нет.
Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка.
Его периодизация, в основе которой заложена структура души, заслуживает внимания! Детство он разделил на три периода: до 7 лет (в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души; поэтому для маленьких детей такое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена), от 7 до 14 (гимнастические упражнения, развитие памяти. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках) и от 14 до 21 года.
Но примечательно то, что Аристотель, признавал важность и возможность воспитания культуре чувств не только у детей, но и у взрослых через роль искусства драматического, которое, вызывали соответствующие эмоции.
Так достаточно. Кто мне еще может помочь? Рене Декарт! И его «Страсти души»!. В моих руках зашелестела другая книга.
Душа – это сознание, начало всех начал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. А вот и знаменитый декартов афоризм «Cogito, ergo sum» («Мыслю – следовательно, существую»). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем содержании. А содержание врожденных идей, человек открывает рациональной интуицией.
Я прочитал вслух: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим».
Человек – это машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и «желаниями» сознание. Во как! Две независимые друг от друга сущности (субстанции). Как же они сосуществуют в целостном человеке.
А вот как. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Это эмпирическое "открытие" никто всерьез не принял. Однако решение теоретического вопроса о взаимодействии души и тела в декартовой постановке поглотило энергию множества умов...

По мере возможности буду продолжать!
Читатель понравилось? Напиши отзыв, не поленись!


Рецензии
Спасибо,Егор.Понравилось.Продолжайте в том же духе.
Удачи.
С теплом Флёрушка и Михаил.

Михаил Жовнерчук   17.07.2009 22:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.