Крушение гуманизма век XXI-й

Все это уже было. Помнится, об этом писал Александр Блок в веке ХХ-м. Изменилось ли что-нибудь с того времени? Кажется, ничего. Гуманизма в нынешней литературе (имею в виду литературу нашего века) практически нет. Да можно сказать, даже не практически — нет вовсе. Идеи гуманизма народными массами, по Блоку, не овладевают.
Гуманизм — любовь к человеку. Но к человеку не абстрактному и не к конкретному. Любовь к каждому представителю вида Homo sapiens: к преуспевающему ли бизнесмену, или к опустившейся на самое дно проститутке. Гуманизм Короленко. Гуманизм Горького (Горького, еще не сказавшего: «Если враг не сдается, его уничтожают»). Гуманизм поэтов-фронтовиков. Это — было. А что есть? Гуманизм возможен лишь в строчках тех поэтов, прозаиков, в творчестве которых присутствует сам человек (в той или иной степени). В абстрактных стихах, в псевдопоэзии гуманизма быть не может, поскольку истинный человек — такой, какой он есть, — попросту отсутствует. Может ли пейзажная лирика быть гуманистической? На наш взгляд, нет, поскольку самого человека в ней нет.
Да может ли быть гуманной растерявшаяся, преданная «опальным» Ельциным поставившая его на щит интеллигенция, зараженная (частью) лозунгом «Разрешено все, что не запрещено» (вторая часть лозунга со временем незаметно исчезла)? О гуманизме нашего родного государства сейчас даже вообще речи не идет. Нищая душой Россия стоит на паперти. И никто ей не подает. Некому. Российское государство, кажется, вообще никогда не отличалось гуманизмом.
Наш «гуманизм» — голодный. Если говорить о конкретных носителях гуманистического начала, то вряд ли они смогли бы выжить в мясорубке XX — начала XXI века. Какой силой воли должен обладать человек, чтобы, пережив это все, продолжать любить людей? Послевоенный гуманизм сошел на нет. Россия скоро окончательно сформируется как варварская страна, в которой все решается с позиции силы. Совесть выродилась. Религия стала всего лишь «доходным местом» (чего стоит хотя бы такой факт: один из высокопоставленных церковных деятелей не так давно запретил своим «подчиненным» ездить на иномарках, — дескать, паства может не так понять...).
Человек ныне бежит не к человеку, а от человека. Нет человека в стихах Валерия Капленко и Вадима Осипова (оставим в стороне сравнение уровня этих поэтов). Есть лишь природа. И в этом тоже — бегство от человека. В стихах религиозных наших поэтов — любовь к человеку вообще. И оттого кажущаяся абстрактной. В произведениях большинства екатеринбургских поэтов и поэтесс — лишь они, обиженные на весь мир. Нельзя жалеть своих героев (жалость унижает), нельзя восторгаться ими, нельзя их ненавидеть. Нужно их любить. Просто любить. Просто? Совсем непросто — в любом человеке видеть Человека, не забывая того, что, по сути, каждый из них — продукт своей эпохи. Люди — марионетки, коими двигают либо обстоятельства, либо правители. Не потому ли нет в России нынешней гуманистов, что гуманизм усиленно уничтожают — показом героев-марионеток в прозе, театре, кино? Страной, в которой напрочь уничтожен гуманизм, легче управлять. Быдлом, толпой управлять просто:
Тот, кто не с нами — тот труп!
...Ваша свобода — хаос, ваша мораль — б...!
(Константин Кинчев)
На память приходят лишь три имени — наших, екатеринбургских поэтов. Алексей Решетов. Максим Анкудинов. Лариса Ратушная. И всё! Остальные слишком заняты собой.
Поговорим о прозе. Нынешняя проза выродилась. На мой взгляд, она сегодня делится на две большие группы: в первой царят марионетки (боевики, «дефективы»), часто с рафинированными чувствами («дамские» романы), во второй — натурализм, нередко жесткий. Натурализм «свободен» от психологии, т.е. от описания мотивов поступков человека, от описания его внутреннего мира, его переживаний. Эта проза — не изнутри. Эта проза — извне. Читатель видит действие, а пружины этого действия — скрыты. И создается стойкое ощущение, что герой не сам совершает поступки, а «им совершают». Не он действует, а им действуют. Автор ли, обстоятельства ли, иные люди... И создается (или внушается?) впечатление, что человеком можно (и нужно?) управлять («нам не ищут легких путей», как заявлено в одном из афоризмов). Управляет кто? Человек сильный. Правда — в силе. Исподволь внушается: чиновник прав, потому что он силен. Государство право, потому что... И снова (мы это уже проходили, не помните?!): человек — всего лишь винтик в государственной машине. Так не социальный ли это заказ — натурализм и марионеточность? Переживаниям (реальным, а не «киношным», не «ситкомовским») в жизни места быть не должно! Литературу отворачивают от человека, т.к. человек по нынешней (скрытой) идеологии не должен думать. Нас готовят думать по указке. И скоро скрытая идеология выйдет на первый план. Уже выходит.
Герои — марионеточные, кровь, что льется рекой — тоже марионеточная. Так стоит ли переживать?.. С Садового кольца люди тоже видятся марионетками. «Страшно далеки они от народа...» Да и герои боевиков тоже — страшно далеки... Нам пытаются доказать, что есть они, способные решить проблемы, наказать обидчика. Но проблемы-то почему-то все — криминальные, негуманные. А других проблем — нет? Да нет, есть. Скажем, перхоть и «ураган в животе»...
Писать «извне», снаружи, легко. Не надо знать психологию, да и морально легче. Будешь вживаться в героя — это отразится на тебе, авторе, на твоем физическом состоянии. Жаль себя, любимого...
Не потому ли нынче в огромной моде различного рода реалити-шоу? Да, это тоже своего рода натурализм, но, в отличие от прозаического, в реалити-шоу присутствует психология, в том же пресловутом «Доме-2», как бы его ни хаяли, отчетливо видны мотивы поступков «героев». Знаю, что это реалити-шоу смотрят психологи — с профессиональной точки зрения. Если человеку чего-то не хватает, он это все равно найдет или заменит суррогатом. Отсутствие психологической прозы, в которой решались бы проблемы (или хотя бы описывались оные) маленького Человека (вот именно так — с большой буквы, потому что и маленький человек может быть личностью) и порождают интерес к... Плохо ли это, хорошо ли, не будем сейчас решать. Это — данность. И надо принимать это как данность. Это — оазис гуманизма. Пусть загаженный, но все-таки — оазис. Народ устал от различного рода монстров (фантастических и реальных), от сильных мира сего. Народ хочет героев реальных, жизненных. Тех, кто еще вчера «не был в телевизоре», а сегодня, благодаря «Дому-2» и иже с ним, его знает вся страна. И кто-то узнает: «А-а! Да это же Вася, он в соседнем доме жил!..» Так может, слава богу, что есть этот оазис? Кто-то в этом видит сказку о Золушке, кто-то — человека, поступающего так, как он хочет (пусть даже его и загнали в какую-либо ситуацию).
А насчет литературы... Так и получается, что существует негласная вроде бы договоренность государства с «литератором»: одно «делает заказ» на нереального героя, другой этот заказ исполняет. Всем хорошо...
...Кроме Человека.
19.08.04, 18.04.08.


