Лохотрон

Повинуясь внезапному порыву ветра, дикая яблоня, с любопытством заглядывавшая в окно, резко стукнула веткой по стеклу. Мария Ивановна, сухонькая старушка, вздрогнула, оторвавшись от навалившихся тягостных дум.
«Надо обломать. Не в первый раз она заставляет меня пугаться...» - женщина подошла к окну, посмотрела на дерево, потревожившее её, на яркое весеннее солнышко, зависшее высоко в небе.
«Пойду погуляю, - слегка оттаяв душой, подумала Мария Ивановна. – Развеюсь немного, а то засиделась сегодня. Так и закиснуть недолго. От мыслей всяких...»
Но вместо того чтобы начать собираться, женщина вернулась в кресло, поправила волосы, потянулась к пульту от телевизора. Опять реклама. Что на этот раз?.. Нет, она не относилась к людям, постоянно сетующим на обилие телевизионной рекламы, мешающей смотреть путные передачи и прерывающие их, как правило, на самых интересных местах, - Мария Ивановна могла смотреть всё подряд. Особенно любила отечественные сериалы – почти все -  и всегда с нетерпением ожидала начала очередной серии. С удовольствием смотрела и рекламу, останавливавшую показ фильма: а вдруг что-то путное предложат?..
На этот раз представляли «Антал-1» - уникальное, недавно запущенное в производство лекарство от алкоголизма.
«Излечение в кратчайшие сроки! Стопроцентный результат!» - убедительно вещал с экрана молодцеватого вида доктор в белом халате, с фонендоскопом, элегантно свисающим с шеи.
Мария Ивановна слегка напряглась и заинтересованно подалась к телевизору. Нет, алкоголизмом не страдала, опрокинуть рюмку-другую в праздник могла, за хорошим столом. Ну и пускай семьдесят шесть, почему не выпить немного для души, если здоровье позволяет? Праздник всё-таки. И еда-закуска такая – не каждый день на столе. Впрочем, и в особенные дни деликатесами Мария Ивановна не баловалась, хоть и пенсия довольно приличная (как-никак двадцать лет отынженерила в атомной энергетике!), - сказывались долгие годы ограничения себя во всём. Детей надо было вырастить-выучить, скопить денег на новую, хоть и недорогую, мебель, сменить телевизор, сделать косметический ремонт в квартире... Не до деликатесов. Мария Ивановна тяжело вздохнула, блёклые губы задрожали, на глаза навернулись слёзы. О младшеньком подумала - офицере-танкисте, погибшем в Молдавии во время заварушки в девяностых. Какой красавец был!.. А сколько симпатичных девчонок плакало у его могилы!.. Алёшенька был её любимчиком. Хотя и говорила себе, что одинаково любит обоих детей, но в глубине души признавалась: Лёша был ей ближе.
Мария Ивановна подняла выцветшие глаза, услышав: «Звоните прямо сейчас, и вам гарантирована значительная скидка!..»
А вдруг поможет?.. Женщина поспешно схватила с журнального столика авторучку и записала номер телефона на краешке газетной страницы с недоразгаданным кроссвордом - увлекалась этим занятием в свободное время, которого стало значительно больше с тех пор, как старший сын настоял на размене её трёхкомнатной квартиры на две однокомнатные. Захотелось пожить отдельно. Что ж, раз ему так лучше. Ведь всю жизнь им отдала, детям, только об их благе и думала...
Сергею недавно исполнилось сорок пять лет, но он так и не женился. Жил в двух кварталах от матери, встречаться с ней не любил, - так, заходил изредка, как правило, по красным дням календаря – поздравить, выпить... Выпить. «Ох, лучше бы и не приходил вовсе!» - иногда в сердцах думала Мария Ивановна, так тяжело было видеть, как сын наливает одну рюмку за другой, пренебрегая закуской. И ведь знает, что мать поставит на стол бутылочку, так нет – ещё и с собой принесёт пол-литра, а как прикончит обе, практически в одиночку, приставать начинает: «Мам, дай ещё, я ведь знаю, у тебя всегда заначка имеется!..»
И Мария Ивановна, поупиравшись некоторое время, почти всегда сдавалась, доставала припасённую в укромном уголке чекушечку, ведь знала: пойдёт сын домой, всё равно прихватит по дороге ещё водочки... Ненасытный! Весь в отца!.. Ведь умер папаша – от острой почечной недостаточности...
«Звоните прямо сейчас!..» - Мария Ивановна вздрогнула, на этот раз от резкого выкрика ряженого доктора (рекламу крутили повторно), и послушно протянула руку к телефонному аппарату.
На другом конце провода выслушали, записали номер её телефона: «В ближайшее время вам перезвонят...»
В этот день звонка не последовало, напрасно Мария Ивановна с надеждой поглядывала на безмолвный телефонный аппарат, так и не выбравшись на улицу.
