Зависть

       Ночные размышления: «Зависть»

       Заметила, перед сном, если плодотворно поработаю в течение дня, и меня не тревожат разного рода мысли, т.е. если я спокойна и довольна, то мне хорошо думается.
       Я начинаю мысленно просматривать прошедший день и анализировать его: что успела сделать, а что доделаю завтра, кого встретила, с кем и о чем разговаривала, что интересного прочитала и тому подобное. По окончании этого аналитического процесса внутри появляется четкое ощущение завершенности. Последовательности и завершенности. Иногда меня захватывает какой-то один вопрос, и тогда мой мозг будет обрабатывать это уравнение до тех пор, пока не решит его, и, опять же, не придет к общему знаменателю.
       Так было и на этот раз. Меня захватила тема «зависть». Об этом мало приятном, но всеми испытываемом чувстве, я задумывалась и раньше, когда случались в моей жизни те или иные события, но прийти к однозначному, удовлетворившему бы мою сущность, ответу или умозаключению, мне никак не удавалось. И я откладывала эту тему «на потом».
       На сей раз задуматься о людской зависти меня сподвигли размышления немецкого философа Артура Шопенгауэра. В одном из своих философских трудов под названием «О ничтожестве и горестях жизни» он пишет о том, что бесспорным доказательством того, что люди чувствуют себя несчастными, а, следовательно, таковы и на самом деле, является присущая всем людям зависть. «Лютая зависть» просыпается сразу же, как только «возвестят о себе чья-нибудь удача или заслуга, какого бы рода они ни были». И тут же философ подводит итог, который вставил в моем мозгу все файлы на нужное место: «Именно потому, что люди чувствуют себя несчастными, они не могут спокойно видеть человека, которого считают счастливым…».
       И тут меня осенило, почему зависть людская преследует меня ну просто по пятам, и причиняет мне не только неудобства, но и порою реальные страдания. Когда завистливые люди видели меня и начинали считать меня «счастливой» и «удачливой», они прилагали немалые усилия к тому, чтобы сделать меня «несчастной». Завистники места не могли себе найти до тех пор, пока не испортят мне настроение, или не устроят мне козни, неприятности.
       Назвать меня несчастной женщиной или несчастным человеком нельзя, так как, если объективно взглянуть на мою жизнь, то мне, как говорится, «грех жаловаться». Но и счастливой я себя никогда не считала. Жизнь была ко мне благосклонна не более, чем ко всем остальным живым существам на этой планете. Более того нередко я считаю себя незаслуженно обделенной этой самой Жизнью, которую надо ценить и за которую необходимо благодарить, или Богом, или Небом, или Проведением… без разницы кем или чем, главное, обделенной. Все мы считаем, что достойны большего и лучшего. И мне тоже свойственно испытывать зависть по отношению к тому, кого я считаю успешнее, удачливее, везучее и счастливее меня.
       Единственное, что меня радует в данной ситуации, так это моя способность довольно скоро освобождаться от этого мерзопакостного чувства. И его «мерзопакостность» заключается в том, что ощущение зависти разрушительно и губительно прежде всего для того, кто ее испытывает, то есть для ее носителя.
       Зависть подобна раковой опухоли. Она развивается внутри человека со стремительной силой, поражая все внутренности – душу, мозг, сердце… Движимый злой силой, коварной силой, подвластный ей полностью, без остатка, человек начинает уничтожать объект своей зависти, потому что видеть «носителя счастья» или «радости» ему слишком больно. Уничтожает потому, что считает: если уничтожу счастливчика, мне станет легче жить. И вот здесь как раз и таится подвох. Именно в этом моменте заключена вся мерзопакостность зависти. Причинив кому бы то ни было из зависти боль и страдания, завистник начинает страдать еще больше. К разъедающей изнутри зависти присоединяется чувство вины. Заболевает душа. Она ноет, мается. Наступил кульминационный момент! Ты по-прежнему лишен покоя, и счастливее от сделанного не стал, а наоборот, еще несчастнее.
       Возникает вопрос: зачем завидовать? Зачем отдавать себя во власть зависти, если от этого твои, именно твои страдания только увеличиваются?
       Ответ один: зависть губительна и бессмысленна по сути своей.
       Вместо того, чтобы слепо завидовать, мне думается, будет лучше спросить се6я: почему я позволила (позволил) себе настолько запустить свою жизнь и самое себя, что в одночасье стала (стал) чувствовать себя несчастным человеком? Почему я позволила (позволил) себе быть несчастной (несчастным), и опустилась (опустился) до столь низкого и позорного чувства как зависть?
       Когда честно ответишь себе на все эти вопросы, вот тогда и становится понятно, что никто ни в чем не виноват, кроме самого себя. Твоя жизнь – это твоя жизнь, ты сам (сама) ее создаешь, как художник или скульптор создают свои творения. И именно от тебя зависит, какой будет жизнь – светлой, интересной, насыщенной, или наполненной злостью и завистью. И все становится на свои места, и есть шанс изменить свою жизнь, улучшив ее качество и содержание. Потому что понимаешь, что очень многое в твоих руках…
       Я уже было закрыла глаза, и собиралась погрузиться в сладкий ночной сон, как осознала, что злиться на завистливых людей, мстить им за причиненные страдания, и, таким образом, уподобляться им – не стоит. Это все равно, что злиться на инвалида, например, лишенного ног, за то, что он не может ходить, или на психически больного человека за то, что он живет в своем, особом, выдуманном мире. Нужно лишь помнить, что завистливый человек всего лишь глубоко несчастный человек с больной, израненной душой, а, следовательно, он слабее тебя. И здесь есть два варианта: либо ты помогаешь ему «выздороветь» всеми возможными способами, либо не поддаешься на провокации и делаешь как можно более защищенным свое существование от подобных субъектов. Как любила говорить моя бабушка: «Собаки лают, а караван идет». Опять же – выбор за каждым из нас.


Рецензии
Созвучно, Анна. Тоже писала на эту тему.
"Завистливое око смотрит широко" -
http://www.proza.ru/2009/07/21/120

Елена Янге   07.08.2009 01:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.