Невыдуманные встречи

       РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО
       Я вам так скажу: одно дело очень известный и популярный человек вообще, и совсем другое, когда он твой земляк. Вот здесь жил, с твоими знакомыми дружил, вот в эту барышню влюблялся. Иногда звезды на небесах сходятся так, что деваться некуда: талант рождает таланты. Работала в послевоенные годы в Саратовском Дворце пионеров руководителем драмкружка Наталья Иосифовна Сухостав. Жена репрессированного, которой высочайшим позволением разрешили в искусстве одно – заниматься с детьми. И кто знает, не будь ее – стал бы Олег Табаков тем Табаковым, которого мы знаем. У нее многие стали звездами. Но что Москва – она большая, и живых мэтров здесь не мало, подозреваю, для кого-то и Табаков – не авторитет, но на его малой Родине – он просто свет в окошке. Народ искренне любит и почитает, начальство же перед ним благоговеет, постоянно приглашает и одного, и с театром, устраивает всякие торжественные штуки и старается быть к нему поближе, фотографироваться вместе, стоять перед телекамерами и улыбаться, улыбаться, улыбаться. Еще бы – не у каждого губернатора или мэра есть такой талисман, всенародно любимый, дружащий с верховной властью, при случае способный помочь решить не только творческие вопросы…
       Олег Павлович как тот кот Леопольд – умеет жить дружно, и любит Саратов вне зависимости от того, кто там на сей момент на вершине той самой вертикали власти, которую в последние годы упорно строили и не поймешь, достроили до конца или еще чуток предстоит. С одними градоначальниками утопал в цветах, потом их скинули, не без намека на уголовные прегрешения – он с другими утопает… К нему на время визита прикрепляется, как правило, женщина вице-губернатор, как верховный куратор, а местный министр культуры – так тот просто ни на шаг не отходит. Я это не в укор, может, так и надо, просто наблюдать иной раз смешновато.
       Но приходилось. С тем же фотокором ТАСС Юрой Набатовым, что к Симонову ездили, мы дважды общались с Олегом Павловичем. Впервые давно, на «Мосфильме», когда Александр Митта снимал «Сказание об Искремасе», фильм, прошедший как-то незаметно. Еще с молодым Табаковым мы сидели на скамеечке во время перерыва между съемками отдельных сцен, ходили в буфет, где облаченный в батюшку его коллега просил у буфетчицы «полсупа и «Беломор», говорили о первых успехах земляка в Москве, которая и слезам не верит, и в то же время для кого-то ни славы, ни денег не жалеет. Уже тогда на обратном пути Олег Павлович подвез нас на своей «Волге» до ближайшей станции метро. Во второй раз – не так давно, когда он приезжал на малую Родину отмечать свой юбилей. Официальная часть была в театре, пригласительные давали избранным, и достать их «просто так» было невозможно. Ну, конечно, приветственные адреса, подарки – все как положено. На неофициальную часть голытьбу, ясное дело, не приглашают, зато нам досталось нечто необычное, совершенно личное – поездка с Табаковым и его сыном по саратовским кладбищам, где захоронены его родные и близкие ему люди.
       Я уже говорил: на столичных театральных подмостках выходцев из Саратова немало, есть и очень известные, но ни один, кроме Табакова, не проявляет к малой Родине никаких благодарных чувств. Конечно, возможности разные, но не только. Олег Павлович просто так устроен: чтит предков и прошлое. Он помогает друзьям юности, с коими жестоко обошлась судьба, или их вдовам, издает книгу о Сухостав, покупает кресла в зрительный зал Дворца молодежи (читай, пионеров), в школу №18, где учился, привозит компьютеры и оргтехнику. Такое, доложу я вам, стоит посмотреть. Так у нас только космонавтов встречают. Всех учеников выводят на улицу в парадной одежде и с цветами, учителя взволнованы, пресса наготове, министры навытяжку. Гремит музыка, все наэлектризованы необыкновенно, смотрят не мигая – и вот она, звездная машина в сопровождении грузовичка с подарками для школы. Речи, стихи в исполнении первоклашек, директриса с красными пятнами на щеках от волнения – расплакаться можно. Легендарный выпускник произносит проникновенные слова и, наверное, представляет себя таким же, как стоящие перед ним мальчишки и девчонки. Ведь в конце-то концов не московской театральной звездой он родился, а скорее … похожим на кота Леопольда – своим парнем в доску, умеющим любить и ценить дружбу. Не зря же в гостиничном номере, куда пришлось заглянуть, блестящий и порою напыщенный Табаков выглядит совсем иначе и с удовольствием уплетает с друзьями юности арбуз, причем не нарезанный ломтиками, а прямо из половинок, ложкой…
       Ничто человеческое и звездам не чуждо. Правда, поездка по кладбищам организована и заранее продумана. Одно из них, Воскресенское, очень старое, аллеи только в центре, а поглубже бурелом и мусор, не пройдешь и вообще не разберешь дорогу к «своей» могиле. Смотрю, однако, туда, куда уверенно направляется высокий гость, прочищено и даже посыпано песочком. Оказывается, накануне было дано задание «соответствующими лицами»: дорожки расчистить, оградки покрасить, подмести и запасти цветы, которые Табаков возложит. «Вам скоро на рыбалке водолазы будут рыбу на крючки насаживать, как кремлевским вождям», - не знаю уж, удачно или не очень шучу я. Олег Павлович реагирует спокойно, без улыбки: а что, вроде того, все может быть… Впрочем, ему не до этого. Молча смотрит на памятники, иногда тихо произносит несколько слов о тех, кто захоронен, больше, конечно, не нам – сыну, вздыхает и, как и все мы в таких случаях, настраивается на философский лад: коли уж устроен так мир, беречь и хранить надо тех, кто с нами рядом. Как можно дольше.
       Конечно, каждый раз, когда великий земляк приезжает, устраивают пресс-конференции, и не слишком изобретательные журналисты задают одни и те же вопросы. Как вам, дескать, что-либо удалось да как посчастливилось. Я давно заметил, любители пытаются окунуть профессионалов в такие дебри искусствоведения, о которых те и не задумываются. Клонят к чему-нибудь вечному, возвышенному: что такое любовь, счастье, вдохновение… Табаков обычно улыбается в таких случаях, говорит что-то дежурное, а однажды, что называется, под настроение, заставил всех открыть рты: «Да какое там вдохновение, какие творческие планы… Пока чувствуешь себя мужиком – все получается, вот и все».
       Сергей Казовский


Рецензии