Утром решила перезвонить. Перед ней вежливо извинились, сославшись на обилие звонков и посетовав на невозможность быстро обработать огромное количество заявок.
«Вам обязательно перезвонят в течение часа!» - клятвенно заверили её.
На этот раз не обманули. Говорил сильный, решительный женский голос, сначала выспросивший у Марии Ивановны всю информацию, от и до: кому, возраст, как долго, какая степень и так далее, и много более... Мария Ивановна послушно ответила на все вопросы.
- С вас сорок две тысячи пятьсот двадцать три рубля, - заявили безапелляционно. – И это потому, что вчера вы так и не дождались обещанного звонка. Кроме того, учитывая ваш случай, мы делаем дополнительную скидку; итого с вас 28 тысяч ровно.
Мария Ивановна оторопела: за всю жизнь с превеликим трудом скопила тридцать тысяч, но воспользоваться ими сейчас не могла: недавно сняла с книжки и одолжила Лидии, родной сестре, на три месяца, на покупку мебели. И не хотела давать, но уж больно та умоляла, чуть не со слезами на глазах, так приспичило. Уступила, не чужие ведь. А тут - вот так, запросто, вынь да положь!..
- Извините, - мягко, со смущением в голосе, промолвила она. – У меня нет таких денег. Я думала, это обычное лекарство, ну, за тысячу рублей, за две... А покупка такого... Мне не по силам.
- Но вы ведь хотите помочь своему сыну?!. Единственному?.. – возмутился голос. – Он ведь не безразличен вам?.. Что такое даже сто тысяч по сравнению с его благополучием, здоровьем, жизнью?!. Нет  денег? Возьмите кредит! Вы ведь получаете пенсию?.. За погибшего в Молдавии сына приплачивают?.. Так какие проблемы? Рассчитаетесь потихоньку! А чуть позже и поправляющийся благодарный сын подключится – поможет гасить кредит! Ведь он станет полноценным членом общества, у него вся жизнь пойдёт по-другому, и с работой наладится. И помочь ему в этом сейчас можете только вы, Мария Ивановна! В конце концов – займите у соседей, друзей. Ведь наверняка есть люди, которые хорошо относятся к вам и не откажут вам в помощи!.. Мария Ивановна, не теряйте время, алкоголизм – страшная вещь! Спешите! Доставайте деньги и делайте перевод! У вас на это ровно три часа! А лекарство получите через два дня после поступления денег на наш счёт, чудодейственный препарат доставят вам на дом, и с той самой минуты начнётся исцеление вашего сына, а вскоре он будет полностью здоров!.. И знайте: вам крупно повезло! Другим наше уникальное лекарство обходится значительно дороже, ведь мы к каждой проблеме подходим индивидуально. И по пятьдесят, и по семьдесят тысяч платят. Платят – если им, в самом деле, дорога жизнь близкого человека. Не теряйте времени, спешите, спешите!.. – в трубке раздались короткие гудки.
Марию Ивановну залихорадило.
«Что-то надо придумать, что-то надо делать», - завертелось в голове.
Взбудораженная, женщина резко поднялась, отчего сильно кольнуло в пояснице, но она не обратила внимания на боль. Деньги. Сейчас её интересовали только они. Деньги, чтобы спасти единственного сына. Нельзя потерять ещё и его, старшенького.
Мария Ивановна схватила справочник и отыскала в номер телефона одного из банков.
- А сколько вам лет?.. – прозвучал вопрос. – Семьдесят шесть?.. Извините, но мы выдаём кредиты только лицам не старше семидесяти пяти...
Так. Что же делать?.. Мария Ивановна сильно расстроилась, но рук не опустила. Таня. Ну конечно же – Таня!.. Она не откажет, ведь сколько лет вместе, бок о бок проработали. И общались всегда с удовольствием – до сих пор в гости друг к другу захаживаем!.. Кто ещё?.. Светлана Николаевна?.. Тоже вариант. Деньги у неё всегда водятся, причём немалые: сын солидный бизнесмен, а дочка, красавица-танцовщица, недавно вышла замуж за богатого итальянца: познакомились на теплоходе во время круиза... Ну, и по соседям можно пробежаться. Прямо сейчас. И сразу - к Тане! И надо поспешить, ведь сказано: успеть за три часа!.. Мария Ивановна сняла трубку, набрала Танин номер. Слава Богу, дома!.. Договорившись с подругой о встрече, Мария Ивановна стала собираться, накинула лёгкое пальтишко: хоть и весна, и солнышко пригревает, но и снежок ещё лежит кое-где, и ветерок пока ещё так обманчив! И оглянуться не успеешь, как продует...
