Неожиданный вывод

       1973 год… Мне тридцать лет, я уже шесть лет работаю инженером в туполевском ОКБ…

       В тот вечер мы с отцом долго сидели на кухне и говорили «за жизнь».

       Отец всегда живо интересовался моей работой в авиационной отрасли, а я в свою очередь с интересом расспрашивал его о делах комбината «Инта-уголь»…

       В этот вечер я рассказывал отцу не о романтике неба, не о лётных испытаниях (а ведь ещё несколько лет назад только об этом и говорил!)…
В этот раз я рассказывал отцу о том, как из сборочного цеха Казанского авиационного завода выкатывают на лётное поле один за другим новенькие, но негодные для употребления самолёты. Ту-22М2, самые современные стратегические ракетоносцы! Гордость нашей авиации!
       К тому моменту двадцать штук уже скопилось таких, на которых летать нельзя… А серийный завод продолжает их выпускать…

       А суть этого дела такова. Очередная модификация самолёта Ту-22М (откуда и название Ту-22М2) потребовала некоторого изменения кабины. Делалось это, как всегда, спешно. И макетная комиссия приняла новую кабину отдельно от самолёта… Поясняю: макет кабины со всей начинкой предъявлялся авторитетной комиссии без самолёта (ведь это всего лишь очередная модификация…) Комиссия приняла кабину, и серийный Казанский завод стал клепать новые самолёты с новой кабиной
 
       Первый Ту-22М2 поднял в воздух лётчик-испытатель туполевской фирмы Василий Борисов. Ранее он поднимал первый ракетоносец Ту-22, потом Ту-22М… И вот в воздухе следующая модификация…
Не буду тянуть время, хотя соблазн поговорить о лётных испытаниях очень велик…
       Борисов с огромным трудом, можно сказать чудом(!), посадил новенький Ту-22М2. Оказалось, что после модификации кабины характеристики обзора ухудшились так, что при посадке полосу было не видно! Борисов был вынужден открыть боковую форточку… Заключение лётчика категорическое: на таком самолёте летать нельзя!

       И конструкторы ОКБ начали проектировать кабину заново.
Но серийный завод тем временем продолжал выполнять план и выкатывать на поле самолёты, на которых нельзя летать…Зато рабочие и инженеры завода получали зарплату и премии.
И это только наиболее очевидный случай из числа тех, когда принимаемые «наверху» решения противоречили здравому смыслу.

       В том же разговоре я рассказал отцу про другой случай: когда в бортовой системе управления этого же самолёта был обнаружен серьёзный дефект, то серийный выпуск негодных блоков этой системы не остановили… Это, конечно, не значит, что самолёты оснащались негодной аппаратурой. Нет! Просто самолёты стояли и ждали новую систему. Но устаревшие, показавшие свою несостоятельность блоки продолжали выпускаться серийным заводом до тех пор, пока не пришла новая техническая документация. Объяснение простое и «логичное»: рабочие должны выполнять план, получать зарплату и премии! А если остановить производство, то и зарплаты у рабочих не будет!

       В процессе того разговора я вспомнил, что ещё в конце шестидесятых А.Н. Туполев загрузил Воронежский авиационный завод заказом на изготовление знаменитого сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Туполев боялся упустить серийный завод, на котором также выпускали Ил-62. Короче, на серийный завод «спустили» заведомо сырую техдокументацию, и завод начал клепать детали будущего лайнера… Потом эти детали пошли в металлолом.
       Мне подробности этой истории рассказывал мой непосредственный начальник. Он со знанием дела объяснял, что для «захвата» производственных мощностей серийного производства все средства хороши…

       Всё это я рассказывал отцу, думая, что «открываю ему Америку»

       Но в ответ мне папа рассказал кучу аналогичных примеров из горнодобывающей промышленности…
На шахтах тоже царствует план, его величество план!
А если уголь пошёл сырой, а на дворе северная зима? Если уголь смерзается в бункере или в вагонах? Плевать! Министерство интересует только количество тонн угля, выданных на поверхность! За это платят деньги и рабочим и начальству. А уголь пусть хоть до весны лежит на аварийном складе, (т.е. просто куча на земле, да ещё и самовозгорание возможно). Кстати, уголь потребителю "впихивают" по разнарядке сверху. Потребитель просто обязан брать этот уголь независимо от качества
 
       Или ещё пример: чтобы догнать США по показателям скорости проходки наше Министерство угольной промышленности выпустило приказ о максимальном денежном поощрении за этот показатель. В результате в течении некоторого времени на шахтах все силы бросались на проходку, хотя по сути никакой необходимости в том не было. Т.е. проходка ради проходки…
       
       «Ну и к чему сей рассказ?», спросит редкий читатель, случайно заглянувший на эту страницу…

       А к тому, что именно в результате этого обыденного разговора мы с отцом совершенно неожиданно задались вопросом: а что же будет дальше? И после некоторых раздумий пришли к совершенно твёрдому для себя выводу: СССР, как политическая и экономическая система, просто не может не развалиться, ведь наша страна не бездонная бочка и никаких ресурсов при такой экономике не хватит. А с учётом «помощи американских доброжелателей» - развалится в обозримом будущем!

       Но до сих пор меня тревожит вопрос: почему если подобные разговоры велись чуть ли не в каждой образованной семье, если подобный вывод буквально витал в атмосфере, если даже рядовой инженер 1973 года "дотумкал"... то почему для кремлёвских правителей подобный вывод оказался НЕОЖИДАННЫМ ???

       Мой отец ошибся только в сроках. Он сказал, что всё произойдёт к 2000 году. Он ошибся всего на 10 лет.
       Он очень переживал развал СССР, и умер ровно через год после ЭТОГО…


Рецензии
Это была искусственная экономическая система, придуманная большевиками. Не могла она не развалиться. Но сумела за свой короткий срок преобразовать лапотную Рассею до состояния вечно догоняющей и развивающейся. И то спасибо.

Алекс Савин   26.11.2018 17:52     Заявить о нарушении
Абсолютно согласен...

Виктор Свиридов   28.11.2018 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.