Рецензии
Вы преувеличиваете, напротив, сами того не замечая, доказываете, что настоящий гуманизм ( не путать с гумусом) не является общественным явлением, а индивидуальным состоянием человека. Если упал плакат на котором был нарисован гуманист и вместо него повесили рекламный баннер, но из этого не следует, что произошло крушение гуманизма, напротив, неосознанно люди научились разливать, где настоящий гуманизм, а где ненужная показуха.
Вы тоскуете по «внешнему» гуманизму, который почти не имел точек соприкосновения с конкретным человеком, что и показало дальнейшее развитие событий после краха коммунистического строя в России. Мы тоскуем о прошлом, что стали хуже, но мы и не были лучше. Лучше были только плакаты на каждом углу. И только теперь у нас появилась настоящая возможность проникнуться гуманизмом к ближнему. Книги, плакаты, лозунги не сделают это за вас. И если вам это не удастся – то это действительно будет крушением гуманизма. А пока об этом говорить рано

Андрэ Семенович   01.05.2008 16:18     Заявить о нарушении
Для гуманизма (в духе Возрождения) должны были быть достаточные экологические и исторические предпосылки, которых у нас, да и на всей планете, не было и УЖЕ не будет.
Слишком много голодных людей.

Виктор Постников   29.12.2008 12:41   Заявить о нарушении