Первый же визит – к соседке Тамаре – оказался удачным. Мария Ивановна занималась с её сынишкой Ванечкой: помогала выполнять домашние задания по русскому языку и литературе, снабжала книгами из своей довольно богатой библиотеки, которую собирала многие годы, в советские времена отстаивая длиннющие очереди за талонами в книжных магазинах... Да, конечно, пять тысяч – пожалуйста. Да, вечером занесу...
Окрылённая первым успехом, Мария Ивановна вышла на улицу.
«У меня получится! – радостно улыбаясь на ходу, думала она. – Я спасу сына!..»
На автобусной остановке Мария Ивановна встретила старую знакомую: когда-то работали на одном предприятии, в соседних отделах; часто пересекались, общались охотно.
- Здравствуйте, Мария Ивановна! – тепло поздоровалась женщина, весёлая, подвижная, несмотря на возраст (она была на пять лет старше Марии Ивановны). – Куда направляетесь?.. – Внимательные серые глаза смотрели молодо.
Мария Ивановна была так погружена в свои мысли, что, не задумываясь, рассказала знакомой, для которой её проблемы не являлись секретом, о волшебном снадобье для сына, о намерении собрать необходимую сумму во имя его спасения.
Женщина весело рассмеялась.
- Мария Ивановна! – широко улыбаясь, сказала она. – Ну как вы могли поверить в такое?!. Уж от кого от кого, а от вас такого не ожидала!..
Она опять коротко хохотнула и продолжила:
- Ведь это же лохотрон – самый натуральный! Шарлатанство чистейшей воды! Никакого суперлекарства вы не получите; в лучшем случае - так, никчёмные пилюли, которым одна дорога – в мусорное ведро!.. Не понимаю: ну как вы, умная, интеллигентная женщина с высшим образованием, могли попасться на эту удочку?!.
Мария Ивановна растерянно слушала, смущённо глядя в глаза знакомой – такие добрые, чистые, светлые, прозрачно-голубые... И тут... Мария Ивановна будто очнулась, словно какое-то наваждение схлынуло с неё. Вдруг ясно осознала, что произошло, и какую глупость чуть не совершила.
- Господи!.. – только и вымолвила она, испуганно округлив глаза.
- Убивать таких надо! – вдруг раздался голос сзади.
Женщины обернулись.
- Расстреливать без суда и следствия и закапывать за городом, в безымянных ямах-могилах... – уже спокойнее продолжил седоволосый мужчина лет пятидесяти, взглянув Марии Ивановне в глаза. – Ведь вам не доктор перезванивала. Гипнотизёр. Поэтому вы, здравомыслящая женщина, и бросились деньги занимать... А мошенников этих вы потом не найдёте, они облапошат несколько клиентов одновременно, деньги срубят и исчезнут, чтобы вскоре объявиться под другой вывеской и с другим препаратом от той же, весьма распространённой, болезни. А у телевизионщиков одна песня: за содержание рекламы ответственности не несём!.. У меня сестра вот так же...
Мужчина немного помолчал, подбирая слова.
- Тоже сына спасала. Сняла с книжки всё, что удалось скопить, остальное назанимала у знакомых – у кого понемногу, у кого солидные суммы - и заплатила за препарат шестьдесят тысяч. Все любили её очень – раз просит, значит надо помочь... Сын снадобье принимать отказался: «Что за гадость ты принесла?.. Уж лучше я водкой отравлюсь!..» Вот только тогда сестра опомнилась: «Ах, что ж я натворила?!.» Но было поздно. И сыну не помогла, и сама... Тоня... она такая впечатлительная была... – мужчина говорил с трудом: «Стыдно ей было людям в глаза смотреть... Не соображала, что творит. Хоть бы позвонила, сообщила, что в беду попала, - уж конечно, я придумал бы что-то, помог как-то... Один я у неё, кроме сына... А она... Газ на кухне открыла...»
Подбородок у мужчины задрожал, на глазах блеснули слёзы; он поспешно отвернулся. Женщины сочувственно смотрели ему в спину.
- Расстреливать надо подонков... – глухо произнёс мужчина и замолчал.
Подъехала «двойка», Мария Ивановна попрощалась со знакомой, тяжело взобралась по ступенькам: решила всё-таки съездить к Тане, проведать, пообщаться, - раз уж позвонила, напросилась в гости.
Видавший виды «ПАЗик» рыкнул мотором и двинулся по маршруту, оставив позади себя синеватое облачко дыма. Налетевший ветерок весело подхватил его, шутя развеял в воздухе и понёсся дальше вдоль по улице – стучать ветками растущих у домов диких яблонь, просыпающихся от зимней спячки, в тоскливые окна одиноких престарелых пенсионерок...


Рецензии
К сожалению, очень жизненный рассказ

Тамара -Тома   05.03.2009 23:57     Заявить о нарушении
Да уж, примеров тому в последнее время масса.
Спасибо за отклик!))

Лев Леонтьев   06.03.2009 03:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.